ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Об образе действования
православных Государей греко-римских
в IV, V и VI веках в пользу Церкви,
против еретиков и раскольников

 

Продолжение. Начало см. в № 14 (62),
№ 15(63), № 16(64), № 17(65),№ 18(66),№ 19(67),№ 20(68)

 


Фрагмент барельефа «Встреча Исаакия Далматского
с Императором Феодосием» на западном фронтоне Исаакиевского
собора (Санкт-Петербург). Идейный замысел композиции –
союз царской и духовной властей

 

 

Мы продолжаем знакомить читателей с оказавшейся в нашем распоряжении очень интересной дореволюционной брошюрой «Об образе действования православных Государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников» (изд. 2-е. М., 1860). Работа представляет собой написанное в Московской Духовной академии курсовое сочинение историка Русской Православной Церкви профессора Е.Е. Голубинского, за которое он получил степень магистра богословия. В наше время, в связи с развитием экуменического движения и непониманием духовной угрозы, которую несет в себе насаждение идеологии толерантности по отношению к враждебным Православию учениям, труд видится весьма актуальным.

 

Г

 

Обращаемся к последнему средству, которое употребляли православные Императоры против еретиков, упорных в своем нечестии и своей вражде на Церковь, – т.е. к различным наказаниям.

 

3) Денежная пеня. Феодосий Великий повелел взимать по десяти фунтов золота с каждого из тех, кто дерзнет поставлять еретикам клириков или кто примет на себя это служение или, быв поставлен прежде, будет совершать какие-либо действия, относящиеся к сему служению (Cod. XVI. V. 21). Феодосий Младший присовокупил к сему, что если виновные будут отзываться бедностию, то необходимо взимать указанный штраф с целого общества клириков той секты, к которой они принадлежат (Ibid. V. 65), и распространил этот закон на всех вообще совратителей и тех, кои дозволяли совращать себя (Ibid). Император Иустин I повелел наказывать штрафом тридцать фунтов золота еретиков, которые каким-либо образом достигали недозволенных им государственных должностей (Cod. Iustinian. I. 5. 12).

Гонорий неоднократно подвергал денежному штрафу всех вообще последователей раскола Донатова. В один раз это было по прошению православных пастырей Церкви Африканской. Они, между прочим, просили Государя, чтобы восстановлен был закон Феодосия Великого о взыскании по десяти фунтов золота с еретиков рукополагающих и рукополагаемых (Cod. Theod. XVI. V. 39).

4) Телесное наказание. Возложив упомянутую денежную пеню на последователей раскола Донатова, принадлежащих к классу свободных граждан, Гонорий повелел крестьян отклонять от нечестивого учения учащенными ударами (Ibid. XV. V. 52).

5) Лишение прав наследства и конфискация имущества в пользу казны. Манихеи и евномиане первые подверглись этому наказанию при Императоре Феодосии Великом. Лишив тех и других еретиков права законным образом получать или оставлять наследство, за исключением лиц, принадлежащих к Православной Церкви или по крайней мере присоединяющихся к ней добровольно, и постановив, чтобы все такие имения, как выморочные, по смерти владельцев были отбираемы в казну, Император относительно манихеев постановил еще, что они должны быть лишены всех вообще прав, какие принадлежат другим подданным Империи (Cod. Theod. XVI. V. 17; Ibid. XVI. V. 7), как то: права продавать, покупать, заключать договоры (Cfr. Cod. Theod. XVI. V. 40).

Император Гонорий распространил упомянутое наказание на монтанистов и донатистов (Ibid. XVI, V. 40. 48. 54. VI. 4), быв вынужден упорством одних и возмутительными неистовствами против Православной Церкви других. Обуздать дерзость донатистов страхом подобного наказания между прочим просили Императора и епископы африканские, именно – отцы Собора Карфагенского, бывшего в 404 году, «дабы, – писали они, – по крайней мере, сим страхом от произведения расколов и от еретического безумия удержаны были отлагающие свое очищение и исправление при помышлении о вечном наказании» (Кн. Прав. Соб. Карфаг. Пр. 101). Наконец, Феодосий Младший, желая довершить истребление ересей, начатое и с успехом проведенное его предшественниками, Феодосием Великим и Аркадием, подверг закону о лишении прав наследства всех вообще еретиков, сохранявшихся еще до времени его царствования (Cod. Theod. XVI. V. 65).

Лишая еретиков права оставлять и получать наследство, Императоры в некоторых случаях повелевали отбирать у них имение или угрожали сим еще при жизни владельцев. Так, имения и дома еретиков-владельцев, которые давали у себя убежище еретическим епископам и клирикам и дозволяли устроять молитвенные собрания, были отбираемы в пользу казны или церквей православных, или городовых обществ, немедленно по дознании о сем (Cod. Theod. XVI. V. 8. Vid. ibid. V. 12. 21. 25. 45. Cod. Iustunian. I. 5. 8). Император Гонорий угрожал конфискацией имений всем донатистам. Феодосий Младший, постановив различные меры к искоренению ереси несториевой, повелел наказывать конфискацией имения всех ее последователей в случае их упорства (Cod. Theod. XVI. V. 66).

6) Ссылка. Сему наказанию подвергаемы были преимущественно ересеначальники с их главными сообщниками и вожди ересей, т. е. епископы и клирики еретические. Прежде всех были осуждены на заточение вожди раскола Донатова – Императором Константином Великим. Государь сей, желая воссоединить раскольников с Церковию, от которой они отпали незадолго до него, созывал несколько Соборов (в Риме в 313 г. и в Арле в 314 г.) и употреблял другие меры к примирению, но все было напрасно. Тогда, чтобы наказать виновных и упорных вождей раскола и избавить Церковь Африканскую от новых смут, которые они могли произвести, Константин решился на указанную строгую меру (Подлинный указ не сохранился. О существовании и содержании его мы знаем из упоминаний о нем блаж. Августина. Epistt. 88. 9. Ed. Bened). Впоследствии они подвергаемы были тому же наказанию Императорами Константом и Гонорием. Возвращенные из ссылки самим же Константином, донатисты начали совращать православных не только прельщением, но и прямо насилием и простерли свои неистовства до того, что наполнили ужасом всю Африку. Чтобы удержать их, преемник Константинов, Констант, сначала испытал кроткие меры – отправил в Африку двух своих сановников. Но когда мирным предложениям сих уполномоченных донатисты противопоставили открытый мятеж, тогда Констант, по примеру отца своего, повелел послать в ссылку виновников всех бедствий Церкви – предводителей раскола. Из этого изгнания они снова возвратились при Юлиане и опять начали продолжать свои прежние дела. Закоснение во зле сделало их еще более упорными врагами мира, как это показали они своим поведением на соборе Карфагенском и после него. Быв обличены и посрамлены, они не поспешили принести раскаяние, но только усилили свое ожесточение против Церкви. Посему император Гонорий предписал: «Причетники, диаконы и зловреднейшие пресвитеры донатистов да будут удалены с земли африканской, которую они осквернили святотатственным обрядом (перекрещивания), и сосланы в заточение по одному, каждый в свою страну» (Cod. Theod. XVI. V. 52).

После вождей раскола Донатова, Константин Великий подверг ссылке Apия с его сообщниками. Император еще на Соборе Никейском объявил, что всякий, противящийся догматам веры, как нарушитель божественных определений будет наказан ссылкою (Соз. I. 20). Когда Apий и его единомышленники действительно воспротивились принять изложенные Собором догматы веры, Константин привел в исполнение свою угрозу. Сосланы были: сам Арий, низложенные епископы – Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Феона Мармарикский и Секунд Птоломаидский; диакон Александрийский Евзой и еще некоторые из друзей Apия в Александрии (Сокр. I. 8. Соз. II. 21. 27).

Феодосий Великий повелел отправить в ссылку Евномия, когда узнал, что этот ересеначальник учреждает с своими последователями церковные собрания и, привлекая к себе толпы, совращает легковерных чтением своих сочинений (Соз. VII. 17).

Император Аркадий, повелев изгнать епископов и клириков евномианских и монтанистских из всех городов, присовокупил, что если после того они и в деревнях будут привлекать к себе народ и учреждать недозволенные собрания, то подвергнутся заточению навсегда (Cod. Theod. XVI. V. 34). Закон этот дан был Аркадием чрез несколько дней после того, как возведен был на кафедру Константинопольскую св. Златоуст, и, как можно догадываться (Vid. Baron. Annal. 398. LXXVII. Gothofredi Annott. ad. h. leg), по совету сего архипастыря.

Феодосий Младший послал в заточение Hecтopия с его главными сообщниками после Вселенского Собора Ефесского (Имение ересеначальников Император повелел отдать Церкви Константинопольской. Evagre. I. 7. Vid. Baron. annal. 436. II. III. Rescript. Theodos. Gfr. Pagium. 435. II). Тот же Император угрожал ссылкою всем предстоятелям раскола савватианского, в случае если они не перестанут праздновать пасху вместе с иудеями (Cod. Theod. XVI. VI. 6).

Император Маркиан сослал предводителей ереси евтихианской, как то: Диоскора Александрийского, известного своими насилиями на соборище ефесском, Тимофея Елура, производившего в Александрии после Диоскора открытые возмущения, и с ними некоторых других (Evagr. II. 5. 8), и угрожал лишением имущества и ссылкою всем епископам и клирикам упомянутой ереси, которые позволят себе рукополагать других епископов и клириков из своей секты, равно как и вновь рукополагаемых ими. Тем же наказанием Маркиан угрожал вообще всякому, кто дерзнет писать что-либо против Халкидонского собора или иметь, читать и списывать изданные против него сочинения (Cod. Iustinian. I. 5. 8).

Наконец, были подвергаемы ссылке те из еретиков, кои, собирая публично или тайно толпы народа, дерзали производить прения о догматах веры. Это наказание постановил Феодосий Великий и подтверждали Гонорий (Cod. Theod. XVI. V. 45) и Маркиан (Cod. Iustinian. I. 5. 8). Такая строгость была необходима по тем смутам, какие происходили не только в Церкви, но и в государстве от сих прений. Св. Григорий Богослов и св. Григорий Нисский свидетельствуют, что страсть к богословским прениям была одною из господствующих болезней того времени во всех классах общества и даже в простом народе (см.: Григ. Богосл. Слово о Богосл. 1 е. С. 6.; Слово 32-е о соблюдении доброго порядка в собеседовании и пр. С. 155-156, 159-162. Русск. перев. в Твор. св. отец. S. Gregorii Nyssen. Orat. de Deitate Filii et Spiritus Sancti. Opp. t. 3. Ed Morrеlli. p. 466).

Кроме отдельных лиц известной секты, иногда подвергаемы были ссылке и все последователи некоторых лжеучений, вначале еще малочисленные. Так поступил Император Гонорий с последователями лжеучения Иовинианова, желая положить конец этой секте при самом ее появлении. Сослав ересеначальника на один из островов Адриатического моря (Боа в Далмации), Император в то же время приказал всех последователей его развесть по одному на другие острова, «дабы, – как сказано в указе, – чрез такое рассеяние лиц прекратилось их суеверное соумышление» (Cod. Theod. XVI. V. 53). Тот же Император повелел лишать имений и отправлять в ссылку всех единомышленников Пелагия (Vid. Baron. Annal. 418. XX. sq).

 

 

Продолжение следует

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник