ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Об образе действования
православных Государей греко-римских
в IV, V и VI веках в пользу Церкви,
против еретиков и раскольников

 

 


Второй Вселенский собор, созванный Императором Феодосием Великим
против ереси Македония Фреска Воскресенского собора в Тутаеве

 

Продолжение. Начало см. в № 14 (62).

 

Мы продолжаем знакомить читателей с оказавшейся в нашем распоряжении очень интересной дореволюционной брошюрой «Об образе действования православных Государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников» (изд. 2-е. М., 1860). Работа представляет собой написанное в Московской Духовной академии курсовое сочинение историка Русской Православной Церкви профессора Е.Е. Голубинского, за которое он получил степень магистра богословия. В наше время, в связи с развитием экуменического движения и непониманием духовной угрозы, которую несет в себе насаждение идеологии толерантности по отношению к враждебным Православию учениям, труд видится весьма актуальным.

 

2. КАКИМ ОБРАЗОМ
ДЕЙСТВОВАЛИ ХРИСТИАНСКИЕ
ИМПЕРАТОРЫ В ПОЛЬЗУ ЦЕРКВИ ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ
И РАСКОЛЬНИКОВ

 

Какие же меры употребляли православные Государи Греко-римской Империи против еретиков и раскольников? Здесь мы имеем в виду изобразить те действия правительства Греко-римской Империи, какие оно употребляло в отношении к еретикам уже после совершения над ними суда церковного. Хотя ожесточенное упорство и делало их недостойными снисходительности, но Государи не переставали испытывать над ними меры кротости, простирая к ним и после осуждения свои увещания и открывая для них новые способы к вразумлению в совещаниях соборных. Что же касается до мер строгих, то они или упадали на целое общество зараженных другим лжеучением или обращались в личное наказание упорствующих в своем заблуждении. Таким образом все способы, коими старались действовать православные Императоры против еретиков и раскольников, могут быть разделены на четыре класса: к первому относим убеждения и угрозы; ко второму – соборные совещания; к третьему – отнятие у еретических обществ прав, принадлежавших православным обществам, и, наконец, к четвертому – личные наказания еретиков.

 

А

Руководствуясь духом любви христианской, Императоры греческие и после осуждений соборных старались действовать на еретиков и на увлеченных ими посредством увещаний и угроз. Одни хотели таким образом предотвратить образование еретических сект. Другие старались привлечь к Церкви и еретиков, существовавших уже отдельными сектами. Вообще, не желая без нужды прибегать к мерам строгим и решительным, православные Государи простирали к еретикам голос кроткого убеждения или пытались действовать на них угрозою, во всех тех случаях, когда еще можно было хотя сколько-нибудь ожидать от сего успеха.

Первый пример такого вразумления еретиков представляет св. Константин. Он обращался со своими увещаниями к Арию и его сообщникам. Желая в самом корне истребить зло, которым угрожало Церкви лжеучение и отпадение Apиево, Константин усердно старался возвратить в недра Церкви самого ересеначальника. Для сего неоднократно писал он к Apию, убеждая еретика оставить осужденное вселенскою Церковию лжеучение и принести раскаяние (Сокр. I. 25). Не довольствуясь тем, Константин вызвал Apия из ссылки в Константинополь и снова лично увещевал примириться с Церковию (Ibid). Но старания Государя, ревностно заботившегося об умиротворении Церкви, не увенчались желаемым успехом. Упорный еретик, по совету своих друзей и единомышленников, изъявил раскаяние, но притворное, и обманул Государя. Когда Константин потребовал от него письменного изложения веры, то Арий составил и представил ему такое изложение, в котором, вовсе не показывая прямого отречения от своей ереси, старался только прикрыть ее такими словами, которые можно было толковать в ту и другую сторону, и которые сам он понимал в смысле своего лжеучения (Соз. II, 27).

Кроме Ария, благодушный Император обращался с убеждениями и к его сообщникам. Когда на соборе Никейском ересь и ересеначальник были осуждены, Константин старался вразумить тех, кои увлеклись лжеучением прежде, нежели произнесен был над ним суд Церкви. Так, извещая Церковь Александрийскую о постановлении собора Никейского, он писал единомышленникам Apия: «Возвратимся к возлюбленным нашим братиям, от которых удалил нас безстыдный служитель диавола (Арий), поспешим к общему телу и искренним нашим членам; ибо и вашей проницательности, и вашей вере, и вашей святости прилично, узнав об обличенном обмане того, который оказался врагом истины, возвратиться к божественной благодати <...>. Bсе с готовностию вступите на путь истины» (Сокр. I. 9). По всей вероятности, Константин писал то же и к другим Церквам, куда успело проникнуть лжеучение. Какой вообще был успех его стараний, мы не можем сказать с точностию, но в Александрии голос его был услышан не всеми. Против некоторых упорных он вскоре был вынужден употребить меры строгости (Соз. II. 21).

Подобно Константину Великому поступил Феодосий Младший после Вселенского Собора Ефесского. Когда на этом Соборе осужден был ересеначальник Несторий, то Император прежде всего старался подействовать на единомышленников его мерами кроткими и, как сам свидетельствует (Vid. apud. Baron. 432. XLVII. Epist. Theodos. ad Acaciuinm Borveensem), употребил все усилия к восстановлению нарушенного мира Церкви. Он писал к сообщникам Hecтория, убеждая их возвратиться в недра Церкви; писал ко многим из православных епископов и даже к некоторым пустынножителям и подвижникам (напр., Симеону Столпнику), прося у всех их содействия и помощи к восстановлению нарушенного мира (Vid. apud Baron. 132. XLVII, XLIX). Из единомышленников Hecтория особенно желал он возвратить Церкви Православной Иоанна, Патриарха Антиохийского (Vid. ibid. XLVIII). В стараниях своих он был несколько счастливее Константина. Хотя не успел он предупредить возникновение ереси несторианской; но Иоанн Антиохийский, сильнейший из единомышленников несториевых, и некоторые другие из значительнейших епископов скоро оставили еретика, с раскаянием возвратились в Церковь и возвратили с собою в нее многих.

В других случаях видим, что православные Императоры с увещаниями и вместе с угрозами обращались к целым сектам, отделившимся от Церкви. Так поступил Феодосий Великий при самом восшествии на престол. Пред ним в Империи восточной, в продолжение более 40 лет, господствовали ариане под покровительством Констанция и Валента. Еретики успели завладеть большею частию епископских престолов в Империи и отовсюду изгнать православных предстоятелей. В самой столице у православных не было не только своего епископа, но даже ни одной церкви. Феодосий немедленно по принятии царской власти решился положить конец такому несчастному положению дел. Он дал обет быть ревностным поборником Церкви против еретиков, употребить все усилия к рассеянию их обществ, и во исполнение своего обета, в самом начале своего царствования, в виде эдикта, издал увещательное воззвание ко всем своим подданным, в котором, объявляя о своем намерении неуклонно следовать исповеданию чистой веры апостольской, всех призывал держаться того же исповедания и веровать согласно с предстоятелями Православной Церкви. Он писал: «Хотим, чтобы все народы, состоящие под милостивым правлением нашим, пребывали в той вере, которую блаженный Петр Апостол предал римлянам и которой следуют первосвященник Дамас и епископ Александрии Петр». Вместе с сим, повелевая, чтобы имя кафолических христиан никто из еретиков не дерзал присвоять себе, и лишая их некоторых преимуществ, предоставленных православным, он угрожал упорствующим и Божиим судом и своим гневом (God. Theod. XVI. I. 2). К сожалению, однако, должно сказать, что ни увещание, ни угроза не победили людей, закосневших в своей ожесточенной вражде против истины.

Впоследствии Феодосий пытался увещаниями расположить к возвращению в недра Православия и других упорнейших еретиков в его царствование – македониан. Еретики сии в правление Валента, в следствие гонений от господствовавших тогда ариан (Соз. VI. 10), искали союза с православными. Для сего они обращались к римскому епископу Ливерию, представили ему исповедание веры и были действительно приняты им в общение церковное (Соз. VI. 11). Но по смерти Валента, когда прекратились гонения, македониане снова отпали от Церкви и даже постановили ни под каким видом не сообщаться с теми, которые принимают Никейский символ (Сокр. V. 4). Имея в виду этот хотя кратковременный и неискренний союз македониан с Православною Церковию, Феодосий питал надежду снова видеть их в ее недрах. Созвав в 381 году Вселенский Собор в Константинополе, на котором положено было между прочим произнести и торжественный суд над лжеучением Македония, Император, вместе с Отцами Собора, употребил все средства убеждения, чтобы вразумить упорствовавших в своем лжеучении. Он напомнил им между прочим и о посольстве их к Ливерию, и о том, что недавно сами они искали союза с православными. Но надежда Государя и все старания его оказались тщетными. Еретики, не обращая ни на что внимания, объявили, что скорее признают исповедание арианское, чем веру в единосущие Святой Троицы (Сокр. V. 8).

Безуспешность кротких вразумлений в настоящем и в других указанных нами случаях ясно показывает, что потребны были более сильные меры к обузданию еретиков и к вразумлению увлекаемых ими.

 

Продолжение следует

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник