ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Об образе действования
православных Государей греко-римских
в IV, V и VI веках в пользу Церкви,
против еретиков и раскольников

 

 


Император Феодосий Великий на II Вселенском Соборе
Фреска в сербском монастыре Высокие Дечаны, XIV век

 

Продолжение. Начало см. в № 14 (62).

 

Мы продолжаем знакомить читателей с оказавшейся в нашем распоряжении очень интересной дореволюционной брошюрой «Об образе действования православных Государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников» (изд. 2-е. М., 1860). Работа представляет собой написанное в Московской Духовной академии курсовое сочинение историка Русской Православной Церкви профессора Е.Е. Голубинского, за которое он получил степень магистра богословия. В наше время, в связи с развитием экуменического движения и непониманием духовной угрозы, которую несет в себе насаждение идеологии толерантности по отношению к враждебным Православию учениям, труд видится весьма актуальным.

 

Но нужно ли было Церкви внешнее содействие? Нужны ли были те меры, которые предпринимали Императоры против еретиков? Церковь Православная прежде всего сама ограждает себя и чад своих как от всех своих врагов, так и в особенности от еретиков и раскольников. Она имеет собственные средства ограждать чад своих от пагубных лжеучений, измышляемых и проповедуемых еретиками, и привлекать в свои недра самих виновников лжеучений и увлекающихся ими. Средства Церкви к сему суть: богодарованная ей власть вязать и решить и слово и писания ее пастырей и учителей. Своею духовною властию она исключает упорных и закоснелых в заблуждении из своего общества и лишает тех благ духовных, какими, по благости Божией, имеют право пользоваться ее верные чада, и тою же властию снова принимает их на лоно свое, когда придут в сознание своих заблуждений и возжелают соединения с нею. Словом и писаниями пастырей и учителей Церковь Православная всем ясно доказывает и пред всеми победоносно защищает непогрешимую истину содержимого и преподаваемого ею богооткровенного учения, и законность и необходимость существующих в ней установлений. Словом и писаниями пастырей и учителей она пред всеми обличает неосновательность и лживость учений, проповедуемых еретиками, утверждает в вере верующих и призывает к ней заблуждающихся. Без тех средств, какие употребляет сама Церковь против еретиков, никогда не были бы действительны против них меры внешние, гражданские. Как внешние, они и производили бы действие только внешнее, которым никак не может удовлетвориться Церковь; в то же время они были бы насилием и жестокостию. Но в соединении с собственными мерами Церкви нередко необходимы бывают и меры внешние. Одни собственные усилия Церкви не всегда могут быть действительны против людей, руководящихся в своей деятельности побуждениями вражды, честолюбия, властолюбия и вообще силою страстей разрушительных, против людей, ослепленных до упорства и ожесточения и отвращающих слух свой от истины. Люди, не внимающие поучающему и обличающему гласу Церкви и совращающие других в свои заблуждения, могут быть останавливаемы только внешними принудительными мерами; и конечно, они должны быть останавливаемы таким образом, если власть государственная признает своим долгом ограждать и защищать Церковь Православную.

Что же мы видим в древней Православной Церкви? Пастыри и учители Церкви со всею ревностию старались ограждать чад ее от лжеучений и привлекать в ее недра отделившихся от нее; со всею силою защищали истинное и божественное учение, содержимое Церковию, и поражали лжемудрования еретиков. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас писания знаменитейших отцов и учителей Церкви. Можно сказать, что не было из них ни одного, который бы не посвящал хотя части трудов своих обличению и опровержению ересей и защищению учения Церкви; а многие посвящали сему делу большую часть трудов своих. И в какое другое время Церковь имела таких провозвестников истины и поборников ее против лжеучений еретических? Между именами защитников древней Православной Церкви и обличителей ересей стоят имена святых: Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, блаженного Августина и всех знаменитых отцов и учителей IV и V веков. Но голос и таких пастырей не всегда доходил до слуха еретиков. Слово истины, ими возвещаемое, привлекало умы не предубежденные, но нередко оставалось без успеха в борьбе со слепым упорством и ожесточением, а иногда даже возбуждало в сердцах упорных и ожесточенных людей только большую вражду против свидетелей истины. Оттого и стараниями таких великих пастырей не всегда могли быть останавливаемы дерзкие усилия еретиков к распространению заблуждений. Что же оставалось делать против всех таких людей?

Тогда сами православные пастыри находили нужным напоминать Императорам, что власть «предается им от Бога не только на управление миром, но преимущественно на охранение Церкви». Так писал святой Лев, папа римский, к Императору Льву (Epist. 150. С. 3. Ed. Ballerin). Тогда сами пастыри оправдывали посредство гражданской власти в низложении непокорных еретиков. Объясняя слова долготерпеливого господина в притче евангельской: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу. Оставите расти обое купно до жатвы (Мф. 13, 29, 30), святой Иоанн Златоуст говорит: «Господь не запрещает останавливать успехи еретиков, заграждать им уста, обуздывать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры» (Беседа XLVI на Евангелие от Матфея). Пастыри Церкви даже прямо обращались к Императорам с просьбою о содействии к ограничению дерзости еретиков и к совершенному искоренению ересей. Так, святой Григорий Богослов обращался со своими представлениями к Императору Феодосию Великому чрез посредство Патpиapxa Константинопольского Нектария. Святитель Григорий хотел внушить Государю, чтобы он обратил свое внимание на ариан, евдоксиан, македониан и аполлинаристов, вопреки собственным распоряжениям Государя, нарушавших права Церкви в некоторых местах Империи. Они открыто проповедывали свои лжеучения и устрояли свои молитвенные собрания в Каппадокии, где жил святитель Григорий по удалении из Константинополя. В той же Каппадокии находился в ссылке Евномий, который, по выражению Григория, старался всех привлечь к своему хульному учению. По сему случаю великий пастырь, незадолго пред тем восстановивший Православие в стенах столицы, писал к Нектарию: «Если нечестиво умствующие имеют право иметь свои собрания, да рассудит твоя испытанная во Христе мудрость, что когда мы не согласны с ними в образе мыслей, дать им право иметь свои собрания значит не иное что, как признать, что их учение истиннее нашего. Ибо, если дозволяется им, как благочестивым, учить сообразно с их образом мыслей и свободно проповедывать содержимое ими учение, то не явно ли сим осуждается учение Церкви, как будто истина на их стороне? Не естественно быть истинными двум противным учениям об одном и том же. Как же твой великодаровитый и высокий ум потерпел, чтобы не воспользоваться обычною свободою к уврачеванию такого зла? Но, если прежде не было сделано сего, по крайней мере теперь да восстанет твое неукоризненное в добродетели совершенство и внушит благочестивейшему Царю, что не будет никакой пользы от всей заботливости его о Церкви, если такое зло, стремящееся к ниспровержение здравой веры, усилится по причине данной им свободы» (К Нектарию послание 2. Творения св. Григория Богослова, в русском переводе. С. IV. С. 193). Подобным образом целый Собор Отцов Церкви Африканской обращался к императору Гонорию с прошением о помощи против донатистов. Отцы Собора Карфагенского 404 года, отправляя к Императору посольство, повелели своим посланникам просить у него: а) против неистовства оных отщепенцев дати божественную помощь, не необычайную, – говорят отцы, – и не чуждую святым Писаниям; b) возобновить и подтвердить против них некоторые прежде данные законы*; с) повелеть, чтобы даваема была (православным предстоятелям Церквей) помощь от власти каждой области (Книга Правил, Карфагенского Собора правило 104).

Наконец, укажем еще на послание папы Ормизды к Императору Иустину I, восстановившему Православие в Константинополе после Анастасия. Побуждая Иустина к совершенному искоренению ереси евтихианской, папа писал: «Сделай так, чтобы враг не имел убежища, из которого бы мог снова восстать; отними у него всякую защиту, и если даже остаются какие-нибудь следы его, все cиe изгладь кроткими мерами; да потребится всякое семя нечестия; богопротивный ствол да истребится, дабы зараженный ядом корень нечестия и не совершенно потребленный не расширился снова и не пустил отпрысков» (Epist. XLIV, ad Iustinum).

 

 

* Именно: a) «Да соблюдается закон, изданный Феодосием, о взыскании по десяти фунтов злата с еретиков, рукополагающих и рукополагаемых, такожде и с владельцев, у которых будет усмотрено собрание их». Вместе с тем Отцы просят, чтобы сила сего закона была распространена на тех, «противу наветов коих представили свидетельства приявшие попечение о кафолической Церкви, дабы по крайней мере сим страхом от произведения расколов и еретического безумия удержаны были отлагающие свое очищение и исправление при помышлении о вечном наказании; б) да будет возобновлен доныне существующий закон, который отъемлет у еретиков право взимати что-либо, или при рукоположениях, или по завещаниям, и, просто рещи, у ослепленных безумных своим предубеждением и хотящих пребывати в заблуждении донатистов, да отымется власть или оставляти что-либо, или взимати собственное».

 

 

Продолжение следует

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник