ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Урок всепобеждающей веры Христовой

 

 


Колокольня Введенского собора Оптиной Пустыни

 

Окончание. Начало см. на стр. 12.

 

Один из них, преподобный Моисей, стал настоятелем монастыря, а его родной брат, преподобный Антоний, – скитоначальником. Старца Моисея отличало глубокое упование на Промысел Божий, он был заботливым отцом для братии, нищелюбивым и смиренным, обладая великой мудростью, скрывал свои духовные дарования. Старец Антоний также был мужем святой жизни. Когда из скита его перевели в Малоярославецкий монастырь на должность настоятеля, он сильно скорбел и молился святителю Митрофану Воронежскому. Святитель явился преподобному и сказал: «Ты пожил в раю. Теперь тебе надо немного поскорбеть».

Современная Оптина, как и прежняя, напоминает всем посещающим ее о Райских обителях. Как только мы зашли в ограду монастыря, нас объял аромат цветущей липы. Кругом на газонах пестрели цветы, в неописуемом разнообразии и количестве.

Мощи преподобных Моисея и Антония почивают в Казанском храме. Там же покоятся и мощи мудрого преемника преподобного Моисея по управлению обителью – преподобного Исаакия I, при котором Оптина еще больше расцвела как в духовном, так и в материальном плане. Тут же временно пребывают мощи преподобных Амвросия и Нектария, обычно находящиеся во Введенском соборе, в настоящее время закрытом на ремонт.

Основной усыпальницей старцев служит Владимирский храм, в котором можно приложиться к мощам преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Иосифа, Варсонофия и Анатолия Младшего. Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Оптинского старчества. Его родоначальник, преподобный Паисий Величковский, благословил Владимирским образом своего ученика, преподобного Феодора Свирского, наставника преподобного старца Льва. С этой иконой старец Лев и приехал в Оптину, когда преподобный Моисей вымолил у Бога для обители благодатного духовного наставника. Впоследствии икона постоянно находилась в прихожей старца Льва, где угодник Божий принимал посетителей. Перед ней горела неугасимая лампада, маслом из которой старец помазывал больных, и многие получали исцеление от своих недугов.

Сподвижником преподобного Льва был старец Макарий, особое внимание уделявший стяжанию добродетели смирения и воспитанию ее в своих учениках. В этом отношении своей жизнью он показывал ближним пример, заставляя трепетать демонские полки. Как-то один бесноватый ударил старца по щеке. В ответ отец Макарий процитировал слова Святого Евангелия: Если кто ударит тебя в правую ланиту, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39), – и обратил к обидчику вторую щеку. Не терпя такого смирения, бес вышел из одержимого.

Преемником преподобного Макария по управлению Скитом стал преподобный Иларион. Еще находясь в миру, он много потрудился в борьбе со «старообрядческим» расколом и сектантством, а в монастыре продолжил свой подвиг.

Учеником преподобных Льва и Макария был преподобный Амвросий. Под их руководством он преуспел в духовной жизни, стяжав умно-сердечную молитву, которая ставила его вне законов природы. Однажды двое келейников старца сподобились видеть его молящимся на воздухе. Таких же духовных высот достиг и ученик преподобных Макария и Амвросия, преподобный Анатолий Старший.

Тридцать лет келейничал у преподобного Амвросия другой его ученик, преподобный Иосиф. Келья старца стала для него Духовной Академией. Он унаследовал от преподобного Амвросия все его добродетели и духовные дары рассуждения, прозорливости и чудотворения.

Чему же учит этот духоносец? «Всем нам, чадам Единой Святой, Соборной, Апостольской Вселенской Церкви в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для сего руководственные правила. Эти правила заключаются прежде всего в книге, именуемой „Кормчая“. Это – сборник правил святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и некоторых Святых Отцов. В конце этой книги, в главе „О Римском отпадении, како отступиша от Православныя веры и от Святыя Восточныя Церкви“, папа римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия. В той же „Кормчей“ книге, в 10-й главе, в 6-м правиле Поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: „Несть достойно еретиком в церковь Божию входити“. А в 33-м правиле того же Лаодикийского Собора сказано: „С еретики и со отвергшимися от Соборныя Церкве да не помолится никто“». Как это наставление актуально в наши дни, отмеченные развитием экуменического движения!

Преемником преподобного Иосифа стал старец Варсонофий, бывший в миру полковником казачьих войск. Много скорбей перенес он, живя в Скиту, но мужественно и безропотно все претерпел, упражняясь в Иисусовой молитве и изрядно преуспев в этом делании. Одному своему духовному сыну преподобный говорил: «Нам, старцам, даны духовные очи. Вот ты находишься в Петербурге, а я в Оптиной. Ты думаешь, я тебя не вижу? Когда надо, я тебя увижу».

После преподобного Варсонофия в Оптиной было сразу два старца – преподобные Анатолий Младший и Нектарий. Будущий исповедник насельник Оптиной Пустыни иеромонах Даниил (Фомин) однажды сподобился видеть преподобного Анатолия Младшего в сиянии фаворского света. Прозревая духовными очами будущее, старец Анатолий говорил: «Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие. И вот, вследствие оскудения благочестия, появятся в Церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни. От того ереси распространятся всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать преданное Святыми Отцами от Духа Святаго учение Церкви и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни». Эти пророческие слова во многом исполняются уже в наше время.

И преподобноисповедник Никон, и преподобные Анатолий и Нектарий дожили до гонений на Церковь. Они безбоязненно противостояли различным реформаторам, которые в годы революции пытались «модернизировать» Русскую Церковь. Ими было составлено «Обращение Оптинских Старцев против обновленческого раскола», которое упоминает в своих трудах митрополит Мануил (Лемешевский).

Последним настоятелем Оптиной Пустыни перед ее закрытием был преподобномученик Исаакий II, расстрелянный в 1937 году и погребенный в братской могиле в Тульской области. Перед казнью богоборцы предлагали ему сложить с себя священный сан, но Святой мужественно ответил палачам: «От креста своего не побегу».

Кроме Собора преподобных Старцев Оптинских, общецерковно прославлен также целый сонм новых мучеников и исповедников Оптинских, в который входят: преподобномученики Евфимий, Иоанникий, Лаврентий, Серафим, Пантелеимон, Евтихий, Авенир, Савва, Марк, Рафаил, Викентий, Гурий, Пафнутий, Игнатий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит и Севастиан и мученик Борис.

Погребены в Оптиной также и многие непрославленные подвижники благочестия. Например, на скитском кладбище покоится схимонах Николай по прозвищу Турка, бывший в миру турецким пашой (генералом). Видя мужество и терпение русских пленных, которых жестоко мучили магометане, он уверовал во Христа и возжелал принять Крещение, но желание его исполнилось лишь спустя много лет. Николай претерпел различные мучения ради Господа, а последние свои дни провел в благословенной Оптинской обители, сподобившись еще при жизни лицезреть обители райские.

Еще одним мужем высокой духовной жизни можно, без сомнения, назвать схимонаха Иоасафа, погребенного на новом братском кладбище монастыря. Около двадцати лет отец Иоасаф страдал за Христа в лагерях и почти столько же провел в затворе. Ему трижды являлась Пресвятая Богородица, а скончался исповедник на праздник Благовещения его Неотступной Покровительницы в 1976 году.

Есть в Оптиной и свои подвижники-миряне, подобные Дивеевским благотворителям Николаю Мотовилову и Михаилу Мантурову, – это философ Иван Васильевич Киреевский и его супруга Наталья Петровна Арбенева. На их средства Оптина Пустынь издавала святоотеческие переводы трудов преподобного Паисия Величковского. Также в монастыре погребены схимонахиня Амвросия (Ключарева) и ее внучки, чистые отроковицы Вера и Любовь, в имении которых преподобный Амвросий устроил Шамординскую обитель. Покоится в Оптиной и родной брат святителя Игнатия (Брянчанинова), монах Михаил (Брянчанинов), и внучатый племянник преподобного Серафима Саровского, Иван Михайлов. Как о подвижниках высокой духовной жизни преподобный Варсонофий говорил о девице Варваре, похороненной за алтарем Введенского собора, а также о погребенном в обители слепом иноке Иоанне...

В 1987 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1993-м Оптина принесла Господу жертву чистую и непорочную: 18-го апреля, на Пасху, сатанистом были убиты три ее насельника – иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Мучениками в самый главный православный праздник они предстали пред Господом, и сегодня множество людей свидетельствуют о благодатной помощи Божией, которой они сподобились по молитвам убиенных братьев.

Об Оптиной Пустыни, ее преподобных Старцах, их подвигах и чудесах, выпестованных ею подвижниках благочестия, мучениках и исповедниках можно говорить еще долго. Но мы ограничимся тем, что уже поведали читателю. Приложившись к святыням обители, заказав требы, побывав в монастырских иконной и книжной лавках, мы отправились в обратный путь, исполненные благостных впечатлений.

История славного города Козельска и благословенной Оптиной Пустыни преподает нам урок глубокой веры в Бога, упования на Его милость и основанных на них, как на твердом фундаменте, мужества и отваги. Как нам всем сегодня необходимы вера, надежда, любовь и верность Господу, которые стяжали и проявили в своей жизни преподобные Оптинские Старцы и их ученики, а также отважные козельчане! Если хотя бы малую часть этого духовного сокровища нам удастся стяжать, тогда и мы будем способны верою побеждать царства, творить правду, получать обетования, заграждать уста львов, угашать силу огня, избегать острия меча, укрепиться от немощи, быть крепкими на войне и прогонять полки вражии (см.: Евр. 11, 33–34).

 

Александр МАЛИНИН

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник