ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МОНАРХИЯ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Царь Иоанн IV – это абсолютно самоотверженный русский Государь»

 

Окончание беседы с протоиереем Владиславом Озеровым

 

 

 

Окончание. Начало см. в № 14 (62).

 

Батюшка, в начале нашего разговора Вы упомянули Царя Иоанна IV Грозного. Как известно, существуют очень разные мнения об этом Государе, даются различные оценки его личности и деятельности. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.

– К Царю Иоанну IV я отношусь с глубоким благоговением, хотя пришел к этому не сразу. Мы, к сожалению, зачастую имеем множество стереотипов, возникших, в частности, в результате советской пропаганды, влиянию которой в свое время подверглись. А что касается Иоанна Грозного – это самый оболганный Царь: наверное, на Руси больше не было такого Царя, смысл деятельности которого настолько бы извратили. Однако как великого государственного деятеля я почитаю Царя Иоанна уже давно, а в последнее время пришел и к осознанию его святости. Потому что когда начинаешь серьезно осмысливать его деятельность, понимаешь, что Царь Иоанн IV – это абсолютно самоотверженный русский Государь, который всю жизнь свою положил на служение Богу и своему народу. А то, что про него говорят, – надо понимать, кто это говорит, на чьих «свидетельствах» основываются историки. Например, один из «свидетелей» – Антоний Поссевин, католик-иезуит, проваливший свою миссию по совращению Иоанна Грозного в католичество. Что же еще, кроме лжи и клеветы, он мог источить в отношении русского Царя? А другой наветчик – предатель князь Курбский, сбежавший от Государя. Разве его сочинения заслуживают доверия?.. Вот и получается, что все «свидетельства современников», на которые многие предпочитают опираться как на достоверные исторические документы, это лишь выдумки аферистов, питавших личную неприязнь к Царю Иоанну IV и к России. Разве мы можем составлять свое мнение о Государе со слов этих людей?

А когда узнаешь реальные факты, начинаешь отходить от навязанных стереотипов. Например, Царь Иоанн Грозный был настоящим подвижником, каждое утро он посвящал молитве 5–6 часов. Да сейчас монахи в монастырях в большинстве своем столько не молятся! А если учесть сложность правления в то время – сколько предателей его окружало, какое было сопротивление централизации русской власти, то становится понятно, что действительно была нужна в некоторых случаях жесткость, твердость в управлении государством. Но эта твердость не была чрезмерной: за все годы правления Иоанна IV было казнено примерно 4–5 тысяч человек, в то время как в Европе только одна Варфоломеевская ночь (массовая резня протестантов-кальвинистов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун католического праздника святого апостола Варфоломея. – Примеч. ред.) унесла около 30 тысяч жизней. Так что на самом деле Царя Иоанна трудно назвать жестоким, особенно когда узнаешь, как снисходительно он относился к своим личным врагам – прощал их. А вот с врагами Отечества был твердым. Это был удивительный человек, его жизненный путь вызывает у меня глубокое уважение. Естественно, в его душе происходила нравственная борьба, борьба со своими страстями. Но ведь даже монахи, имея возможность уединения, имея условия, располагающие к преодолению душевных немощей, десятилетиями борются со страстями. А тут человек боролся со своими немощами в тяжелейших условиях предательства внутреннего, от «своих», и постоянных нападок внешних. И при этом он сумел удвоить территорию Руси, укрепил государство, освободил множество пленников в Казани… Поэтому я почитаю Царя Иоанна Грозного не только как великого политического деятеля, мудрого правителя, но и как святого человека.

 

– Но дело в том, что вопрос об отношении к Царю Иоанну IV в настоящее время разделяет верующих: кто-то почитает его святым и чает общецерковного прославления, а кто-то выступает категорически против такого шага, считая его недопустимым. Как Вы считаете, каким образом должна решаться эта проблема в Церкви?

– Я сторонник мирного урегулирования подобных проблем. На мой взгляд, сам Государь не нуждается в каком-то экстренном прославлении. Те, кто почитает его, и так могут ему помолиться, и устраивать на этой почве церковный раскол, безусловно, недопустимо. Если Господу будет угодно, я думаю, Он Сам вразумит заблуждающихся, потому что их лагерь – тех, кто негативно относится к Иоанну Грозному, – тоже можно поделить на две части. Одна часть – это люди, находящиеся под влиянием лжи, излитой на Царя, доверяющие неправдивым источникам, из которых они почерпнули информацию о нем. По тем или иным причинам они просто еще не дошли до того, чтобы осознать великий духовный подвиг этого Государя. Но я верю, что рано или поздно Господь откроет им правду. Другая же часть – это носители антихристианского духа, враги Царя, и с их вразумлением, конечно, сложнее. Ведь почему ненавидят Иоанна Грозного? Да потому, что это пример осмысленного, мудрого и твердого правления. Именно осмысление роли русского самодержавного Царя – Помазанника Божия, которое началось с Иоанна Грозного, неугодно нашим врагам, так как на этой основе может произойти возрождение России во главе с православным Царем.

 

– Буквально на днях я разговаривала со знакомым, который еще не определился в своем отношении к Царю Иоанну IV. «Я спросил у одного батюшки, он сказал, что почитает Грозного Царя и молится ему. Потом спросил у другого, а он ответил, что не считает его святым и достойным прославления. И я запутался: кому верить, как относиться?..» – поделился он своей проблемой. Что можно посоветовать человеку в такой ситуации?

– В первую очередь, конечно, молиться. Если он искренно хочет разобраться в этом вопросе, пусть от всего сердца обратится к Богу с молитвой о вразумлении. Во-вторых, можно посоветовать почитать литературу или посмотреть документальные фильмы, где представлена позиция почитателей Иоанна Грозного, где разъясняются заблуждения в отношении его деятельности и личности. И в результате, я думаю, человек придет к какому-то выводу. Ведь каждый выбирает то, что ему ближе, что принимается сердцем. Раньше мы в большинстве своем имели негативную информацию по этому вопросу, а потом ознакомились с другой точкой зрения. И, например, мое сердце восприняло положительные факты о Царе, я осознал всю лживость той грязи, с которой сталкивался прежде.

Но еще хотелось бы отметить, что фанатизм – он везде пагубен и душевреден, во всем, в том числе в благих делах. Даже когда мы отстаиваем правильную точку зрения, мы не должны превращаться в ожесточенных и ослепленных фанатиков, потому что там, где ожесточенный фанатизм, там уже нет Духа Божия, там в сердце холод и мрак.

 

– Батюшка, я знаю, что ко дню памяти Царственных Мучеников Вы организуете в своем городе фотовыставку, посвященную Царской Семье (беседа с о.Владиславом состоялась в преддверие «Царского» дня. – Примеч. ред.). Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом добром начинании.

– Первоначально эта выставка экспонировалась в храме-на-Крови в Екатеринбурге несколько лет назад. Кто был там, знает, что при нижнем храме есть маленький зрительный зал, витрины... И вот там были представлены фотографии Царственных Мучеников с краткими пояснениями об их жизни и деятельности. Организовано это было силами православных энтузиастов, педагогов. Я договорился с ними, и они выслали мне полную копию выставки. Один раз мы ее уже проводили в нашем городе, потом выставляли и в некоторых соседних городах, а сейчас хотим повторить у нас по случаю дня памяти Царственных Мучеников.

 

– А где будет проходить выставка? При храме?

– Нет, нам пообещали предоставить помещение в местном ДК. В приходе у нас, слава Богу, отношение к Царю-Мученику у всех положительное, с Божией помощью мы установили Поклонный Крест в честь Царственных Мучеников… Поэтому в первую очередь хотелось бы познакомить с этими фотографиями людей малоцерковных или даже совсем еще далеких от веры, рассказать им о Царе, о его жизни, о его Семье.

 

– А как реагируют люди?

– Реагируют по-разному, но очень много таких зрителей, которые с удивлением узнают правду о Царе и его Семье. То есть результат, слава Богу, положительный, люди открывают для себя Царственных Мучеников совсем другими, не такими, какими ранее представляли их под влиянием антицарской пропаганды, существовавшей в нашей стране.

 

– Что, по-Вашему, является самым необходимым условием для возрождения России? Что мы можем и должны для этого сделать?

– Во-первых, мы должны изменить свою жизнь, стараться жить в соответствии с Евангелием, по Заповедям Божиим. А во-вторых, – это взаимосвязано с первым – необходимо покаяние, осознание своих грехов и, в частности, произошедшего в начале XX века. К сожалению, несмотря на то, что прошли уже многие десятилетия после свержения Царя, должного покаяния и осмысления у нас еще нет, нет понимания у русского народа того, что были совершены страшные грехи клятвопреступления и убийства Помазанника Божиего. Вот это и есть те основы, без которых истинное возрождение страны невозможно.

Конечно, нельзя сказать, что не происходит никаких сдвигов в этом направлении, все же печатается литература на данную тему, звучат проповеди с амвонов, через СМИ… Но скорбно, что это делается только благодаря отдельным энтузиастам, священникам и мирянам, а также некоторым иерархам, но не на уровне общецерковном. Покойный Патриарх Алексий II говорил о том, что «грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян», однако пока покаяние и осмысление прошлого не стало массовым, масштабным действием, которое бы охватило весь русский народ. По некоторым предсказаниям народ встрепенется в результате каких-то бедствий, голода, войны… Но в любом случае мы должны уповать на Бога.

Я молюсь о возрождении нашей истинной государственности во главе с православным Царем, Помазанником Божиим, на своем уровне пытаюсь делать то, что в моих силах, просвещать людей в этом вопросе, а в остальном – полагаюсь на Господа. Верю и надеюсь, что Он Сам неведомыми, непостижимыми для нас путями Своего промысла приведет Россию к покаянию.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник