ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христианское учение о Царской власти
и об обязанностях верноподданных

 

Из проповедей святителя Филарета Московского*

 

 


Посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906) мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, что труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА ВТОРАЯ: ЕДИНОДЕРЖАВИЕ –
САМОДЕРЖАВИЕ ЦАРЯ

 

Как небо, безспорно, лучше земли и небесное лучше земного, то так же безспорно лучшим на земле должно быть признано то, что на ней устроено по образу небесного, как и сказано было боговидцу Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу, показанному тебе на горе (Исх. 25, 40), то есть на высоте боговидения.

Согласно с этим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле Царя; по образу Своего небесного Вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле Царя наследственного.

Не вдадимся в область умозрений и состязаний, в которой некоторые люди, неизвестно, более ли других обладающие мудростию, но, конечно, более других доверяющие своей мудрости, – работают над изобретением и постановлением лучших, по их мнению, начал для образования и преобразования человеческих обществ. Уже более полувека образованнейшая часть рода человеческого по местам, по временам видит их преобразовательные усилия в самом действии; но еще нигде и никогда не создали они тихого и безмолвного жития, какое словом Божиим поставлено во всегда желаемый образец земного человеческого благополучия (см.: 1 Тим. 2,2). Они умеют потрясать древние здания государств, но не умеют создать ничего прочного. Внезапно, по их чертежам, составляются новые правительства, но так же внезапно уничтожаются. Они тяготятся отеческою и разумною властию Царя и вводят слепую и жестокую власть народной толпы и безконечные распри искательной власти. Они прельщают людей, уверяя, будто ведут их к свободе, а в самом деле влекут их от законной свободы к своеволию, чтоб потом полноправно низвергнуть их в угнетение.

Надежнее самодельных умствований должно учиться царственной истине из истории народов и царств и, особенно, из преимущественно достоверной истории, как писанной не страстьми человеческими, а святыми пророками Божиими, то есть из истории древле избранного и богоправимого народа Божия. Эта история показывает, что лучшее и полезнейшее для человеческих обществ обыкновенно делают не люди, а человек, не многие, а один. Так, какое правительство дало еврейскому народу государственное образование и законы? Один человек Моисей. Какое правительство распоряжалось завоеванием обетованной земли и распределением на ней племен народа еврейского? Один Иисус Навин.

Во времена судей один судия спасал от врагов и зол целый народ. Но как власть судей была не непрерывная, а пресекалась со смертию каждого судии, то по пресечении единоначалия народ приходил в расстройство, благочестие оскудевало, распространялись идолопоклонство и повреждение нравов; затем следовали бедствия и порабощение иноплеменниками. И в объяснение таких нестроений и бедствий в народе священный бытописатель говорит, что в тыя дни не бяше Царя во Израили; муж, еже угодно пред очима его творяше (Суд. 21, 24).

Вновь явился один, полномочный силою молитвы и дара пророческого, Самуил, – и народ огражден от врагов, безпорядки прекращены, благочестие восторжествовало.

Потом, для непрерывного единоначалия, Бог в народе Своем поставил Царя. И такие Цари, как Давид, Иосафат, Езекия, Иосия, представляют в себе образцы того, как успешно самодержавный Государь может и должен служить к прославлению Царя Небесного в земном царстве человеческом и вместе с тем – к утверждению и охранению истинного благоденствия в народе своем.

Были и не такие Цари, но это было тогда, когда сами Цари отступали от Бога и предавались идолопоклонству.

И во времена новой благодати Всепромыслитель Бог благоволил призвать единого Константина и в России – единого Владимира, которые апостольски просветили свои языческие царства светом Христовой веры и тем утвердили незыблемые основания истинному их величию.

Благо народу и государству, в котором единым всеобщим и вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит Царь, свободно ограничивающий свое неограниченное самодержавие волею Царя Небесного, мудростью, яже от Бога, а также великодушием, любовию к своему народу, желанием общего блага, вниманием к благому совету, уважением к законам предшественников и к своим собственным, и в котором отношения подданных к верховной власти утверждаются не на вопросах, ежедневно возрождающихся, и не на спорах, никогда не кончаемых, но на свято хранимом предании праотеческом, на наследственной и благоприобретенной любви к Царю и Отечеству, и еще глубже – на благоговении к Царю царствующих и Господу господствующих.

Всепромышлителю Господи! Ты дал сей дар верной Тебе России! Нам остается благоговейно хранить и деятельно возращать сей дар Твой, вседушевно благодарить за оный и молить: утверди, Боже, сие, еже соделал еси в нас! (Пс. 67, 29).

Ч. III. C. 223, 259, 291–292.

 

    * «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II изд. 1848 г. и часть III изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II; Ч. III и затем обозначаются страницы книги.

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 

 

Календарь монархиста

19 июля / 1 августа по 1 / 14 августа

 

19 июля / 1 августа:

– в 1270 году почил благоверный Князь Рязанский Роман Олегович.

 

22 июля / 4 августа:

– день Тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны, матери Царя-Мученика Николая II;

– в 1452 году совершилось Таинство Венчания Великого Князя Московского Иоанна III Великого и Княжны Тверской Марии Борисовны.

 

24 июля / 6 августа:

– в 1015 году пострадал святой мученик благоверный Князь Борис, во святом Крещении Роман, сын Великого Князя Владимира Киевского, Крестителя Руси.

 

25 июля / 7 августа:

– в 1894 году совершилось Таинство Венчания Великого Князя Александра Михайловича, Августейшего внука Государя Императора Николая I Павловича, и Великой Княгини Ксении Александровны, старшей Августейшей дочери Государя Императора Александра II Александровича.

 

27 июля / 9 августа:

– в 1304 году скончался Андрей Александрович, Великий Князь Владимирский, сын Александра Невского;

– в 1824 году родилась Государыня Императрица Мария Александровна, супруга Императора Александра II.

 

30 июля / 12 августа:

– в 1669 году родилась Царица Евдокия Феодоровна Лопухина, первая Августейшая супруга Царя Петра I Алексиевича;

– в 1904 году родился Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич Алексий Николаевич, пятый ребенок и единственный сын Царя Николая II и Царицы Александры Феодоровны.

«...Из Александрии дали знать, – занес в свой дневник Великий Князь Константин Константинович, – что Их Величествам Бог дал сына! Какое счастье! Десятый год ждала Россия Наследника и вот дождалась. Скоро стали из крепости палить из пушек, – салют в 301 выстрел. <...> Решили <...> ехать на молебен в Александрию. <...> Город уже расцветился флагами. На вокзале говорили, что Наследник назван Алексеем. <...>

В 5 час. дня в церкви Собственной Ее Величества дачи „Александрия“ был отслужен благодарственный молебен, к которому изволил приехать Его Императорское Величество Государь Император с Августейшими Дочерьми, сюда же прибыли все Члены Императорской Фамилии, находящиеся в Петербурге и его окрестностях, около церкви собралась Государева Свита и чины охраны, которые принесли Его Величеству поздравления с Новорожденным Сыном-Наследником».

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник