ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Паломничество в Александровскую слободу – вотчину Иоанна Грозного

 

Окончание. Начало на стр. 12

     

 

Представлена в экспозиции и парсуна, изображающая талантливого русского полководца Смутного времени боярина Михаила Скопина-Шуйского. В годы польско-литовской интервенции оккупанты не раз разоряли слободу. В отчаянии крестьяне окрестных от слободы села Ирково и деревни Поддатнево писали Лжедмитрию II о насилиях, которые учинили польско-литовские шайки в 1608–1609 годах: «Приезжают к нам в село Ирково многие ратные заезжие люди и церковь разорили, и нас бьют и пытают разными пытками из денег, и животина наши, лошади и быки, и кабаны, и овцы, и всякую животину и платья поимали, а иные девки и женки со страсти, по лесам в нынешнюю зимнюю померзли, и в деревню Поддатневу приехав, ратные люди разграбили и выжгли». Но, разумеется, никакой помощи от самозванца они не получили. А защитил их воевода Скопин-Шуйский, который возглавил в 1609–1610 годах борьбу русского народа против католических оккупантов. Со своими войсками он освободил Александровскую слободу, встав в ней укрепленным лагерем. Отсюда он предпринимал свои победоносные походы, разбив лагерь «Тушинского вора» под Москвой, сняв осаду с Троице-Сергиевой лавры и разгромив ватаги оккупантов под стенами Макарьева Унженского монастыря.

Осмотрев экспозицию, мы вышли из Покровского храма и решили пройтись по территории кремля, богатой храмами. Вспомнилась святая ревность Грозного Царя о Православии. Его стояние в вере было несокрушимым. Папский легат иезуит Антонио Поссевино соблазнял в 1581–1582 годах Царя к принятию унии: «Коли будет вера одна, то и Церковь одна Греческая с Римскою совокуплена будет вместе и Ты, Великий Государь, не токмо будешь на прародительской вотчине на Киеве, но и в царствующем граде Константинополе Государем будешь; а Папа и Цесарь, и все государи великие о том будут стараться». Иоанн Васильевич на соблазны всемирного господства не покусился, и ответил иезуиту словом, достойным Православного монарха: «Мы веру истинную христианскую веруем. А что папу называешь, что он наместник верховного апостола Петра, а Петр апостол в Христово место; и апостол Петр так не делал, как папу на столе носят и целуют в ногу, и то есть гордостная, а не святительская; а апостол Петр на коне не ездил, и на столе его не носили, а ходил пеш и бос»; «Мы получили Христианскую веру при начале Христианской Церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим; таким образом, мы на Москве приняли Христианскую веру в то же самое время, как вы в Италии, и с тех пор доселе мы соблюдали ее ненарушимо».

 


Бюст Царя Иоанна Грозного,
воссозданный по его останкам

 

Вспомнился и монашеский устав жизни опричной дружины Царя, который был для них фактически игуменом. Вот как в историческом и археологическом описании Успенского монастыря в Александрове рассказывается о распорядке дня опричнины: «Царь, поселившись в кельи близ церкви, завел у себя весь монастырский обиход, составил из трехсот опричников братию, наименовал себя ее игуменом, Вяземского – келарем, Малюту Скуратова – екклесиархом, сам ежедневно в 4 часа утра ходил с царевичем и Малютою на колокольницу благовестить к заутрене, и, одевшись в „смирное“ платье (монашеское облачение), становился в храм между опричниками, являвшимися в скуфьях и черных рясах. Из церкви опричники собирались в 11 часов за общую трапезу, а сам Царь, стоя у аналоя, читал вслух трапезующим душеспасительные поучения, кушал же сам после <…>. В 8 часов был благовест к вечернему богослужению, продолжавшемуся до 9 часов».

Спустя сто лет, когда резиденция русских Царей вновь переместилась в Москву, в середине XVII века на этом месте был основан Успенский женский монастырь. Его история связана с именем преподобного Лукиана Александровского. Слободские купцы уговорили его устроить при обветшавшей Успенской церкви девичью обитель, и Старец дал свое согласие.

Преподобный Лукиан, в миру Иларион, родом был из города Галича Костромской губернии. Родители его, Димитрий и Варвара, будучи безплодными, дали обет Богу, что если у них родится сын, то они окончат свои жизни в монастырях. Господь внял их молитве, и когда Илариону исполнилось восемь лет, они решились исполнить свой обет. Отрок попросился в монастырь вместе с отцом. Димитрий взял его с собой и основал в Брынском бору пустынный монастырь. Впоследствии он принял постриг с именем Дионисий и стал первым духовным наставником будущего подвижника. После смерти отца Иларион подвизался в Афанасьевском монастыре рядом с Мологой, а затем в Покровском Углическом монастыре. Когда он укрепился в подвижнической жизни, Господь вразумил его идти в Александров. Неподалеку от города, в лесу, он нашел заброшенную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой пребывал Ее чудотворный образ. Святой остался на этом месте и впоследствии основал здесь монастырь. Трижды по навету врага рода человеческого он был изгоняем с этого места и каждый раз возвращался, победив супостата терпением и смирением – качествами, необходимыми всем православным христианам. Скончался святой Лукиан в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 1655 году.

Его труды продолжил преподобный Корнилий (в миру Косма). Он происходил из купеческого звания, родился в Троицкой слободе. Начало своему монашескому подвигу полагал во Флорищевой Пустыни. Там святой Корнилий духовно преуспел, и к нему начал обращаться за советом народ. Это возбудило в настоятеле зависть, и он изгнал преподобного из Пустыни. Святой пришел в Лукианову Пустынь, в которой скоро был избран настоятелем. Святейший Патриарх Никон утвердил его в звании строителя Лукиановой Пустыни и возложил на него управление двумя обителями – мужской и женской Успенской. В кремле преподобным Корнилием был построен каменный храм в честь Богоявления Господня. Последние годы жизни святой провел в Успенском монастыре. В первую очередь он учил сестер послушанию и утвердил среди них общежительный устав, который после его кончины, к сожалению, поколебался. Когда сестры унывали, преподобный дозволял им прогулки, указывая для этой цели тихое место в поле или близ реки, вдалеке от дорог. За примерное настоятельство враг не раз явно нападал на святого, желая его погубить, но он мужественно преодолел все козни вражии. Иеросхимонах Корнилий преставился 11 / 24 августа 1681 года, его святые мощи почивают в Свято-Троицком храме Успенского монастыря. Там же в парной иконе, на которой он изображен вместе со своим предшественником, вставлена частичка мощей преподобного Лукиана. А мощи его почивают в Лукиановой Пустыни, находящейся в нескольких километрах от города.

 


Троицкий собор

 

Особо стоит сказать о великолепном Троицком соборе. Он был возведен в 1513 году по приказу великого князя Иоанна III. В соборе уцелела роспись XVI века, а также шедевры мирового декоративного искусства – Васильевские и Тверские металлические врата, на которых вытравлены изображения святых. В этом храме молился боголюбивый Государь Иоанн Васильевич и прочие русские Цари и Царицы. Здесь незримо пребывает их благочестивый дух, молитвенно питая наши измученные современной суетой и искушениями души.

 


Часы Александровской
слободы

 

В заключение вернемся к часам времен Грозного Царя, которые выставлены в Покровской церкви. На Святой Горе Афон монахи до сих пор живут по византийскому времяисчислению. Они словно сохраняют для нас осколок Византийской Империи и ее преемницы в служении хранительницы Православия во Вселенной – Святой Руси. Из этого осколочка, по пророчествам Святых Отцов, Господь воссоздаст Русское Самодержавное Царство с новым Самодержцем во главе.

Часы – символ времени, его неумолимого стремления вперед, к концу человеческой истории, апокалипсису, армагеддону и Страшному Суду, вслед за которыми каждому человеку Господь определит либо вечную жизнь, либо – вечную муку. И от нас самих зависит наша посмертная участь: будем ли мы в Царстве Небесном, с Царем Иоанном Васильевичем и прочими русскими Царями и святыми подвижниками, или же окажемся в аду, в вечных муках, вместе с отступниками от Святого Православия. От такой участи избави нас Бог молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых, а в первую очередь – наших благочестивых предков, молитвенников за Землю Русскую!

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник