ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Молитвой и мечом»

В галерее «Традиция» прошла вторая
выставка художника Максима Фаюстова

     

 


«Воззвание Минина к нижегородцам»
Фрагмент картины М. ФАЮСТОВА

 

Московская галерея «Традиция» вновь организовала выставку известного православного художника Максима Фаюстова (о прошедшей ранее, с 16 по 23 сентября, в честь 632-й годовщины Куликовской битвы выставке мы сообщали в прошлом номере). Нынешняя экспозиция под названием «Молитвой и мечом» работает с 21 октября по 4 ноября и посвящена 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. На вернисаже были представлены полотна «Воззвание Минина к нижегородцам», «Иван Сусанин», а также этюды, эскизы и зарисовки к ним.

На мероприятие собрались священнослужители, художники, искусствоведы, прихожане православных храмов, студенты духовных школ и просто любители реалистического изобразительного искусства.

Первое слово было предоставлено иеромонаху Петру (Семенову), уже не раз открывавшему православные выставки различной тематики, в том числе и экспозиции Максима Фаюстова. Священник вкратце рассказал о Смутном времени, акцентировав внимание слушателей на том, что тогда под угрозой находилась не только Русская государственность, но и само сердце ее – Православная вера. «Враги пытались лишить русский народ его исконных духовных ориентиров, заставить принять чуждые ценности и взгляды, вместо истины поверить в лживые человеческие измышления. Но наши предки проявили твердый русский характер и показали всему миру, что нельзя нам насильно навязывать свою волю. Священномученик Ермоген, преподобный Дионисий Радонежский, Косма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, воевода Михаил Скопин-Шуйский и другие русские святые и подвижники дают нам живые примеры героизма, борьбы и принятия мучений за Православие, примеры защиты Отечества. Они пробуждают в нас ревность к богоугождению и любовь к Родине, призывая к подвигу», – отметил отец Петр. Батюшка также поздравил всех собравшихся с грядущим праздником Казанской иконы Божией Матери и 400-летним юбилеем освобождения Москвы от иноземных захватчиков.

Затем слово взял православный художник Александр Кадомцев, который рассказал, что наблюдает за творчеством Максима уже не первый год, еще с Глазуновской Академии. «Уже в начале XX века в связи с появлением фотографии и кинематографа художники столкнулись с проблемой затруднения восприятия зрителями изобразительного искусства. Сейчас эта проблема еще более усугубилась, поскольку молодое поколение увлечено компьютерными играми, вызывающими совершенно другие эмоции и реакции организма. На фоне постоянно сменяющихся красочных картинок, будоражащих низменные инстинкты человека, живописные полотна выглядят для кого-то менее интересными. И чтобы достучаться до сердца зрителя, чтобы донести до него необходимую информацию, чтобы заставить его сопереживать волнующим художника темам, живописцу требуется затратить огромные усилия, проявить мастерство. И очень приятно, что Максиму это удается».

Словно подытоживая открытие выставки, к зрителям обратился сам художник: «В этом году мы празднуем 400-летний юбилей освобождения Москвы от польско-литовских интервентов. К великому сожалению, со стороны общественности этому событию, как мне кажется, уделяется недостаточно внимания. Акцент был перенесен на празднование 200-летия Бородинского сражения, хотя события Смутного времени, являющиеся практически зеркальным отражением нашей действительности, сегодня необычайно актуальны. Надеемся, что наша выставка внесет свою лепту в празднование этой памятной даты и хоть в какой-то степени восполнит пробел».

Посетители галереи уже были увлечены выставкой, когда мы попросили Максима ответить на ряд вопросов для наших читателей.

 

– Максим, скажите, пожалуйста, как у Вас возник замысел картины «Иван Сусанин»?

– Иван Сусанин, его имя, часто употребляется в шутливых разговорах, а что это за человек – многие не понимают. Когда я учился в Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, меня взволновал его образ, и я попытался найти его художественное решение на холсте. Постепенно, уже ближе к диплому, сложилось пластическое решение. К этому времени у меня уже был накоплен опыт знания костюмов эпохи.

 


«Иван Сусанин»
Фрагмент картины М. ФАЮСТОВА

 

– В чем суть подвига Ивана Сусанина? Что Вас в нем тронуло?

– Суть и смысл подвига Сусанина, простого русского крестьянина – его необычайная жертвенность. По завету Христа он отдал жизнь за ближнего своего, и не простого ближнего, а будущего русского Царя, который положил конец Смуте и страданиям русского народа. Фактически, это был подвиг мученичества. В других православных народах встречаются аналогичные примеры жертвенности. Например, в Грузинской Православной Церкви был священник, который, подобно Ивану Сусанину, спас жизнь Царя ценой собственной жизни; и он причислен к лику святых, а в его житии указывается на этот подвиг как на мученичество за Христа и Его Помазанника. Жаль, что у нас жертва великого русского крестьянина до сих пор не вполне понята и оценена.

 

– В беседе на открытии прошлой выставки мы с Вами уже обсуждали проблему искажения исторических фактов. И применительно к подвигу Ивана Сусанина тоже предпринимаются такие шаги – утверждают, что это якобы миф, что никакого Сусанина не было и т.д. Что можно на это сказать?

– Сусанин был известным человеком, сельским старостой. Село Домнино, в котором он родился и жил, – это родовое село Романовых. Сусанин был знаком и общался и с Михаилом Федоровичем, и с его матерью. Впоследствии Романовы отблагодарили за подвиг отца его потомство. У Сусанина сыновей не было, была дочь. Так вот, его зять, дочь и их дети были освобождены от уплаты налогов. До наших дней сохранилась фотография, сделанная в 1913 году, когда Россия праздновала 300-летие Царствующей Династии. На ней запечатлены многочисленные потомки Ивана Сусанина.

 

– А в наши дни есть потомки Сусанина?

– К сожалению, ничего об этом неизвестно. Следы последних Сусаниных теряются во время гражданской войны 20-х годов XX века.

 

– А село Домнино сохранилось?

– Да, и мне посчастливилось там побывать, когда я собирал материал для картины. Сразу за селом начинается болото, в котором, по преданию, и потонули враги. Дом Ивана не сохранился. В центре села находится памятный валун, на котором выбита надпись, рассказывающая о подвиге Сусанина. Кстати, в Домнино сейчас находится Подворье костромского Богоявленско-Анастасьева монастыря.

 

– Как у Вас возник замысел картины «Воззвание Минина к нижегородцам»?

– Я проходил стажировку в мастерской братьев Ткачевых при Академии художеств. Однажды у нас был просмотр, и я им показывал свои эскизы на исторические темы, много эскизов. Тогда они предложили мне эту тему: «Сейчас сделали праздник – День народного единства, 4 ноября. Напиши что-нибудь на эту тему». У меня уже был кое-какой материал. Его пришлось дополнить – шить костюмы, читать книги, посещать музеи, фотографировать и делать зарисовки. Историк Максимов поделился со мной костюмами с «Мосфильма». Я ездил в Нижний Новгород, писал там этюды на месте этого события.

 

– Что Вам позволило живее почувствовать Смутное время в процессе сбора материалов для картины?

– Я много читал, но какой-нибудь фрагмент кольчуги, шлем или оружие захватывает сильнее книг; меня более впечатляют археологические находки.

 

Зрители переходили от картины к картине, задавали художнику вопросы, подолгу рассматривали полотна; им не хотелось расходиться. Жаль, что сейчас таких выставок проводится немного, а зачастую народ духовно питают суррогатом «современного искусства». Это еще один параметр, по которому можно судить о нынешнем смутном времени.

 

 

Александр МАЛИНИН

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник