ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Паломничество в Александровскую слободу – вотчину Иоанна Грозного

 

 


Покровская церковь

 

Александров находится в 112-ти километрах от Москвы. Самый удобный способ добраться до этого города – на электричке от Ярославского вокзала. В первую очередь нам хотелось побывать в музее-заповеднике «Александровская слобода», непосредственно связанном с великим русским Государем – Царем Иоанном Васильевичем IV Грозным. Также в наши планы входило посещение женского монастыря, который, как мы ранее слышали, находится в Александрове. И как же мы были приятно удивлены, когда узнали, что Свято-Успенский женский монастырь расположен в стенах Александровского кремля.

Александровский кремль обнесен мощной стеной, уступающей разве что стенам Московского кремля, и то только по размерам, но не по красоте архитектуры. В XVI веке слобода в течение семнадцати лет была царской резиденцией, идеологическим центром Руси. А поскольку русское храмоздательство переживало в тот период свой расцвет, то зодчие превратили кремлевский комплекс в настоящую жемчужину не только русской, но и мировой архитектуры.

Миновав вход, посетитель попадает на липовую аллею. На стоящих вдоль нее стендах кратко отражена история кремля и Александровской слободы. Точная дата ее основания не известна. Согласно преданию, святой благоверный великий князь Александр Невский, путешествуя к своему отцу Ярославу Всеволодовичу в Переяславль, останавливался на этом месте станом. Впоследствии здесь возникло село Александрово. Политическое возвышение его связано с именем великого князя Василия III. Очарованный красотой местности, а также близостью Троице-Сергиевой лавры, которую он особо любил из всех русских монастырей, князь приказал столичным мастерам соорудить на этом месте загородную резиденцию, и уже в 1513 году она была готова.

Сын Василия III Иван Васильевич, оставшийся после отца в возрасте трех лет, с детства часто бывал здесь, испытывая к слободе сильную привязанность. Впоследствии, в декабре 1564 года, когда в результате боярской измены он вынужден был оставить Москву, то именно это место избрал своей новой столицей. На стенде аллеи так описывается данное событие: «Первый русский Царь Иван Грозный возвеличил Александровскую слободу до статуса „столичного града“, навсегда вписав ее имя в российскую и европейскую историю. Многочисленные посольства, прибывавшие с миссией в слободу, поражались „крепости <…> обширной, выстроенной по-царски, окруженной стеной и рвами, вмещавшей три замечательных храма“. Слобода стала средоточием общественно-политической и культурной жизни XVI века – центром становления Российской державности».

Удалению Грозного в слободу предшествовала, как уже было сказано, боярская измена, а также поход предателя Андрея Курбского на Москву во главе 70-тысячного войска, состоявшего из поляков, литовцев, валахов (т.е. румын, – примеч. ред.), немцев и венгров. Вот как приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) описывает это событие: «Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не Царю – под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. Царь прекрасно понимал, что заставить человека нести „Божие тягло“ силой – нельзя. Можно добиться внешней покорности, но принять на себя послушание, осмысленное как религиозный долг, человек должен добровольно. Народ русский должен был решить сам: желает ли он быть народом-богоносцем, хранителем Истины и жизни Православия – или отказывается от этого служения. Согласен ли народ нести все тяготы, искушения и соблазны, грозящие ему на этом пути, по слову Писания: „Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение; управи сердце твое и потерпи“ (Сир. 2, 1–2)? И русский народ ответил Царю: „Да!“» (Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1997).

На последующих стендах рассказывается о том, какой след в истории слободы оставили Цари из рода Романовых: Алексей Михайлович, Петр Алексеевич и Елизавета Петровна.

Главная экспозиция музея расположена в Покровской церкви. На первом ее этаже находятся царские палаты и белокаменные погреба.

О Царе Иоанне существует множество мифов. Один из них – его нечеловеческая жестокость. К сожалению, экспозиция начинается с экспонатов, культивирующих этот миф. Спустившись в погреб, зритель видит восковые фигуры царского опричника и узника, закованного в деревянные колоды. Тут же рядом лежат орудия пыток. Эта красочная, но далекая от истины картина – символ учрежденной Царем опричнины.

«Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление Царя, обезпечивая материально „опричников“ – корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию, – пишет владыка Иоанн. – Есть свидетельства, что состав опричных земель менялся – часть их со временем возвращалась в земщину (то есть к обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к опричнине присоединялись новые территории и города. Таким образом, возможно, что через сито опричнины со временем должна была пройти вся Россия. Опричнина стала в руках Царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга» (Указ. соч.).

Далее, следуя по экспозиции, зритель заходит в малую картинную галерею, в которой собраны портреты Иоанна Васильевича, а также исторические картины разных художников, посвященные эпохе его царствования. Центральное место в ней занимает копия известной или, как говорится в пояснении к выставке, «самой замечательной» картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года», выполненная современным художником Жученковым.

Картина действительно написана мастерски. И, благодаря этому, миф об убийстве Грозным своего сына укоренился в сознании наших соотечественников. Но это только миф, в котором нет и доли правды. В 50-е годы XX века советские ученые-криминалисты обследовали гробницы Иоанна Васильевича, его жен, детей и родственников и пришли к сенсационному открытию: оказалось, что они все были отравлены ртутью и мышьяком.

В свете этого открытия история правления Царя Иоанна Васильевича предстает в новом ракурсе. Также и моральный облик его приближенных бояр выявляется с неприглядной стороны. Вместо незлобивых агнцев, какими их изобразил Карамзин и последующие за ним историки левого толка, они предстают хищниками, не щадящими ни младенцев, ни женщин, ни стариков. И разве не прав был Царь, который не стал ждать, когда его отравят изменники, а решил искоренить измену? И даже при всех мерах предосторожности ему не удалось избежать смерти от рук предателей-бояр. Современникам, кстати, было известно о насильственном характере смерти Грозного.

Несколько комнат экспозиции воссоздают царскую опочивальню и трапезную. Глядя на них, поражаешься изяществу вкуса наших благочестивых предков и переносишься в ту пропитанную благодатной церковностью атмосферу XVI века, которой жила вся Русь от Царя до простолюдина.

Также на первом этаже можно увидеть иконы из храмов Александровской слободы, церковную утварь и облачения.

На втором этаже находится домовая Покровская церковь Царя Иоанна. Однако сохранилась только ее архитектура и часть росписи на купольном шатре. По стенам храма размещены экспонаты.

Еще один известный миф о Грозном Царе – это его мнимое распутство. Либеральные историки вслед за Карамзиным повторяют небылицы о семи царских женах и множестве любовниц. На самом деле Царь Иоанн Васильевич был женат четыре раза. Третья его жена была отравлена сразу после Венчания и умерла, так и не вступив в супружеские отношения. Царь указал на этот факт иерархам, собравшимся на собор, которые разрешили ему четвертый и последний брак.

Заслуживают внимания уцелевшие с XVI века часы, ранее помещавшиеся на Распятской колокольне. В то далекое время наши предки жили по византийскому времяисчислению. Суть этого исчисления, берущего начало от апостольских новозаветных времен, сводится к тому, что полуночью считался заход солнца. И от него начинался отсчет времени, которое делилось на дневные и ночные часы. Продолжительность дня и ночи менялась в течение года. Например, в июне было 17 дневных часов и 7 ночных, а в декабре – наоборот.

 

Окончание на стр. 13

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник