ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 


 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 

 

ОСНОВАНИЕ ВОСЬМОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ ГОТОВИТ ПРАВОСЛАВИЕ
К ДОГМАТИЧЕСКИМ ОТСТУПЛЕНИЯМ
РАДИ ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА

 

Г) «СТОЙТЕ И ДЕРЖИТЕ ПРЕДАНИЯ»

 

Церковь ревниво оберегает свое Священное Предание от смешения с человеческими, ошибочными и пагубными преданиями (ср.: Кол. 2, 8). Голос Церкви ясно звучит в ее богослужебных книгах, где можно прочесть: «Не подобает приложити или оставити что Священнаго Предания Православныя нашея веры, в нейже бо верно крестихомся. А иже преложители сея веры вправду предани будут прещению проклятия» (16 июля, память Святых Отцов Шести Вселенских Соборов, канон, песнь 9, стих 1).

Ставя перед собой задачу подорвать церковные структуры и «сформировать мировое сознание», протестантские экуменисты дерзают навязывать Святой Православной Церкви свой подход. Вот почему так опасно Поместным Православным Церквам участвовать в ВСЦ (экуменическая организация «Всемирный совет церквей». – Примеч. ред.) в качестве его членов. Как будет показано ниже, ВСЦ постепенно начинает требовать от своих членов дисциплинарного подчинения для достижения своих экуменических целей, ничего общего не имеющих с идеалом верующего православного христианина – вечным спасением души (см.: Мф. 16, 26; 1 Петр. 1, 9). Ссылаясь на декларацию VI ассамблеи ВСЦ, в которой говорится, что теперь открывается «новая страница в истории» (ЖМП. 1983. № 10. С. 50), генеральный секретарь ВСЦ Поттер в письме от 11 октября 1983 года к Патриарху Московскому и всея Руси Пимену напоминает ему о «связывающем нас договоре и завете (engagement and testament)» (?!..) (Там же. 1984. № 1. С. 66).

Согласно предсказаниям Спасителя и святых апостолов, мир движется не к покаянию, а к утрате веры (см.: Лк. 18, 8), не к принятию истины, а ко все большему отступлению от нее (см.: 2 Фес. 2, 2–12), чем и подготавливаются времена грядущего антихриста, влекущего к вечной погибели. От этой погибели верующие могут спастись не экуменизмом, а лишь посредством глубокого покаяния в своих нравственных грехах, отказа от лжеучений и возвращения к Богооткровенной истине, которую мы должны хранить и оберегать как зеницу ока, согласно увещанию Слова Божия: Вспомни, что ты принял и слышал (Божественное Предание), и храни и покайся (Откр. 3, 3).

Сама по себе Божественная истина действительно нас не спасет, если мы не претворим ее в дело. Приводя святоотеческую мысль: «Что пользы благочествовать верою и нечествовать жизнью?», св. Симеон Новый Богослов перефразирует ее: «Что пользы веровать право, а жить беззаконно?» (Св. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 246). Эта мысль основана на Слове Божием, ибо Спаситель говорит: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного <...>. Отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 21, 23). Духовное знание само по себе не спасает, если оно не связано с исполнением. Но из этой аксиомы нельзя делать вывод, будто неважно, как веруешь, а важно лишь, как живешь. Важно и то, и другое. Просвещенному православному христианину понятно, что правильная богоугодная жизнь невозможна без правильной веры. Нельзя оспаривать значение догматических истин в деле спасения. Сам Спаситель говорит в Первосвященнической молитве к Богу Отцу: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). О святом апостоле Иоанне Богослове, называемом апостолом любви, сказано в службе ему: «...яко полн сый любве, полн бысть и богословия» (Вечерня, 26 сентября, слава на «Господи воззвах»).

В свете Божественного откровения видно, что не всякое доброе дело угодно Богу, ибо оно может вдохновляться греховными побуждениями. Лишь правильная, Православная вера учит правильному миросозерцанию и, следовательно, правильному доброделанию. Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). В мире безверия и кривоверия правильная вера настолько существенна, что тот, кто сохранит ее в своей душе от противных богоборческих ветров современности, тот будет спасен ею при всех роковых испытаниях, грядущих на мир сей, и особенно на Страшном суде Христовом, согласно обещанию Самого Господа: И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (Откр. 3, 10). Это же означают слова Христа Спасителя: всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10, 32).

Чтобы достигнуть спасения правой верой, верующий должен следить за ее чистотой и оберегать ее от искажений. Свт. Феофан Затворник говорит: «Вера, будучи неземного происхождения, не может подлежать участи земных изменений. В ней ничего нельзя отменить или переменить: ни в исповедании, ни в правилах жизни, ни в образе совершения Таинств, ни в чине и устройстве церковном. Святая вера наша во всем своем составе есть врачебница наша, содержащая всякого рода врачевства для всех немощей наших. Но как вещественные лекарства тогда только бывают сильны, когда содержат все требуемые рецептом составы, так и святая вера наша тогда только бывает для нас целительна, когда мы храним ее во всей целости, без всяких отмен и изменений. Отнимите у лекарства какой-нибудь состав или замените его другим – оно потеряет всю врачебную силу. Отнимите что-нибудь и в составе веры и Церкви или прибавьте, или измените, или преобразуйте – она перестанет уже быть для вас целительной и спасительной. Без целости ее нам нет спасения. Потому Сам Господь хранит ее как зеницу ока. Пусть в мире все движется и изменяется, – Святая вера наша пребывает и пребудет неизменно <...> Знает враг нашего спасения, что вся сила и целительность веры зависит от ее неизменности или этой решительной неподвижности, и потому всячески покушается ввести и ее в поток человеческих изменений: возбуждает ереси, раздражает суемудрие <...> – все употребляет, чтобы ввести какие-нибудь перемены в ее Божественном устройстве и тем уничтожить и силу ее» (Еп. Феофан. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1899. С. 72–73).

В своем слове по случаю 50-летия юбилея Петербургской Духовной академии свт. Феофан как ректор этой Академии ярко подчеркивает основное различие между Богооткровенной истиной и человеческим научным знанием: «Человеческие учения все стремятся к новому, растут, развиваются – и естественно: ибо они не имеют истины, а только ищут ее. <...> Для нас же и истина, и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие ее. Там стало законом: вперед, вперед! А относительно нашего учения свыше изречено: „Стойте, неподвижны пребывайте!“ (ср.: 2 Фес. 2, 15). Если что остается нам, то только утверждаться и утверждать других. В этом отношении и нашему учению свойственно движение – расширение, но не в области истины, а в области обладаемых истиною и покорных ей. Наш долг всякому новому поколению среди нас сообщать и внушать истину Божию» (Еп. Феофан. О Православии с предостережениями от погрешностей против него. М., 1893. С. 7).

Таково православное отношение к Богооткровенной истине. Она дана раз и навсегда (см.: Иуд. 17, 3). Она – неизменяема. От нее ничего нельзя отнять (см.: Откр. 22, 19) и ничего нельзя к ней прибавлять (см.: Гал. 1, 8). Мы должны жить сообразно с нею и ее предписаниями (см.: Мф. 7, 24), ибо кто сотворит и научит, сей великий наречется в Царстве Небесном (Там же. 5, 19).

Этого православного взгляда на истину экуменизм не разделяет. Он не ценит ее как спасительную, а пытается умалить, внедряя компромиссные взгляды среди своих сторонников через проповедь о «подвижке церковных структур», что равносильно измене. <...> Экуменизм пытается реализовать объединение не на основе Православной истины, а на развалинах Православия! Но такое «объединение» не может быть угодно Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4).

Провозглашаемый на конференциях и ассамблеях экуменический мир оказывается нереальным и безблагодатным. Подобный мир отвергают Святые Отцы. По словам свт. Иоанна Златоуста: «Мир я разумею не тот, что состоит в пустом приветствии и общении трапез, но мир по Боге, происходящий от духовного единения. Это-то единение многие теперь расторгают, когда, по неразумной ревности, уничижая наши постановления и придавая большую важность иудейским, считают иудеев учителями, заслуживающими большее доверие, чем наши отцы» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895. Т. I. Кн. 2. С. 667).

Св. Максим Исповедник, бывший свидетелем страшных еретических новшеств и позорных компромиссов в вере якобы ради мира, произнес знаменательные слова перед царскими посланниками, пришедшими к нему в заточение в Визии, чтобы склонить на уступки в пользу монофелитской ереси: «Исследуя явившиеся в наши времена новшества, мы находим, что они достигли крайней степени зла. Смотрите, как бы, под предлогом мира, мы не оказались зараженными тем отступлением, о котором Божественный апостол сказал, что оно будет предтечей антихристова пришествия (см.: 2 Фес. 2, 3–4)» (Migne. PG. T. 90. Col. 145). Как актуально звучат эти слова великого исповедника, до крови пострадавшего за Православие! Компромиссы в области веры, предпринимаемые во имя любых земных «идеалов», никогда не приводили к добрым результатам, ибо они являются тяжким грехом против открытой нам Богом спасительной истины.

 

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник