ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ОБЛИЧЕНИЕ ЛЖИ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Существует ли реинкарнация?

 

 


 

Окончание. Начало см. в № 18 (66)

 

Защищая лжеучение о перевоплощениях, оккультисты в качестве доказательства правоты своей теории приводят следующие факты.

1. Некоторые вспоминают о своих прежних существованиях. Но если учение о перевоплощениях было бы истинным, а цель реинкарнаций – духовное совершенствование, то в таком случае необходимо было бы говорить не о некоторых лишь людях, якобы вспоминающих о своих прежних существованиях, но обо всех. Все должны были бы хорошо помнить хотя бы о последних своих воплощениях, чтобы возыметь пользу от горького опыта прошлого и не повторять старые ошибки в будущем. В противном случае – реинкарнации безсмысленны, так как превращаются в некую безконечно крутящуюся карусель, на каждом обороте воспроизводящую старые промахи.

Здравый человеческий опыт чужд таких «воспоминаний» о прошлых существованиях. Миллионы и миллиарды людей их не имеют. И, если существуют все же люди, утверждающие, что помнят о каких-то своих прежних воплощениях, эти исключения необходимо относить к печальным случаям психического повреждения, при котором бесы могут влиять на сознание человека и представлять ему иллюзорные вещи как факты.

2. Что касается ощущений у некоторых, что они якобы уже видели людей и предметы, с которыми сталкиваются впервые в этой жизни, необходимо сказать, что ученые объясняют это явление ассоциативным процессом, при котором одна деталь, напоминающая о прошлом, способна вызвать в памяти целый комплекс воспоминаний, создающих иллюзию, что мы уже были однажды в такой обстановке.

Для знакомых с действиями лукавого (см.: Мф. 6, 13), способного вселяться в человеческие тела, не удивительно, что он может раздваивать сознание своих жертв, нашептывать им различные странные идеи и внушать необычные чувства. Он может представить им образы некоторых лиц и предметов, которые, как он знает, через некоторое время они встретят, чтобы уверить этих людей, что они не в первый раз видят эти вещи, но уже знакомы с ними по «прошлой жизни». Таким образом диавол старается утвердить свою лживую доктрину о перевоплощении душ.

3. Тот факт, что некоторые дети рождаются с предрасположенностями, талантами и способностями, отсутствовавшими у их родителей и прародителей, не говорит в пользу фантастического учения о реинкарнациях. Подобные явления можно объяснить законом наследственности. Известно, что зачастую таланты, дремлющие у родителей или прародителей, неожиданно проявляются у детей. У родителей они не проявились из-за отсутствия благоприятных условий, поэтому те даже не подозревали, что у них есть такие способности. Но вот у детей условия изменились, и наследственные дарования неожиданно проявляются.

4. Разная карма обуславливает – как говорят – различные человеческие судьбы. От добродетельного или порочного поведения в прошлой жизни зависит и новое воплощение, и его качество. Справедливость присуждает злым людям несчастное воплощение, связанное со страданиями и бедами, а добрым – счастливое, исполненное земных удовольствий и радостей. Здесь снова мы сталкиваемся с несообразностью учения о карме с тем, что написано в Библии, где мы читаем совершенно противоположное: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Если Бог наказывает по любви, ясно, что это наказание – благо для человека, потому что ведет его к смирению, вразумлению и спасению. Кармисты же считают страдания, эти спасительные средства Божия Промысла, злом. Для них добро – это только благоденствие, житейские радости, удовольствия и т.п. Что же получается? Названное в Священном Писании добром они почитают злом, и наоборот.

Чтобы совратить христиан в свою теософскую веру, приверженцы учения о перевоплощениях стараются найти подтверждения для нее в Священном Писании. Однако в Библии слово «перевоплощение» или «перерождение» в оккультном смысле не употребляется ни разу! Там говорится о «возрождении» (см.: Тит. 3, 5; 1 Петр. 1, 23), но не о перерождении в смысле перевоплощения. Несмотря на это, теософы ищут и «находят» «основания» для утверждения, что апостолы, составители новозаветных Священных книг, верили в перевоплощения. Излюбленные ими эпизоды – это случаи со слепорожденным (см.: Ин. 9, 2) и со св. Иоанном Крестителем, которого теософы считают перевоплотившимся пророком Илией (см.: Мф. 17, 10–13). Рассмотрим эти евангельские сюжеты.

1. На пути Христа встал слепой от рождения человек. Ученики спросили Спасителя: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9, 2). «Вопрос сей кажется странным, – пишет в толковании на это место блж. Феофилакт Болгарский. – Ибо как он мог согрешить прежде рождения своего? Апостолы <…> не разделяли языческого суеверия о том, будто душа прежде соединения с телом живет в ином мире и за грех, как бы в наказание, нисходит в тело. Будучи рыболовами, они ничего такого не могли слышать, ибо подобные мысли принадлежали мудрецам. Итак, вопрос кажется неразумным, но не для внимательного. Ибо знай, апостолы слышали, как Христос сказал расслабленному: вот, ты выздоровел, не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже (см.: Там же. 5, 14). Теперь видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать, потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают. Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают» (Блж. Феофилакт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Гл. 9. Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие св. апостола Иоанна Богослова. Беседа 56). Здесь, следовательно, не говорится об учении о реинкарнации. Такой смысл данному евангельскому сюжету придают приверженцы этого лжеучения.

2. Что касается вопроса, является ли св. Иоанн Креститель перевоплотившимся пророком Илией, необходимо ответить решительное «Нет!» Вот наши основания для такого ответа: а) В Евангелии есть прямое свидетельство св. Иоанна Крестителя, который, будучи спрошен «Илия ли ты?», ответил: «Нет» (см.: Ин. 1, 21). Кто может лучше него самого сказать, кто он?

б) На Фаворе при Христовом преображении вместе с пророком Моисеем явился известный всем верующим в то время израильтянам св. пророк Илия, а не некое его перевоплощение в лице св. Иоанна Крестителя. Апостолы, особенно св. Иоанн Богослов, который был учеником Иоанна Предтечи, знали Крестителя Господня в лицо. Но на Фаворе видели не его, а св. пророка Илию, как его и назвал св. апостол Петр (см.: Мф. 17, 4). Если бы учение о реинкарнации было истинным и св. пророк Илия действительно перевоплотился бы в св. Иоанна Крестителя, он никоим образом не мог бы явиться на Фаворе в старом образе, уже давно исчезнувшем после множества перевоплощений, но должен бы был явиться в своем последнем воплощении – в образе св. Иоанна Крестителя. А кроме того, для Христова Предтечи уже не существовало никаких препятствий, чтобы явиться в качестве духа из потустороннего мира, так как к тому времени он уже был обезглавлен Иродом (см.: Там же. 14, 10).

в) Вот еще важнейшее основание: перевоплощаются, по учению оккультистов, умершие люди. А св. пророк Илия не умирал и, следовательно, приписанное ему перевоплощение – злостная мистификация. Он был живым вместе с телом взят на небо (см.: 4 Цар. 2, 11).

Нам могут возразить: а почему тогда Иисус Христос сказал об Иоанне: он есть Илия, которому должно придти (Мф. 11, 14)? Однако Спаситель говорит здесь, как и во многих других местах, не буквально, а иносказательно, аллегорично (ср.: Мк. 8, 15; Лк. 22, 36). Св. Иоанн Предтеча явился не как переродившийся Илия, но, как подчеркнуто в Евангелии, в духе и силе Илии (Там же. 1, 17), т.е. подобным по ревности св. пророку Илие.

Итак, Библия исключает всякую мысль о карме, и это лжеучение остается непримиримым антагонизмом христианству. Все это необходимо хорошо запомнить тем христианам, которые увлекаются современными оккультными учениями и думают, что могут совместить их с верой во Христа. Однако это невозможно: или человек, будучи христианином, верует в Богочеловека Христа как своего Искупителя и Спасителя, или, если он надеется самостоятельно усовершенствоваться через множество перевоплощений, то он – не христианин.

Истина и ложь несоединимы; соглашаясь с заблуждением, человек оставляет путь истины. Принимая лжеучение о реинкарнации, он отвергает богооткровенное Божие слово об Искупителе и отказывается от Христа, пролившего за нас Свою Кровь! Будем держаться исповедания упования неуклонно <…>. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр. 10, 23–29).

От такой участи упаси нас Бог!

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

 

Беседы о жизни после жизни.
София, 1994. Т. I. Ч. 2.

 

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

 

   

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник