ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ОБЛИЧЕНИЕ ЛЖИ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Существует ли реинкарнация?

     

 


 

 

Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1, 9–10), – эти слова премудрого Соломона верны и по отношению к человеческим заблуждениям. Они полностью оправдываются и в отношении усердно распространяемого сегодня индуистского учения о реинкарнации. Христиане, практически порвавшие с верой, изменившие Господу, забывшие дух Святого Евангелия, пытаясь объяснить некоторые на первый взгляд неразрешимые загадки человеческой жизни, считают, что находят желанный ответ в баснословном учении о переселении душ в новые и новые тела. Это учение отстаивают сегодня йогисты, оккультисты, теософы и другие лжеучителя.

Внешняя привлекательность данного ошибочного учения кроется в трех его мнимых преимуществах:

1. Оно отрицает вечные муки, потому что Бог якобы не может наказывать так жестоко, будучи Любовью.

2. Оно обещает всем – и наигрешнейшим людям, и наинерадивейшим в духовной жизни – постепенное усовершенствование через ряд последовательных перевоплощений.

3. Оно претендует на то, чтобы удовлетворительно ответить на постоянно задаваемый многими вопрос: почему часто бывает так, что добрые люди страдают в этом мире, а злые – благоденствуют? В учении о перевоплощении это противоречие между нравственностью и участью людей объясняется «кармой», т.е. делами, якобы совершенными в прошлых воплощениях. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7), – любят говорить теософы, искажая смысл апостольского изречения.

Исходя из предпосылок, что Бог есть Любовь и что не может существовать вечных адских мук, нынешние проповедники идеи о перевоплощении учат, что основным законом духовной жизни является развитие души, для чего одной жизни якобы недостаточно. Согласно этому учению, душа, не сумев в краткий период одного земного существования достигнуть совершенства, после смерти тела вселяется – через более или менее длительное время – в другое, новое тело, чтобы продолжить в нем путь самоусовершенствования. Реинкарнации следуют одна за другой и имеют целью обогатить перевоплощающихся духовным опытом – поднять до «высокого сознания» и «великой мудрости». Карма обуславливает не только перевоплощение, но и его качество: добрые дела ведут к будущим счастливым реинкарнациям, а злые – к злополучию и перевоплощению в униженное состояние, даже в животное (Regamay G. Karma // Lexikon fur Theologie und Kirche. Band V. Фreiburg, 1960. S. 1365).

Смысл человеческой жизни, согласно этому лжеучению, состоит в том, чтобы через множество перевоплощений человек достиг полного самоочищения, высшей разумности и максимального развития всех своих способностей, освободившись от животных инстинктов. Лжеучение о реинкарнации поддерживает тщетную надежду на всеобщее спасение. Хотя это «спасение» в индуистско-теософском аспекте представляет собой не индивидуальное блаженство в потустороннем мире, но вхождение в некую вечную нирвану или даже, как убеждены некоторые, растворение в небытии.

Рассматриваемое лжеучение базируется на следующих основаниях: 1) некоторые люди вспоминали о своих прежних жизнях; 2) многие испытывали при первой встрече с каким-либо человеком или предметом чувство, что они видели его ранее; 3) некоторые дети рождаются с предрасположенностями, талантами и способностями, которые отсутствовали у их родителей и прародителей; 4) идея справедливости предполагает реинкарнацию, так как различие человеческих судеб, заметное уже с рождения, невозможно объяснить ничем, кроме как возмездием за добродетельную или порочную жизнь души в предыдущем воплощении (Brugger W. Shelenwanderung // Lexikon fur Theologie u. Kirche. Band IX. 1964. S. 577).

Учение о реинкарнации подходит для объяснения этих несообразностей и недоумений. Такая «вера» весьма привлекательна и очень правдоподобна, но если человек вникнет в ее суть, то обнаружит хитросплетенные диавольский обман и утонченые измышления безбожия. Ниже мы постараемся это доказать.

Во-первых, для тех христиан, которые допускают совмещение своей веры с учением о реинкарнации, необходимо подчеркнуть, что это лжеучение языческой Индии не имеет ничего общего с христианством. Христос не говорил о перевоплощении душ. Если бы теория реинкарнации отвечала истине, Спаситель бы раскрыл ее нам подробно – так, как раскрыл Свое благотворное учение о покаянии как пути спасения (см.: Мф. 4, 17; Лк. 13, 3–5; 15, 10–24). Согласно Божественному благовестию, после смерти нас ожидает не реинкарнация, а воскресение и суд Божий (см.: Ин. 5, 26–29; Мф. 10, 28 и др.). И святые апостолы не упоминают о переселении душ, но говорят о суде над ними (см.: Евр. 9, 27). В своем слове перед ефесскими пресвитерами святой апостол Павел говорит, что в течение своего трехлетнего пребывания среди них он не упускал возможности возвещать им всю волю Божию (Деян. 20, 27), которую он сам творил везде, где проповедовал. Но он нигде не обмолвился и словом о каком-либо перевоплощении.

Как видим, Божественное Откровение учит нас, что есть только две жизни: первая – временная, а вторая – вечная. Земная жизнь дана нам для того, чтобы в ней подготовиться к вечной. Если мы упустим время здешней единственной жизни, то погибнем навеки. Об этом нас предупреждает слово Божие: Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис. 55, 6–7).

Вопреки этим словам Священного Писания лжеучение о реинкарнации лукаво нашептывает: «Не бойтесь! Не спешите каяться! Если вы сейчас грешите, еще не все потеряно. Ведь после смерти вы переселитесь в новое тело, и тогда у вас будет возможность исправиться. А сейчас поживите, как хочется! Перед вами лежит безкрайняя вечность, в течение которой вы можете перевоплощаться безчисленное количество раз. И в конце концов достигнете совершенства!..» Обманутые лукавым христиане поддаются таким сатанинским внушениям, грешат и не каются, и после смерти предстают не перед возможностью нового воплощения, а пред неумолимым судом Божиим.

Святой апостол Павел прямо открыл это, написав под озарением Святаго Духа: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27).

Здесь особенно важно слово «однажды». Великий апостол употребил это выражение, чтобы подчеркнуть не только однократность человеческой жизни на земле, но и неповторимость Христовой голгофской Жертвы. Он пишет об Искупителе: Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище <…>, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, <…> Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр. 9, 24–28).

Вот в какую почетную и возвышенную параллель с единожды принесенной на Голгофе Христовой Жертвой поставлена однократная человеческая жизнь на земле! Как Христос однажды принес Себя в жертву, так и человек однажды умирает, чтобы сразу явиться на Божий суд, т.е. на так называемый частный суд. Если бы можно было говорить о многочисленных Христовых жертвоприношениях, о чем, впрочем, не учат и самые отъявленные еретики, тогда можно было бы говорить и о многих человеческих существованиях на земле. Но поскольку первое немыслимо, то недопустимо и второе.

Теософы и оккультисты хотят сблизить свое лжеучение с Христовым Евангелием, но они не замечают, что их теория о перевоплощении делает безсмысленной голгофскую Жертву Христа. Если человек сам может искупить свои грехи, имея многие жизни, в таком случае ему вовсе не нужен Христос. Отрицание искупления также делает безсмысленным христианство, поскольку искупление составляет его ядро. Таким образом, пытаясь умалить Христа и Его добровольную голгофскую Жертву, теория реинкарнации выдает свою демонически-богоборческую сущность.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

 

Источник: Беседы о жизни после жизни.
Т. I. Ч. 2. София, 1994.

 

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник