ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ОКЛЕВЕТАННЫЙ ЛЮДЬМИ, БОГОМ ОПРАВДАННЫЙ

 

     Окончание. Начало на стр. 6

 

Новый Иерусалим. Воскресенский собор
Новый Иерусалим. Воскресенский собор

 

Приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), доктор церковной истории, так описывает восьмилетнее пребывание Никона в Воскресенской обители: «В своих монастырях Патриарх устроил житие образцовое и благочинное. Всех странников и богомольцев приказывал поить и кормить по три дня даром, в монахи принимал безвкладно, всем давая платье за счет обители. В праздники всегда трапезовал с братией и сам лично омывал ноги всем богомольцам и заезжим путникам».

Смущенный смиренным отстранением Патриарха от власти Алексей Михайлович, раскаиваясь, понемногу стал справляться о здоровье Никона, позаботился о его безопасности во время набега крымских татар; Патриарх отвечал сердечными письмами. Отношения начали было налаживаться, но бояре, не желавшие примирения, вновь прибегли к клевете, что привело к окончательному разрыву отношений между главой государства и Предстоятелем Церкви.

Через восемь лет положение Церкви без Патриарха сделалось невыносимым. В 1666 году Царь созвал Архиерейский Собор, на который прибыли несколько архиереев из Восточных Церквей. Митрополит Газский Паисий (Лигарид), главный советник Царя в деле осуждения Патриарха, организовал обращение к четырем восточным Патриархам. Необходимо сказать, что Паисий был тайным униатом и получал за свою работу жалование из Ватикана. Иерусалимский Патриарх Нектарий снял Лигарида с Газской митрополичьей кафедры.

Однако тогда Паисий (Лигарид) от имени врага Патриарха, боярина Стрешнева, составил вопросы обо всем, что могло послужить к обвинению Святейшего. Сам же он на них и ответил. Патриарх Никон ознакомился с этим трудом и дал на него свои ответы, назвав их «Возражение или разорение смиренного Никона, Божией милостию Патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридусу, и на ответы Паисиевы».

Но Лигарид, не принимая во внимание полученные от Святителя ответы, разослал восточным Патриархам свой вариант «вопросов-ответов» с предложением дать им оценку. Патриархи Иерусалимский Нектарий и Константинопольский Дионисий, которые знали о роли Лигарида в деле Никона, высказались против неправедного его осуждения. Нектарий же советовал Царю вернуть законного Патриарха на престол, и Алексей Михайлович начал склоняться к этому доброму совету, но потом передумал.

В итоге на суд прибыли Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, которые, однако, не смогли подтвердить на Евангелии, что они законные Предстоятели своих Церквей. Никону было известно, что Александрийский и Антиохийский престолы занимали другие Патриархи. Лигарид же сфабриковал себе подложную доверенность от Константинопольского Патриарха, который на самом деле говорил о нем так: «Я его православным не нарицаю, потому что он папежник и лукав». На этом Соборе Патриарх Никон был лишен Патриаршества и священства и простым монахом сослан в Ферапонтов монастырь. Когда его везли до места ссылки, Господь явился одной благочестивой старице и сказал: «Вот раб Мой Никон идет в заточение и терпит в пути великую скорбь и скудость, ты помоги ему в нужде, сколько можешь».

О жизни Патриарха в этот период митрополит Иоанн пишет следующее: «Царь не держал на Никона зла. По его воле положение узника в монастыре не было обременительным: ему позволено было иметь свою церковь, богослужения в которой совершали священноиноки патриаршего рукоположения, добровольно последовавшие за ним в заточение. В монастыре Никона почитали все больше. Любя труды подвижнические, он расчищал лесные участки, разрабатывал поле для посевов хлебов и овса. Толпы народа стекались к нему за благословением».

И не только за благословением, но и за исцелением: Господь сообщил Своему служителю дар чудотворения. Сохранились письменные свидетельства об исцелениях по молитвам Патриарха, датированные 1673–1676 годами; всего исцеленных значится 132 человека.

Приведем некоторые случаи, описанные в труде «Дела Святейшего Никона Патриарха, паче же рещи чудеса врачебныя, яже соделающе жив сый, бе во изгнании в Ферапонтове и в Кириллове монастырех» (Чтения в Обществе истории и российских древностей. Кн. 1. 1887):

«Кириллова монастыря работник Харитон болел четыре года порченной болезнью, приходил к Никону Патриарху; благодатью Божией здрав стал»;

«Белозерского уезда волости Кулиги деревни Агеевы крестьянин Герасим Гаврилов без ума был, исцелел»;

«Из Шуйского села крестьянин Иоанн Алексеев болен был ногой два года; здрав стал».

Повторимся, что всего было 132 исцеления, и это только зафиксированные прижизненные чудеса Патриарха. Затем ему запретили принимать народ.

После смерти Царя Алексея положение Никона сильно ухудшилось. Удалены от двора были благоволившие к нему бояре и приобрели влияние его враги – Милославские и Хитрово. Святейшего перевели в Кириллов монастырь. В дымных кельях, страдая от угара, он едва не скончался «от невыразимого томления», но Господь сохранил ему жизнь.

Царь Феодор Алексеевич хотел освободить страдальца, но этому противился Патриарх Иоаким. Когда же здоровье Никона ухудшилось, он принял постриг в великую схиму, и Патриарх Иоаким не мог больше идти наперекор воле Царя, который приказал вернуть престарелого Святителя в Ново-Иерусалимский монастырь. Господь же Сам известил Своего верного раба об этом радостном определении: за несколько дней до доставления указа Патриарх Никон сказал своим приближенным собираться в дорогу.

Обратный путь Патриарха Никона стал его триумфальным шествием. Из монастырей на протяжении всего пути ему навстречу выходила братия; враги просили у него прощения. Однако жизненные силы уже оставляли Святителя. Он скончался в дороге 17-го августа 1681 года.

Десять дней стояло в храме тело почившего, но тление не коснулось его. Погребен он был в Ново-Иерусалимском монастыре. Царь Феодор сам нес его гроб. На могиле Святителя стали происходить многочисленные чудеса. Вот лишь некоторые из них.

В 1867 году, 5-го сентября, проездом монастырь посетил старообрядец Иван Вараханов, брат московского купца-старовера. Его подвели к гробу Патриарха Никона; в ответ на вопрос: «Кто здесь погребен?», сказали: «Святейший Патриарх Никон». И тут же невидимая сила Божия повергла сего человека у гробницы, и он начал биться головой об пол, да так продолжительно и сильно, что сопровождавших его объял страх от этого зрелища. Бывшие при этом монахи посоветовали старообрядцу испросить прощения у почившего Патриарха. – «Как же его просить?» – «Проси: „Святейший Патриарх, отче Никоне! Прости мое неведение, согрешение, неверие и злословие! Я в безумии моем поносил твою святость!“» Старообрядец повторял эти слова, обливаясь слезами. Сцена эта продолжалась около двух часов, после чего Вараханов получил исцеление и вразумленный вернулся в Москву.

Богомолец из города Красноуфимска Пермской губернии, 70-летний старец Емельян Иванов, будучи в Новом Иерусалиме, рассказал о явлении ему Патриарха Никона. Во время странствования рядом с городом Коломной ему предстал Святитель в полном облачении. Подумав, что это святой Димитрий Ростовский, он произнес: «Что ты, батюшко мой, архиерею Божий Димитрие, затрудняешь себя встречею меня, недостойного?» Однако Святитель ответил: «Я не Димитрий, я Патриарх Никон. Вчинен в соборе преподобных, от Бога оправдан, а людьми оклеветанный».


+ + +

 

К сожалению, имя и личность Патриарха Никона до сих пор в поношении. Его обвиняют в самовольном оставлении Патриаршества и в том, что раскол в Русской Церкви произошел якобы по его вине. Однако упускается из виду, что все решения по исправлению книг и обрядов были приняты соборно и одобрены всеми восточными Патриархами. Что же касается обвинений в самовольном оставлении кафедры, то всем любителям посудить не лишне будет вспомнить слова Апостола: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4). А Господь явно оправдал Святейшего Никона, не отнял от него патриаршего достоинства и наделил его даром чудотворения.

Вот как пишет о Патриархе Никоне известный архипастырь, подвижник благочестия архиепископ Серафим (Соболев): «Идея оцерковления России чрез государственное законодательство, непротивное святым канонам и проникнутое духом Церкви, или ее верою, была основным мотивом деятельности Патриарха Никона и его борьбы с расцерковлением <…>. Так как оцерковление Русского государства имело своим источником истинную Самодержавную власть в ее отношении к Церкви на основе симфонии властей, а расцерковление его было ничем иным как нарушением этой симфонии царской властью, которая в таком случае уже теряла свой истинный характер, то можно сказать, что борьба Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии. Борьба Патриарха была направлена к тому, чтобы Русское государство возглавлялось истинною Царскою Самодержавною властью, при которой только и возможно осуществление симфонии властей и, следовательно, – процветание Церкви и государства силою Православной веры.

Никону не суждено было оказаться победителем в этой борьбе. Он пал, ибо его идея оцерковления Русского государства не была принята Царем и в особенности окружавшими его боярами. Однако Патриарх Никон указал нам путь к возрождению России в лице истинной Самодержавной Царской власти, которая должна относиться к Церкви на основе симфонии властей.

Поэтому пусть Патриарх Никон будет учителем всех русских православных людей в их стремлении к возрождению нашей Родины. Пусть он навсегда останется для нас чистым от <…> нарекания на его светлый великий образ» («Русская идеология»).

Следует сказать несколько слов и о главном детище Патриарха – Ново-Иерусалимском монастыре. Святейший Никон задумал создать на Русской земле копию всех святынь Святой Земли, освященной стопами Господа нашего Иисуса Христа. В этом монастыре был воздвигнут собор Воскресения Христова по образу Иерусалимского храма, а также устроены Вифлеем, Елеон, гора Преображения и прочие главные христианские святыни. Своим подвигом храмоздательства Святитель дал возможность каждому русскому человеку, не имеющему возможности побывать на Святой Земле, все-таки совершить паломничество в Иерусалим.

Закончим наш рассказ словами из видения, бывшего 10-го марта 1885 года купцу Василию Никитину. Некий старец, явившийся к нему во сне, сказал: «Молись Никону Патриарху, он во всем поможет и все устроит».

 

Священник Михаил НОВИКОВ

 

Подготовлено по материалам:
Митрополит Иоанн (СНЫЧЕВ).
Самодержавие духа. СПб., 1996.
Крестный путь Патриарха Никона.
М., 2000; и по другим источникам

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник