ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ОКЛЕВЕТАННЫЙ ЛЮДЬМИ, БОГОМ ОПРАВДАННЫЙ

 

     

 


Патриарх Никон
Гравюра XVIII века

 

По мере своего воцерковления, рано или поздно, каждый христианин знакомится с церковной историей – сложной, подчас драматичной, но вместе с тем полной поучительных моментов. Одним из непростых исторических явлений до сих пор, к сожалению, служащих для многих верующих камнем преткновения, стал так называемый старообрядческий раскол, возникший в Русской Православной Церкви в XVII веке. Осмыслить его перипетии и вынести из них должный урок невозможно без правильного взгляда на личности непосредственных участников событий, связанных с возникновением раскола, и, в особенности, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона.

По сей день многие православные, не вникая в исторические факты, повторяют исходящее от раскольников-старообрядцев и ставшее общепринятым ложное мнение, что главным виновником раскола был Патриарх. Эта точка зрения, увы, распространена и среди ревностных пастырей и чад Церкви, противников нарушения священных канонов и уставов. Многие из них, очевидно по неведению, нередко проводят параллель между нынешними церковными реформаторами, неообновленцами, выступающими за изменение правил относительно постов, смену церковного календаря, перевод богослужений с церковнославянского на современный русский язык, и инициировавшим в свое время необходимую книжную справу Святейшим Патриархом Никоном. Учитывая это обстоятельство, мы хотим рассказать нашим читателям о жизни и служении Патриарха – в надежде, что кому-то данная публикация поможет переосмыслить неосознанно принятые штампы и увидеть абсурдность и кощунственность такого сопоставления.

 

Святейший Патриарх Никон, в миру Никита Минин, родился в 1605 году, в селе Вельдеманове Княгининского уезда Нижегородской губернии. Рано лишившись матери, он терпел много горя от злой мачехи. Одаренный от Бога выдающимися способностями, мальчик сумел выучиться грамоте. Через чтение и личное благочестие он приобщился к дарам церковной благодати и принял решение удалиться в монастырь.

В двенадцатилетнем возрасте он тайно ушел в обитель преп. Макария Желтоводского. Будучи у прозорливого старца Анании, Никита получил от него предсказание о том, что он станет Патриархом. В монастыре юноша глубоко изучил церковный устав, при помощи монастырской библиотеки значительно обогатил свои познания. Кроме исключительной образованности послушник Никита отличался сильным характером и образцовой строгостью в монашеской жизни.

Восемь лет он провел в обители, но, уступая просьбам родственников, ему пришлось покинуть монастырь и вступить в брак. Вскоре после этого Никите предложили место священника в соседнем селе. Здесь с молодым, умным и благочестивым пастырем познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку, и помогли ему перевестись в Москву. В столице в сане священника отец Никита прослужил десять лет. После смерти всех своих детей он уговорил супругу принять постриг, а сам удалился в Соловецкий Анзерский скит, где в пустынном безмолвии несколько лет подвизался под руководством его духоносного основателя, преподобного Елеазара, приняв от старца постриг с именем Никона.

Через несколько лет он переместился в Кожеезерский монастырь, где в 1643 году был избран настоятелем. Через три года, находясь в столице по монастырским делам, будущий Патриарх впервые встретился с Царем Алексеем Михайловичем, на которого произвел сильное впечатление своей величественной наружностью и рассудительными речами, обнаруживавшими глубокую образованность. С этого момента началось сближение Государя и будущего Предстоятеля, перешедшее в многолетнюю дружбу.

Желая иметь своего «собинного» друга постоянно рядом с собой, Алексей Михайлович приказал перевести его в Московский Новоспасский монастырь – родовую усыпальницу рода Романовых, в котором и сам Царь часто бывал, молился об упокоении своих предков. Кроме того их сближала совместная благотворительность.

В 1648 году архимандриту Никону было определено стать митрополитом Новгородским. Приехав в Новгород, владыка Никон посетил своего предшественника по кафедре митрополита Афонию. При встрече он попросил у него благословения, но прозорливый старец велел гостю самому благословить его, сказав, что он станет Патриархом. Молодой архипастырь ревностно взялся за исполнение своих обязанностей по управлению обширной епархией. Самоотверженность и силу его характера можно увидеть из следующего случая.

Спустя два года после водворения митрополита Никона на Новгородской кафедре, в городе из-за подозрений в боярской измене вспыхнул бунт. Митрополит смело вышел к разволновавшемуся недовольному народу, пытаясь сначала вразумить его кроткими речами, а затем, когда это не помогло, пригрозил своей архипастырской властью. Раздраженная чернь избила его до полусмерти. Очнувшись, Владыка собрал последние силы, отслужил Литургию в храме святой Софии и с крестным ходом пошел на бунтовщиков. Пораженные люди смирились, просили у него прощения и ходатайства за них перед Царем.

Через два года после смерти Патриарха Иосифа митрополит Никон был приглашен Алексеем Михайловичем на Собор и вошел в число кандидатов на Патриаршество. Собором русских иерархов он был избран Патриархом, но не сразу согласился принять высокий сан. Зная о враждебном к себе отношении боярства и предвидя от этого многие искушения, Новгородский митрополит долго отказывался. Лишь после того, как Царь и все присутствующие коленопреклоненно стали просить его стать Первосвятителем, он дал свое согласие, взяв с них слово «содержать евангельские догматы и соблюдать правила Святых Апостолов и законы благочестивых Царей». «Если обещаетесь слушаться меня, – сказал Никон, – как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я, по вашему желанию, не стану больше отрекаться от великого архиерейства». Царь, бояре и все соборяне дали обет слушаться Патриарха и соблюдать священные каноны.

Интронизация Святейшего Патриарха Никона состоялась 25-го июля 1652 года. Первое время отношения Царя и Патриарха являли собой образец симфонии властей. Они вместе трапезовали, обсуждали все насущные вопросы. Никон был восприемником от Крещения царских детей. Во многом благодаря его усилиям была присоединена к России долго просившаяся под высокую Цареву руку Малая Русь, терзаемая польскими католиками и османскими магометанами. Он благословил Царя на войну с Речью Посполитой, выставив за свой счет десять тысяч воинов.

В церковном управлении от предыдущих Первосвятителей Патриарху «в наследство» достался ряд проблем, решить которые было насущной необходимостью, но по разным причинам их урегулирование откладывалось или не удавалось его предшественникам. Одной из первоочередных задач было исправление церковных богослужебных книг, в которые по вине небрежных и необразованных переписчиков вкрались различные неточности и ошибки.

Еще Стоглавый Собор 1551 года, состоявшийся при Царе Иоанне Грозном, признал повреждение некоторых церковных книг и принял решение об их исправлении. Обязанность по правке легла на приходских священнослужителей, но оказалась им не по силам. Священникам удавалось лишь сохранять книги в текущем состоянии, не допуская появления новых искажений.

Следующая попытка исправления книг была предпринята после изгнания польских оккупантов из России в 1616 году. Руководить справой было поручено архимандриту Дионисию, настоятелю Троице-Сергиевой лавры, и образованному священнику Иоанну Наседке. Они принялись за исполнение возложенного на них послушания, но в результате были признаны еретиками и несколько лет провели в темнице. В этой истории уже проявились те проблемы, которые через полвека привели к возникновению старообрядческого раскола.

Став Патриархом, Святейший Никон продолжил дело исправления русских богослужебных книг по древним византийским образцам, заблаговременно привезенным с Востока. Через два года после вступления на Престол он созвал Архиерейский Собор, на котором было принято решение начать исправление книг и обрядов. После завершения первой части работы, в 1656 году, Никон созвал новый Собор, на котором вместе с русскими иерархами присутствовали два Патриарха – Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил. Собор одобрил новоисправленные книги и повелел вводить их в употребление во всех церквах, заменяя ими старые, содержащие погрешности.

Следует отметить, что в XVII веке Православной верой на Руси жили все сословия, от аря до простолюдина. За веру Христову каждый готов был отдать свою жизнь, и ревностное отношение к связанным с ней вопросам было нормой для всех чад церковных. Но враг рода человеческого уловил некоторых пастырей на неумеренной, неразумной ревности, и они, по навету вражию и из личной неприязни, заподозрив Патриарха в предательстве, стали распространять порочащие его репутацию слухи. Святейший Никон разослал противников исправления книг по монастырям – на покаяние. Однако, ослепленные гордостью, они не покаялись, а закоснели в своем заблуждении. Таковы были Павел, епископ Коломенский, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова и некоторые другие неразумные ревнители, которых старообрядцы в настоящее время причислили к лику своих «святых».

Вскоре началась война с Речью Посполитой. Царь, отправляясь в поход, оставил управление государством в руках Патриарха. Бояре вынуждены были приходить к нему с докладами и получать от него распоряжения по государственным вопросам; иногда им приходилось и выслушивать нелицеприятные обличения. У некоторых по распоряжению Святейшего были изъяты и сожжены иконы католического «фряжского» письма и органы. Завидовавшие и раньше близости Никона к Государю, бояре еще больше на него озлобились. Примерно в это же время Патриарху в видении было предсказано о грядущем страдании, дабы он укрепился в уповании на Господа и терпении.

После возвращения Алексея Михайловича из похода в 1656 году бояре с удвоенной силой стали клеветать на Патриарха, утверждая, что он якобы хочет присвоить царскую власть. Значительную роль в ухудшении отношений Царя и Патриарха сыграло и то обстоятельство, что Государь за прошедшее время несколько охладел к исполнению своих христианских обязанностей. Он перестал посещать службы в Успенском соборе по воскресным и праздничным дням – небывалое по тому времени явление! Святейший Патриарх Никон письменно указал Царю на это, но его послание осталось без ответа – обличения лишь раздражили Самодержца. Когда Алексей Михайлович не пришел в храм и в день Казанской иконы Божией Матери, Первосвятитель снова направил ему письмо. Но и оно было проигнорировано. Таким образом, Царь нарушил свой обет послушания Патриарху.

В такой ситуации Святейший Никон, памятуя о Божием откровении, полностью устранился от политических интриг, покинул столицу и уединился в построенном им Ново-Иерусалимском монастыре, оставив под своим управлением еще две созданных им обители. Это произошло 13-го июля 1658 года. Удаляясь от дел, он написал Царю еще одно письмо, в котором смиренно просил у него прощения.

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник