ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христианское учение о Царской власти
и об обязанностях верноподданных

Мысли, извлеченные из проповедей свт. Филарета Московского*

 

 


 

Продолжение. Начало см. в № 12 (60)

Посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (Сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906) мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, что труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ГЛАВА ПЯТАЯ:
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

 

Бог чрез пророков Своих заповедует: не прикасайтеся помазанным Моим! (1 Пар. 16, 22). И: касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня (Зах. 2, 8).

Если бы слово Божие и не провозглашало неприкосновенности помазанных Божиих, тем не менее обществу человеческому для собственного своего блага надлежало бы законом постановить и оградить неприкосновенность предержащей власти. Рассуждайте здраво и основательно.

Правительство, не огражденное свято почитаемою от всего народа неприкосновенностию, не может действовать ни всею полнотою силы, ни всею свободою ревности, потребной для устроения и охранения общественного блага и безопасности. Как сможет оно развить всю свою силу в самом благодетельном ее направлении, если его сила будет находиться в ненадежной борьбе с другими силами, пресекающими ее действие в столь многоразличных направлениях, сколько есть мнений, предубеждений и страстей, более или менее господствующих в обществе? Как может оно предаться всей своей ревности, когда оно по необходимости должно будет делить свое внимание между попечением о благосостоянии общества и заботою о безопасности? Но когда так нетвердо будет правительство, то так же нетвердо будет и государство. Такое государство подобно будет городу, построенному на огнедышащей горе: что будут значить все его твердыни, когда под ними будет скрываться сила, могущая каждую минуту все превратить в развалины? Подвластные, которые не признают священной неприкосновенности владычествующих, надеждою своеволия побуждаются домогаться своеволия; а власть, не уверенная в своей неприкосновенности, самою заботою о собственной безопасности побуждается домогаться преобладания: в таком положении государство колеблется между крайностями своеволия и преобладания, между ужасами безначалия и угнетения и не может утвердить в себе послушной свободы, которая есть средоточие и душа жизни общественной.

От соображений гражданских возвысимся умом к учению божественному.

Бог заповедует: не прикасайтеся помазанным Моим! В этой заповеди выражается как требование повиновения предержащим властям, так и глубокое изъяснение причин сего требования и убеждение к послушанию. Именно: не прикасайтеся властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо они суть Мои; не прикасайтеся, ибо они суть помазанные от Меня.

Итак, одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть Божии. Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1). Если же, таким образом, всякая предержащая власть открыто или сокровенно исходит от Бога и Ему принадлежит, то как дерзнуть прикоснуться к ней? Если мы требуем, чтоб наше произведение было неприкосновенно для других и чтоб наша собственность была ненарушима, то кто может безнаказанно нарушить устроение и собственность Вседержителя?

Другое священное основание неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть помазанные от Бога. Имя помазанных слово Божие усвояет Царям по отношению к священному и торжественному помазанию, которое они, по божественному установлению, приемлют при вступлении на Царство. Как бы мы ни рассуждали о сем действии – значит ли оно посвящение помазуемого Богу или его освящение от Бога; созерцаем ли в сем действии Таинство, приносящее помазуемому божественный Дух и силу духовную, или только видим действие торжественное, полагающее на Царя несокрушимую печать вышнего избрания, во всяком случае имя помазанника Божия представляет лицо, запечатленное Богом, священное, превознесенное, достойное благоговения и потому неприкосновенное.

Достойно особенного примечания, что слово Божие называет помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так, пророк Исаия, возвещая волю Божию о персидском Царе, говорит: сице глаголет Господь помазаннику Своему Киру (Ис. 45, 1), тогда как Кир еще и не родился, и, родясь, не познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно: укрепих тя, и не познал еси Мене (Там же, 5). Каким же образом сей самый Кир в то же время наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет это, когда предрекает о Кире чрез того же пророка: Аз возставих его; сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит (Там же,13). Проникни здесь, христианин, в глубокую тайну предержащей власти. Кир есть Царь языческий; Кир не знает истинного Бога, однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому что Бог, сотворивый грядущая (Там же,11), назначил Кира для исполнения судьбы Своей о восстановлении избранного народа израильского; сею божественною мыслию, так сказать, помазал дух Кира еще прежде, нежели произвел его на свет; и Кир, хотя не знает, кем и для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, совершает дело Царствия Божия. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Он есть живое орудие Божие; сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совершения.

Если таким может быть даже не ведающий Бога, то не более ли священно величие тех помазанников, которые познали Помазавшего их, и дар помазания не только прияли для других, но и для себя объяли верою и благочестием, – которые помазаны для того, чтобы с собою воцарять благочестие? О таких сугубо священных помазанниках если бы грозная заповедь и не возвещала, то благоговейная любовь сама собою чувствует, что касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня.

Благоверные россияне! Храните же внимательно и благоговейно зеницу ока Господня! Не прикасайтеся помазанным Божиим! Заповедь Господня не говорит: не восставайте против предержащих властей, потому что подвластные и сами могут понимать, что, разрушая власть, разрушают весь состав общества и, следственно, разрушают самих себя. Заповедь говорит: не прикасайтеся – даже так, как прикасаются к чему-либо без намерения, по легкомыслию, по неосторожности, потому что случается нередко, что и в этом неприметно погрешают. Душа христианская! Ты призвана повиноватися за совесть (Рим. 13, 5), а потому, сколько возможно, не прикасайся власти ни словом ропота, ни мыслию осуждения, и веруй, что якоже возвеличится душа помазанных во очию твоею, тако возвеличишься ты пред Господом, и покрыет тя, и измет тя от всякая печали (1 Цар. 26, 24).

 

Ч. II. С. 133–137.

 

* «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II, изд. 1848 г., и часть III, изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II; Ч. III и затем обозначается страница книги.

 

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 

Календарь монархиста

со 2 / 15 по 17 / 30 сентября

 

4 / 17 сентября:
– в 1530 году в Троицкой обители принял святое Крещение Княжич Иоанн Васильевич – будущий первовенчанный русский Царь и Великий Князь Иоанн IV Грозный.

 

6 / 19 сентября:
– в 1580 году состоялось Венчание Иоанна Грозного и Марии Нагой, в иночестве Марфы. Это был последний брак Царя, даровавший ему сына – святого мученика Царевича Димитрия Угличского.

 

8 / 21 сентября:
– в 862 году новгородцы призвали на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы издревле считается днем начала русского государства;
– в 1843 году родился наследник Цесаревич и Великий Князь Николай Александрович, старший Августейший сын Государя Императора Александра II Николаевича Освободителя и Императрицы Марии Александровны.

 

12 / 25 сентября:
– в 1612 году почил последний Царь из Дома Рюрика Василий IV Иоаннович Шуйский;
– родилась Ее Императорское Высочество Анна Феодоровна.

 

15 / 28 сентября:
– в 1326 году по приказу ордынского хана Узбека был казнен Великий Князь Владимирский, Тверской, Новгородский и Московский Димитрий Михайлович Грозные очи;
– в 1485 году Тверское Княжество было присоединено к Московскому Государству. Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич торжественно въехал в город. Тверской Князь Михаил Борисович сбежал в Литву, где умер изгнанником, не оставив наследников;
– в 1801 году митрополитом Платоном была совершена коронация Императора Александра I Павловича.

 

17 / 30 сентября:
– в 1657 году родилась Царевна София Алексиевна, Правительница России, в иночестве Сусанна, четвертая Венценосная дочь Царя Алексия I Михайловича и Царицы Марии Ильиничны Милославской.


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник