ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христианское учение о Царской власти
и об обязанностях верноподданных

Мысли, извлеченные из проповедей свт. Филарета Московского*

 



Начиная с этого номера, посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (Сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906), мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ:
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЛАСТИ

 

ПАРАГРАФ ПЕРВЫЙ:
БОЖЕСТВЕННОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

 

Слово Божие возвещает христианам, а в лице их и всем народам, всему человечеству: несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1).

Благоговейному и безпристрастному изыскателю нетрудно дознать и уразуметь, каким образом власть, по учению слова Божия, происходит от Бога.

Откуда это множество людей, соединенных религиею, законом, языком, обычаями, которое называют народом? Очевидно, что множество это народилось от некоего меньшего племени, а племя произошло от семейства. Итак, в семействе, собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют государством. Следственно, в семействе должно искать начатков и первого образца власти, и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе – государстве. Именно: отец, который по естественному дару Божию имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни своей сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно, и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге – Творце человека. Из Него, во-первых, по слову Божию, всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3, 15); потом, когда сыны сынов разродились в народ и в народы и из семейства возросло государство, необъятное для естественной власти отца, – Бог дал этой власти новый, искусственный образ и новое имя в лице царя, и таким образом – царие царствуют (Притч. 8, 15); и далее, сколько бы ни продолжались и размножались народы, как бы ни изменялись государства, всегда, посредством вседействующего Промысла, владеет Вышний царством человеческим (Дан. 4, 22).

Во времена неведения, когда люди забыли Творца своего и общества человеческие не познавали своего Владыки, Бог – вместе с другими тайнами Своими – и тайну происхождения предержащей власти даже чувственным образом представил пред очи мира в избранном для сего народе еврейском, именно: в патриархе Аврааме чудесно вновь сотворил Он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал над сим царством (1 Цар. 8, 7); наконец Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесные знамения Своей верховной власти.

Посему Бог и называется Царь царствующих и Господь господствующих, Имже царие царствуют. Вышний владеет царством человеческим и емуже восхощет даст е. Господне есть царствие и Той обладает языки (Пс. 21, 29). В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней (Сир. 10, 4).

Может быть, скажут, что все это было во время теократии, то есть богоуправления, а что теперь иные времена. – Никто, конечно, не станет спорить, что времена переменяются и что нынешний год уже иной, а не тот, который прошел. Но разве какие-нибудь иные времена имеют иного Бога? Разве Бог когда-нибудь отрекся от Своего богоправления над миром и человеческим родом, и преимущественно над теми царствами и народами, в которых преимущественно заключено и распространено или которым особенно соприкосновенно Его духовное царство, то есть истинная вера и святая Церковь? Если думают, что богоправление ограничено было только временами Ветхого Завета и кончилось с началом времен христианских, как будто христианский мир уже не нуждается в управлении Божием, то, напротив, должно сказать, что с Ветхим Заветом окончился только прежний, более частный и чувственно-образный вид богоправления и в то же время начался новый, более общий и духовно-образный. В ветхозаветном откровении Бог Отец рек воплощаемому Сыну Своему: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс. 2, 8). И по новозаветному откровению Иисус Христос есть Князь царей земных (Откр. 1, 5). Князь царей, конечно, не по тщеславному и бездейственному имени, но по действительной власти и по действию сей власти.

 

Ч. II, 135; Ч. III, 236.

 

   * «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II изд. 1848 г. и часть III изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II; Ч. III и затем обозначается страница книги.

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 

 

Календарь монархиста

со 2 / 15 по 17 / 30 июня

 

3 / 16 июня:
– в 1606 году состоялось перенесение нетленных мощей святого благоверного Царевича Мученика Димитрия Иоанновича из Углича в Москву.

 

4 / 17 июня:
– в 1634 году в селе Семлево на реке Поляновке Россия и Польша заключили мир, положивший конец русско-польской войне 1632–1634 годов (поляки отказались от притязаний на Русский Престол);
– в 1709 году Император Петр I прибыл в армию под Полтавой;
– в 1763 году Императрица Екатерина II издала Манифест, запрещающий произнесение необдуманных речей, опасных для общественного спокойствия.

 

5 / 18 июня:
– в 1150 году состоялось перенесение нетленных мощей святого благоверного блаженного Великого Князя Черниговского и Киевского Игоря Ольговича, во святом Крещении Георгия, в иночестве Гавриила, из Киева в Чернигов;
– в 1233 году почил Августейший старший брат святого благоверного Великого Князя Александра Невского – святой благоверный Князь Новгородский Феодор Ярославович;
– в 1434 году почил Великий Князь Московский Юрий Димитриевич, Августейший сын святого благоверного Великого Князя Димитрия Донского, крещеный преп. Сергием, игуменом Радонежским;
– в 1901 году родилась святая Мученица Великая Княжна Анастасия Николаевна, четвертая (младшая) дочь святого Государя Мученика Николая II Александровича и святой Государыни Мученицы Александры Феодоровны.

 

6 / 19 июня:
– в 1552 году войско Русского Царя Иоанна Грозного вышло на юг для отражения вторжения в Россию крымского войска хана Девлет-Гирея.

 

8 / 21 июня:
– в 1514 году Русское войско Великого Князя Московского Василия III Иоанновича второй раз выступило из Москвы к Смоленску, чтобы отобрать древний русский город у Литвы. Поход оказался успешным;
– в 1648 году Богдан Хмельницкий впервые обратился в Москву с просьбой присоединить Малороссию к России;
– в 1698 году Царь Петр I разбил под Новоиерусалимским монастырем войска взбунтовавшихся стрельцов, пытавшихся посадить на Русский Престол его сестру – Царевну Софию Алексиевну;
– в 1744 году по указу Императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиевский монастырь стал именоваться лаврой. А с 1738 года по указу Императрицы Анны Иоанновны монастырь по образцу Киево-Печерской лавры стал управляться Духовным Собором старцев.

 

10 / 23 июня:
– в 1610 году в Кремле был убит сторонниками самозванца Лжедимитрия Царь Феодор II Борисович Годунов, сын Царя Бориса Годунова.

 

13 / 26 июня:
– в 1718 году специально созданный Верховный суд приговорил сына Императора Петра I Царевича Алексия к смертной казни по обвинению в измене;

 

14 / 27 июня:
– в 1180 году почил святой Великий Князь Новгородский Мстислав Андреевич Храбрый, во святом Крещении Георгий, второй Августейший сын святого Великого Князя Мученика Владимирского, Ростовского и Суздальского Андрея Боголюбского;
– в 1619 году вернулся из польского плена Филарет Романов, отец первого русского Царя Михаила Феодоровича;
– в 1899 году родилась святая Мученица Великая Княжна Мария Николаевна, третья Августейшая дочь святого Государя Мученика Николая II Александровича и святой Государыни Мученицы Александры Феодоровны.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник