ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДУХОВНОЕ СОКРОВИЩЕ РОССИИ

 

Начало на стр. 4

 

Батюшка Василий родился в Керенском уезде Пензенской губернии в 1880 году, окончил Пензенскую Духовную семинарию, женился, был рукоположен в священный сан. Сначала он служил на сельском приходе в Пензенской епархии. Затем, в 1895 году, его назначили полковым священником на Кавказ, а в 1904 году он стал полковым священником Троице-Сергиева полка в Москве. В 1911 году отца Василия перевели настоятелем собора крепости Свеаборг в Финляндии, а в 1918-ом, по просьбе прихожан храма преподобного Харитона Исповедника, он вернулся в Москву. В 1937 году отец Василий стал настоятелем Богоявленского собора в Драгомилово, где и был арестован. Расстрелян в Бутове 22 декабря 1937 года.

В другом зале выставлен подрясник и пояс уже упомянутого нами священномученика Сергия Кедрова, а также епитрахиль священномученика Сергия Голощапова; рядом на стене – его икона.

Священномученик Сергий Голощапов родился в 1882 году в Московской губернии. С детства большое влияние на него оказала личность отца Иоанна Кронштадтского, к которому он обращался сначала мысленно, при этом всегда получая помощь, а затем сподобился и личного знакомства с Праведником.

После окончания Московской семинарии и академии он остался при ней преподавателем, вступив в брак с девицей Ольгой. В 1920 году будущий священномученик был рукоположен и стал служить на разных московских приходах. Его Богослужения отличались уставной полнотой и производили на прихожан сильное благодатное действие. Вскоре он был арестован и выслан на Соловки и, по прошествии трех лет заключения, был оставлен в городе Мезень, где отбывал ссылку вместе со своей женой.

После освобождения Голощаповы поселились в Можайске, где отец Сергий совершал Богослужения на дому. Вскоре он был арестован и 19 декабря 1937 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, расстрелян на Бутовском полигоне. Его мощи, как и останки других Новомучеников, покоятся в одном из Бутовских рвов.

Есть в храме также личные вещи других священномучеников, например, Евангелие священномученика Николая Агафонникова.

Отец Николай родился в семье псаломщика Вятской губернии Владимира Агафонникова. Имя свое он получил в честь святителя Николая, которому его благочестивая мать посвятила сына. После его рождения она ходила к чтимой в том крае Великорецкой чудотворной иконе святителя Николая – в благодарность за рождение ребенка.

С детства Николай был при церкви, пел на клиросе, читал; поступил в Вятское духовное училище и семинарию, потом женился на Вере Федоровой, был рукоположен в сан священника и служил на приходах в городах Слободском и Вятке. После прихода к власти большевиков активно боролся с обновленцами, но по недоразумению был уволен правящим архиереем из епархии. Затем служил в Подольском районе под Москвой. В 1937 году отец Николай был арестован; расстрелян в Бутове 5 ноября того же года.

Личные вещи и иконы Бутовских новомучеников создают необыкновенное ощущение близости их присутствия, что позволяет яснее прочувствовать высоту их мученического подвига.

Из храма мы вернулись на полигон. После окончания службы верующие стали постепенно разъезжаться. Со светлым чувством радости от соприкосновения с бутовскими святынями отправились в обратный путь и мы.

Говоря о грядущих судьбах России, преподобный Нектарий Оптинский предсказывал, что она «будет материально не богата, но духовно богата». Наверное, известные нам и ведомые только Богу Новомученики и их святые молитвы за нас, их потомков, – это и есть то духовное сокровище, которым изобилует ныне святая Русская земля. Восхождением своих праведных душ на небо они освятили все пространство над нашей Родиной. Своими телами, как семенем христианства, они покрыли всю нашу землю, ее города и села, леса и поля, степи, горы и ложбины, реки, моря, озера... Из этих благодатных семян прорастают сейчас новые всходы – следующее поколение православных христиан. Своим подвигом Новомученики и Исповедники убеждают нас, что можно исполнять заповеди Божии при любых внешних условиях жизни, что при любых обстоятельствах можно не только вести духовную жизнь, но и достигать в ней совершенства. Своими страданиями они отодвинули конец истории для всего человечества еще на какой-то известный лишь Господу срок. Благодаря их подвигу, мы имеем сейчас возможность исповедоваться, причащаться, издавать духовную литературу, созидать и восстанавливать храмы и монастыри, совершать паломничества... Их пример укрепляет новых исповедников Православия в противостоянии антихристовой глобализации и экуменизму. Но и это еще не все. Несмотря на мрачные грозовые тучи, скопившиеся на мировом горизонте, на небывалый и всеохватывающий разгул зла, мощи Мучеников остаются залогом духовного возрождения и расцвета нашей Родины. «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей, – пророчествовал в начале прошлого века, незадолго до начала гонений на Церковь и ее верных чад, святой праведный Иоанн Кронштадтский. – На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

 

СТАТИСТИКА ||
Русская Голгофа

    

       По имеющимся на сегодня документам, в Бутове с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938-го были расстреляны 20761 человек. Основную часть расстрелянных составляли жители Москвы и Московской области; две с небольшим тысячи – из регионов России; 1468 человек – уроженцы Малой Руси, 604 человека – из Белоруссии; 1702 человека – выходцы из республик Прибалтики, есть уроженцы Молдавии, Закавказья, Средней Азии и Казахстана. Кроме того, в Бутове были расстреляны и жители и уроженцы следующих государств: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Югославии, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и многих других.
     Подавляющее большинство расстрелянных (80–85%) составляли люди безпартийные; около половины из всех имели низшее образование. Одним словом, это были люди, далекие от политики. Здесь расстреливали и 15–16-летних мальчишек (есть один 13-летний) и 80-летних стариков, принимали смерть целыми семьями и селениями.
     В основном истреблению подверглась мужская часть населения: на полигоне было расстреляно почти 20 тысяч мужчин, женщин – 858. Если говорить о профессиях и роде занятий пострадавших, то больше всего было загублено простых рабочих; за ними, по численности, следуют служащие советских учреждений, потом – крестьяне. Вопреки логике, следователи называют крестьян «землепашцами» и «хлеборобами», то есть – кормильцами земли Русской. По количеству расстрелянных вслед за крестьянами следуют люди, пострадавшие за веру.
     Следом за «церковниками» по численности идут так называемые «лица без определенных занятий», в числе которых могли быть и священники, и ученые, и люди из «бывших» (князья, графы и т. д.), и обычные уголовники. Что касается профессий, то, кажется, нет такого рода занятий, представителей которого не было бы в списках убиенных в Бутове.
     Тут железнодорожники, бухгалтеры, работники торговли и сферы обслуживания, сторожа, моряки, первые советские летчики, пенсионеры, кустари, преподаватели школ, училищ, техникумов и вузов, студенты, заключенные тюрем и ИТК, милиционеры, пожарные, врачи, агрономы, художники, литераторы, спортсмены, руководители крупных предприятий – трестов, фабрик, заводов, – словом, в земле Бутова лежит весь народ, все его представители...
     По количеству казненных за веру и Церковь Христову Бутово не сравнимо с другими местами массовых расстрелов и захоронений.
     Здесь за неполных пятнадцать месяцев было расстреляно 940 человек, единственная вина которых заключалась в исповедании Православной веры. Годы, прошедшие с октября 1917 года, стали временем безпримерных гонений за веру, подобных гонениям первых веков христианства. Сонмом мучеников украсилась Русская Православная Церковь, сохранившая в дни жестоких испытаний чистоту и крепость своей веры.


«Бутовский полигон и „Коммунарка“, 1917–1953 годы»

 

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник