ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДУХОВНОЕ СОКРОВИЩЕ РОССИИ

 

 


Храм святых Новомучеников
и Исповедников Российских в Бутове


 

Девятнадцатого мая (6 мая по церковному календарю. Здесь и далее даты приводятся по гражданскому календарю. – Примеч. ред.), в 4-ю субботу по Пасхе, Русская Православная Церковь праздновала память Бутовских новомучеников – святых, принявших в годы гонений мученическую кончину за Христа в подмосковном Бутове. Ранее Бутовым называлась деревенька, стоявшая к югу от Москвы на восемнадцатой версте старого Варшавского тракта, а позднее это название получило также расположенное поблизости старинное барское имение Дрожжино, на территории которого в середине XX века и находился спецобъект НКВД «Бутовский полигон»...

 

Память Собора Бутовских новомучеников стала для многих москвичей одним из любимых праздников, почтить который верующие съезжаются со всей столицы: на общественном транспорте, на машинах, на автобусах от приходов, доставляющих паломников на это святое место. По мере приближения к полигону, где не так уж давно были расстрелены за веру десятки тысяч наших соотечественников, душу охватывал трепет от мысли, что мы повторяем путь, по которому наших столь родных и близких святых везли к месту казни.

Территория полигона и подходы к нему тщательно охранялись полицией, военнослужащими МВД, московскими и подмосковными казаками. Впрочем, безпорядков и без того не наблюдалось. Люди семьями, многие с детьми, бабушками и дедушками спокойно стекались к поклонному Кресту, где совершалось Таинство Исповеди. Тут же, рядом, с этого места начинается братская могила Новомучеников; стоит подсвечник, на который все желающие ставят свечи.

Распорядок дня был следующий. В 9 часов 30 минут началась Божественная Литургия, после которой прозвучали патриаршая проповедь и величание Новомученикам. В это время одни верующие готовились ко Причастию, а другие, которые не собирались причащаться, знакомились со святынями полигона и прилегающих к нему окрестностей.

На подступах к полигону было немало людей, собирающих пожертвования на храмы и монастыри, а также просто просящих милостыню. Кстати, 19 мая праздновался также день рождения святого Царя-Мученика Николая II, и один из просителей от Имперской библиотеки на дудочке играл гимн «Боже, Царя храни», напоминая людям об этой дате и пробуждая надежду на возрождение в нашей многострадальной Родине Самодержавной Монархии.

Но более чем сам полигон нас впечатлил храм святых Новомучеников и Исповедников Российских, расположенный через дорогу, в котором собрано множество святынь, рассказывающих о жизни новомучеников. При входе на его территорию, слева, водружен огромный Крест высотой более 12-ти метров. Он был вырезан на Соловках – еще одном месте массового героизма и мученичества православных верующих в XX веке, и в июле 2007 года Крестным ходом доставлен в Бутово.

Каменный храм, его планировку, архитектуру можно назвать жемчужиной современного храмостроительства. У входа паломника встречают две мозаичные иконы – святителя Тихона, Патриарха Московского, и священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, принявшего смерть за Христа в Бутове. В нижнем приделе храма – ростовая икона академического письма, изображающая Спасителя, написанная самим митрополитом Серафимом, человеком изрядных дарований в различных областях науки и искусства. Кстати, этот храм считается главным местом поклонения священномученику: его святые мощи лежат в одном из рвов полигона.

Замечательна жизнь этого великого угодника Божия. Происходя из старинного дворянского рода Чичаговых, сначала он послужил Царю и Отечеству на военном поприще; участвовал во всенародном русском подвиге – освобождении братьев-славян от турецкого рабства в 1887–1888 годах. Эти исторические события нашли отражение в литературных трудах митрополита Серафима. Кроме того, он занимался лечением больных народными средствами. По разработанной и описанной им в «Медицинских беседах» методике, полностью основанной на целебных свойствах растений, он с хорошим результатом пролечил около 20 тысяч больных.
После русско-турецкой войны будущий Владыка познакомился с протоиереем Иоанном Сергиевым – святым Иоанном Кронштадтским, и дружба их продолжалась до самой кончины праведного пастыря в 1908 году. Именно по благословению отца Иоанна после смерти жены священномученик принял монашеский постриг с именем Серафим и рукоположение в священный сан.

Позже, уже будучи архимандритом, Владыка составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и преподнес ее Государю Императору Николаю Александровичу, чем способствовал прославлению преподобного Серафима Саровского в лике святых. Работая над «Летописью» в стенах Дивеевской обители, он сподобился благодатного видения: ему явился преподобный Серафим и, положив руку на плечо, сказал: «Проси у меня всего, чего хочешь». Будущий святитель в этот момент забыл обо всем на свете, ему было так хорошо, что он ничего больше не желал, кроме того, чтобы это продолжалось вечно, и он ответил Преподобному: «Только всегда быть около Вас». И преподобный Серафим исполнил это желание – вымолил у Бога ему мученический венец, увенчанный которым владыка Серафим, радуясь, пребывает в Царствии Небесном.

Икона, написанная священномучеником Серафимом, – далеко не единственная реликвия храма. Здесь, как мы уже сказали, находятся личные вещи многих новых Мучеников и Исповедников Российских. Например, справа от входа в нижний храм, под стеклом, лежат обувь и гильзы, обретенные в бутовских рвах при раскопках. Над ними – фотографии останков, найденных при археологических работах на территории расстрельного полигона НКВД, а также снимки из личных дел Новомучеников. С фотографий на нас смотрели простые русские лица, мужские и женские. Некоторые из них были, на наш взгляд, совсем обычные, иные же напоминали иконописные лики. Но каждое из них светилось добротой, любовью к Богу и ближним, смирением, мужеством и терпением, которые и позволили им выдержать суровые испытания и пострадать даже до крови, не изменив Христу. Это и есть то чистое золото, в огне страданий переплавленное, которое советует купить Ангелу Лаодикийской Церкви Господь наш Иисус Христос (см.: Откр. 3, 18).

Рядом, также под стеклом, был выставлен машинописный оригинал Службы всем святым, в земле Российской просиявшим, с сопроводительным письмом ее автора, святителя Афанасия (Сахарова), к протоиерею Василию Евдокимову. Тут же – обложка служебника того же святителя-исповедника, сшитая им из бересты в одной из ссылок, которых в его жизни было немало. В своей автобиографии святитель Афанасий писал: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года [моего] архиерейства. За это время: на епархиальном служении – 33 месяца. На свободе не у дела – 32 месяца. В изгнании – 76 месяцев. В узах и горьких работах – 254 месяца».

Тут же можно увидеть вещи священномученика Александра Хотовицкого, миссионера, много лет потрудившегося в Северной Америке, а затем принявшего мученическую смерть за Христа в России, в первые годы советской власти.

Рядом разложены тетради и бокал священномученика Сергия Кедрова. Он родился в 1880 году, в Бронницком уезде Московской губернии, в семье священника Павла. После окончания Московской Духовной семинарии служил учителем. Затем женился на дочери священника Людмиле Александровне Зверевой и был рукоположен к церкви села Фаустово Броннцкого уезда.

На этом приходе отец Сергий прослужил всю жизнь, снискав любовь и уважение прихожан, которые звали его Сергием Фаустовским. Проповеди отца Сергия были простыми и очень глубокими по содержанию. Так, говоря в одной из них о Таинствах Покаяния и Причащения, он преподал своей пастве замечательное наставление, как бороться со страстями: «Получив подкрепление в этих Таинствах, мы должны со свежими силами идти далее по пути спасения. Раз мы раскаялись в своих грехах и дали обещание оставить их, то и должны более твердо стоять против грехов. Мы часто, раскаявшись и дав обещание бросить свои грехи, тут же опять их начинаем сначала. Почему так бывает? А потому, что думаем, что отговели, можно теперь и отдохнуть. Нет, напротив. После покаяния надо приносить, по возможности, благие плоды, то есть за каждый грех нести какое-нибудь наказание, за каждое такое дело делать какое-нибудь добро. Например, если ты имеешь привычку осуждать, гневаться, обижать, то впредь положи себе за правило, чтобы за каждый гнев, за каждую обиду и пересуд класть хотя бы по одному или несколько поклонов. Если ты имеешь привычку ругаться неподобными словами, в особенности при детях, которые невольно запоминают все эти матерные слова и с малых лет часто перегоняют в этом искусстве своих родителей, то, если желаешь бросить этот грех и совсем отстать от него, опять дай себе правило – за каждое матерное ругательство класть один или несколько поклонов. Так в борьбе со всяким грехом можно с успехом пользоваться таким способом».

В 1922 году отец Сергий был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей, но через год освобожден. Вскоре после освобождения он серьезно заболел, жизнь его была в опасности. Тогда его матушка дала обет ходить в течение некоторого времени в соседнее село, находившееся от них на расстоянии 25-ти километров, к чудотворной иконе Божией Матери Иерусалимской, и отец Сергий выздоровел. Матерь Божия сохранила его для мученического венца: спустя 15 лет, в 1937 году, священника арестовали. Это произошло 25 октября, в ночь под праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, а 16 ноября он был расстрелян на Бутовском полигоне.

Рядом с вещами протоиерея Сергия Кедрова лежат скуфья, четки и икона Спасителя в бархатном футляре, принадлежавшие священномученику Василию Ягодину.

 

Окончание см. на стр. 5.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник