ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СЛОВО ПАСТЫРЯ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О едином пути спасения

 

20 октября / 2 ноября – исполняется 17 лет со дня кончины
приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Иоанна (Снычева)

 

 

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе верные чада! В нынешние тяжкие времена много расставляется нам сетей вражиих, удерживающих нас от вступления на путь спасения и удаляющих от сей блаженной цели. Особенно это опасно для тех, кто еще не приобрел должного духовного опыта, но уже ощутил в своей душе внутреннее тяготение к святыням Православия. Сегодня большое количество молодежи, а равно и пожилых людей, с надеждой и упованием ищут в вере вразумления и утешения в скорбях. Но здесь-то и начинается то духовное испытание, которое неизбежно переживает всякий человек, искренне жаждущий найти спасительную истину.

Казалось бы, нечего долго сомневаться и размышлять – пойди в любой православный храм, и там ты обретешь искомое, получишь все потребные указания на пути истинно христианской жизни и духовного совершенствования. Но – увы! – человек грешен, немощен и склонен к безпорядочному умствованию и суемудрию. Уклоняясь с правого пути, он удаляется от истины и попадает в сети врага.

О такой опасности я – по долгу своего архипастырского служения и велению христианской совести – желаю предупредить всех, готовых выслушать мое увещевание: верных церковных чад и тех, кто только ищет еще свою дорогу в храм.

Сегодня безмерно расплодились ложные вероучения и сектантские сообщества, безрассудно и своенравно рассуждающие о вопросах, для них недоступных – о Боге, о спасении души, о правилах благочестивой жизни. Молю вас, блюдитесь, дабы не увлечься этим, будьте осторожны и бдительны, памятуя, сколь пагубно может повлиять на душевное здравие общение с подобными обществами.

Вера есть дело несомненно благое. Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6), – поучает нас святой первоверховный апостол Павел. Но вера эта должна быть правой и непорочной, то есть точно такой, какую принес на землю Сам Спаситель мира и которую Он передал святым апостолам и Церкви Своей.

Именно в такой вере полно и безвсяких искажений заключены догматическое учение христианства и правила жизни духовной, подвижнической – то есть все то, что служит для вечного спасения. Именно такую Православную веру заповедал Христос Своим ученикам, говоря: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–21). Именно эта единственно спасительная, Святая вера – вера апостольская, вера отеческая – утвердила Вселенную и посрамила все попытки диавольские воспрепятствовать Божественному Домостроительству человеческого спасения.

Самым кратким и удовлетворительным образом изложена она в Никео-Цареградском Символе веры, который мы читаем в утренних молитвах и поем в наших храмах за Литургией. Эта вера научила тех, кто желал внимать ее увещеваниям, творить добро и распинать плоть свою со страстьми и похотьми. Через покаяние и святое Крещение она каждого человека вводит в благодатные недра церковные, а через великое Таинство Евхаристии – в тесное общение с Самим Христом. Этой вере всем нам необходимо следовать неотступно и содержать ее неизменно.

От чего же следует удаляться, от каких ложных вероучений блюсти сердце свое и разум? Прежде всего – от всех языческих вер, обоготворяющих явления природы; от восточных учений – кришнаитов, вишнуистов, йогов и им подобных; от всяких нехристианских мировоззрений. От вер, хотя и христианских, но допустивших в учение Христово человеческие лжемудрствования, измышления и отступления от его первоначальной Божественной чистоты. К таковым относится католичество, отпавшее от благодатной полноты церковной жизни еще в 1054 году; протестантизм, отколовшийся от католичества в ХVI веке и сам давший начало многочисленным религиозным течениям: лютеранству, кальвинизму, англиканству и иным.

Эти отступления произвели, в свою очередь, множество сект: баптистов и пятидесятников, «адвентистов седьмого дня» и «свидетелей Иеговы», меннонитов и мормонов, пресвитерианцев и других. Кроме того, уже в наше время появились в России секты «Богородичного центра» и «Белого братства», «церковь Муна» и приверженцы оккультизма, спиритизма, астрологии, гипнотических методов воздействия и т.д., и т.п.

Почему следует удаляться от этих вер и сект? Потому что в них содержатся мудрствования земные, греховные, противоречащие и противоборствующие истинному христианскому вероучению и извращающие правила благочестивой и праведной жизни. Враждовать с их приверженцами не следует и удаляться от общения по делам житейским – тоже, но в молитвенное общение не вступать и ни в коем случае не полагать их учения в основу своей практической и духовной жизни.

Возлюбленные, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь в добрых делах, храня верность святому Православию, и Бог мира да будет со всеми вами! Аминь.

 

Митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Иоанн (СНЫЧЕВ)

Источник: Одоление смуты.
Слово к русскому народу. СПб., 1995.

 

 

 

ФАКТЫ ||
«Он на все смотрел глазами веры»

    


Могила митрополита Иоанна
на Никольском кладбище
Александро-Невской лавры

     

В 1995 году, 2-го ноября, на 69-м году жизни отошел ко Господу один из самых почитаемых в народе современных архипастырей Русской Православной Церкви – Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).
Книги, статьи, проповеди и беседы владыки Иоанна и сегодня открывают глаза многим людям на происходящее в России и в мире, приводят к истинной вере, чуждой каких бы то ни было перегибов и отступлений, вводят в ограду Православной Церкви и укрепляют в шествовании по пути спасения, в любви ко Господу и Родине, в надежде на воскресение Святой Руси.
     Владыка неоднократно подчеркивал в своих трудах, что у России есть враги, открыто обличал зло, неудивительно поэтому, что практически сразу после его кончины недоброжелатели стали распускать слухи о том, что митрополит был человеком несамостоятельным, находившимся под сильным посторонним влиянием, что те литературные труды, которые принесли ему славу «русского Златоуста», якобы не отражают его настоящих воззрений… Но люди, лично близко знавшие Владыку, не раз опровергали подобные наветы. В частности, их опроверг духовный сын владыки Иоанна, его ближайший сотрудник и единомышленник епископ (ныне – митрополит) Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков):
     «Конечно, ничего подобного быть не могло. Чтобы кто-то мог воздействовать на старца вопреки его собственной воле? Этого просто невозможно представить, и мне очень тяжело узнавать о попытках дискредитировать подвижническую деятельность митрополита Иоанна. Я помню, что уже на прошлом Архиерейском Соборе в феврале 1997 года нашлись желающие порассуждать на тему о „несамостоятельности“ Владыки. Говорили, что, мол, митрополит не мог назвать экуменизм ересью, это без его ведома кто-то в книги вставил, или он там подписал что-то, не глядя...
     Я тогда на это сразу возразил. Послушайте, говорю, я знал Владыку много лет – с 1983 года до дня кончины – и готов засвидетельствовать: он был в своих убеждениях всегда тверд и последователен. Разубедить его в том, что он считал правильным, было практически невозможно. Но не потому, что старец был упрям, нет! Дело в том, что он на все смотрел глазами веры, взглядом человека духовного. Даже на дела гражданские, политические. Это главное.
     Он никогда не рубил с плеча, не принимал скоропалительных, поспешных решений. Но если уж он принял какое-то решение, если подписал какую-то статью, выступил с чем-то публично, это означало, что в основании таких поступков лежало не только его осознанное, проработанное умозаключение, но и – что гораздо важнее – молитвенное сердечное чувство».


Олег БЕЛОВ, по книге «Митрополит Иоанн. „Смотрите, не ужасайтесь...“». СПб., 2001.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник