ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Об образе действования
православных Государей греко-римских
в IV, V и VI веках в пользу Церкви,
против еретиков и раскольников

 

 

Продолжение. Начало см. в № 14 (62),
№ 15(63), № 16(64), № 17(65),№ 18(66),№ 19(67)

 

Мы продолжаем знакомить читателей с оказавшейся в нашем распоряжении очень интересной дореволюционной брошюрой «Об образе действования православных Государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников» (изд. 2-е. М., 1860). Работа представляет собой написанное в Московской Духовной академии курсовое сочинение историка Русской Православной Церкви профессора Е.Е. Голубинского, за которое он получил степень магистра богословия. В наше время, в связи с развитием экуменического движения и непониманием духовной угрозы, которую несет в себе насаждение идеологии толерантности по отношению к враждебным Православию учениям, труд видится весьма актуальным.

 

Г

 

Обращаемся к последнему средству, которое употребляли православные Императоры против еретиков, упорных в своем нечестии и своей вражде на Церковь, – т.е. к различным наказаниям.

Прежде всего, надлежит заметить, что не против всех еретических сект и не против всех принадлежавших к ним лиц были постановляемы одни и те же наказания. Секты, более других нечестивые и опасные для Церкви упорством и фанатизмом своих вождей и последователей, были преследуемы с большею строгостию, чем другие. Это были: секта манихейская, нечестивейшая из всех, также секты монтанистов, евномиан и донатистов. Из лиц, принадлежавших к той или другой секте, после ересеначальников и их сообщников, с особенною строгостию были преследуемы те, кои усиливались распространять заблуждения еретические или поддерживать секту. Здесь разумеются прежде всего епископы, клирики и учители еретические, далее – все вообще совратители, наконец – владельцы и распространители еретических книг.

Во вторых, надлежит заметить, что наказания не всегда приводимы были в исполнение с такою строгостию, с какою были предписываемы. Так, о Феодосии Великом Созомен прямо говорит: «К законам (данным против еретиков, после Константинопольского собора 383 г.) он присовокупил и тяжкие наказания, не приводя однако же их в исполнение, потому что хотел не наказывать подданных, а только привести их в страх, чтобы они одинаково с ним мыслили о Боге» (Церк. Истор. VII. 12). Можем предполагать, что таким же образом поступали и другие Императоры, когда это было можно без ущерба для прав и пользы Церкви. Собственною целию, с которою они налагали на еретиков гражданские наказания и с которою иногда просили об этом Государей и православные пастыри (См. Кн. Прав. Собор. Карфаген., пр. 104), было не подвергать еретиков тяжести сих наказаний, а страхом удерживать их от различных воспрещенных действий и побудить к воссоединению с Церковию.

Наказания, которым гражданское правительство подвергало разные лица и целые секты, могут быть изложены в следующем порядке:

1) Удаление из столиц, а иногда и из других городов Империи. Этому наказанию прежде всего подвергались епископы, клирики и учители еретические. Феодосий Великий, в начале своего царствования издав повеление, которым воспрещалось всем еретикам устроять молитвенные и всякие другие собрания, когда узнал о нарушении еретиками такого повеления, положил изгнать всех епископов, клириков и учителей еретических из столицы и всех городов Империи и обратил каждого в место его рождения, с воспрещением переходить с одного места на другое (Cod. Theod. XVI. V. 12). Но изгоняемые еретики снова возвращались или успевали укрываться тайно даже в самой столице. После Феодосия Аркадий, преемник его на востоке, неоднократно предписывал изгнать епископов и клириков всех еретических сект из столицы (Ibid. XVI. V. 30. 33), а епископов, клириков и учителей сект упорнейших, именно Евномиевой и Монтановой, многократно повелевал изгнать решительно из всех городов Империи (Cod. Theod. V. 31. 32. 34). Из последующих Государей Юстиниан Великий воспрещал являться в столицу и другие значительные города епископам евтихианским (Novell. 42), которых изгнал он с престолов епископских, занятых ими в царствование Государей, покровительствовавших их ереси.

Некоторые Императоры изгоняли из городов и мирских последователей еретических сект. Феодосий Великий, повелев отобрать у всех еретиков места их молитвенных собраний, присовокупил, что если еретики покусятся при сем на мятежное нападение, то, по наказании за мятеж, должны быть изгнаны из самых городов (Cod. Theod. XVI. V. 6), и впоследствии действительно исполнил свою угрозу (Там же. V. 14. Sozom. VII. 12). Маркиан повелел изгонять из Константинополя всех последователей Евтихиевых (Cod. Iustinian. I. 1. 4). Манихеи постоянно изгоняемы были из столиц и всех городов в обеих Империях (Cod. Theod. XVI. V. 8. 18. 65. Valent. III. Novell. 2).

2) Удаление от почетной службы. Феодосий Великий, Аркадий и Гонорий всех вообще еретиков удаляли из придворной службы и от управления областями (Philostorg. X. 6. Cod. Theod. XVI. V. 29. 58). «Кто не согласен с нами в вере, тот не может быть к нам близок ни в каком отношении», – писал Гонорий (Cod. Theod. XVI. V. 42). Император Иустин I прямо объявил относительно всех еретиков: «Не хотим терпеть, чтобы кто-нибудь из еретиков носил какое-либо достоинство и обладал поясом воинским или гражданским» (Cod. Iustinian, I. 5. 12).

Но, будучи лишаемы почетных должностей, еретики в то же время непременно были обязываемы к отправлению такой службы, которая, не пользуясь почетом, соединена была с особенными трудностями или с обременительными повинностями по имуществам. Таковы были: военная служба в легионах, расположенных на границах Империи для защиты от набегов неприятельских, и гражданская служба куриальная (Ibid V. 48 Vid. Cod. lustinian. I. 5. 7).

Подобно сему поступали православные Императоры и относительно клириков еретических. Тогда как духовенство православное было освобождено от всех тяжких или несовместных с сим званием государственных повинностей и наделено различными преимуществами, клириков еретических Императоры лишали сих преимуществ и нарочито обязывали к отправлению всех без исключения повинностей. Константин Великий относительно сего дал следующий закон: «Преимущества, которые даны из уважения к религии, должны быть на пользу только чтителям кафолического закона. Что же касается до еретиков и раскольников, то хотим, чтобы они не только были чужды сих преимуществ, но и несли различные повинности» (Cod. Theod. XVI. V. 1).

 

Продолжение следует

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник