ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 


Экуменическое служение в главном костеле Риги, 4 мая 2011 г.

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 

 

ОСНОВАНИЕ ВОСЬМОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ ГОТОВИТ ПРАВОСЛАВИЕ
К ДОГМАТИЧЕСКИМ ОТСТУПЛЕНИЯМ
РАДИ ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА

 

Г) «СТОЙТЕ И ДЕРЖИТЕ ПРЕДАНИЯ»

 

Летом 1968 года упомянутый д-р Фишер в докладе на экуменическом съезде подчеркнул, что «одним из главных препятствий на пути к церковному единству является крепкая привязанность церквей к их прошлому, к исторической традиции». Деликатно, но откровенно сделан намек на то, что и Православная Церковь ради экуменического единства должна порвать со Священным Преданием, т. е. с канонами и догматами, порвать, следовательно, и со Святыми Отцами, со Святыми Апостолами, с Самим Господом нашим Иисусом Христом, что равносильно самоуничтожению Православия.

Святой апостол Павел властно указывает: Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). «Слово» – это устное Предание, а «послание» – это Предание, записанное в Священном Писании. Апостол Павел ставит то и другое одинаково высоко. Знаменательно слово «стойте», которое означает: не двигайтесь ни вправо, ни влево, твердо и непоколебимо пребывайте в преданиях, держитесь учения, не допуская в нем никаких изменений, как сказано об этом еще в Ветхом Завете: Не передвигай старых межей, проведенных твоими отцами (Притч. 22, 28).

Эта же мысль высказана святым апостолом Павлом и в других местах, например: О, Тимофей! храни преданное тебе (1 Тим. 6, 20). Святой Викентий Лиринский так объясняет эти слова: «Храни Предание! Что же такое Предание? – То, что вверено тебе, а не то, что тобою изобретено; то, что ты принял, а не то, что выдумал; <...> то, чего ты должен быть хранителем, а не изобретателем; последователем, а не основателем» (Id. Col. 667).

Ныне экуменические деятели требуют от Православной Церкви оставить переданное ей Святыми Апостолами и Святыми Отцами – составляющее ее священную традицию, ее вековые устои – догматы и каноны. Бывший генеральный секретарь ВСЦ д-р Виссерт Хуфт в проповеди на тему «Се, творю все новое» откровенно заявляет, что в будущей экуменической «церкви» ни у кого не будет «отдельной границы для своего исповедания», что войти в нее «затруднительно с точки зрения официальных критериев» (т. е. догматов и канонов) и что «церкви, не желающие согласиться на обновление, не смогут служить экуменическому делу» (ЖМП. 1967. № 10. С. 67).

Но если старые вожди экуменизма выражаются довольно осторожно, то их молодые воспитанники смелее призывают посягать на священные устои Церкви. Стефан Роуз во вступительной статье в журнале «Риск», основанном им в 1967 году при молодежном отделе ВСЦ, пишет: «Нам нужно несколько дерзких грешников, которые засучили бы рукава, чтобы... сдвинуть с места церковные структуры (т. е. догматы и каноны) и сформировать мировое сознание!» (RISK. 1967. Vol. 3. P. 7).

«Дерзкий грешник» нашелся в лице бывшего генерального секретаря ВСЦ д-ра Поттера, который в августе 1973 года по случаю 25-летнего юбилея ВСЦ открыто заявил, что ради экуменического единства мы должны быть готовы к «отмиранию косных исторических установлений и структур, которые мешают Божиему замыслу в отношении к Его народу. <...> В этом процессе, – продолжает Поттер, – мы не должны непременно стремиться к поиску согласия. Важно не единодушие, а общение при сотрудничестве и в спорах, сопровождаемое иногда взаимным корректированием и совместным причащением» (Irenikon. 1973. N. 4. P. 466).

Итак, протестантский экуменизм претендует на реализацию якобы Божиего замысла, но реализует его антихристиански, призывая к измене церковным установлениям и структурам, отрицая необходимость единодушия в вере и призывая всех своих членов к общему причащению. Все это ни в коей мере недопустимо для православных христиан, которые прекрасно знают, что единодушие в правом учении есть необходимейшее предварительное условие для участия в благодатной жизни Церкви и, в частности, для допущения ко Святому Причащению. Святой апостол Лука свидетельствует, что все они были единодушно вместе (Деян. 2, 1) и что верующие постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Там же, 42). Как видим, вначале подчеркнуто пребывание в исповедании апостольского учения, а затем, как следствие, – участие в Причащении и молитвах. На основании Священного Писания и Священного Предания Святая Православная Церковь всегда соблюдала подобный благодатный порядок – требовала сперва согласия и единодушия в учении, т. е. в догматах и в канонах, а потом уже допускала верующих к Причащению от единой Чаши.

Экуменизм, наоборот, ставит на первое место «причащение», отодвигая на второй план рассмотрение догматических различий и споров. Этим ВСЦ фактически узаконивает беззаконие, т. е. «причащение» правоверующих с кривоверующими, не требуя от последних единодушия и покорности истине, чего настойчиво требовали Святые Апостолы (см.: Рим. 2, 8; 14, 25; Гал. 3, 1; 1 Петр. 1, 22). Такой практики Святая Церковь не знает – она полностью отвергается как порочная и недопустимая.

Для ВСЦ, конечно, неприемлемо указанное церковное Предание, мешающее осуществлению антиправославных планов. Чтобы подорвать ревность Православной Церкви к соблюдению Священного Предания, протестантский экуменизм начинает толковать о «множестве преданий». По его мнению, каждое церковное объединение имеет свое предание. И все эти «предания» объявлены равноценными и равнозначными. При столь ловкой подмене и нивелировании множества «преданий» Священное Предание Православной Церкви уже не имеет в глазах экуменистов никакого преимущества над «преданиями» иных «церквей».

Новоизобретенная доктрина о Предании и «преданиях» находится в полном противоречии с вековым церковным пониманием Священного Предания, прекрасно изложенным и обоснованным приснопамятным митрополитом Московским Филаретом. По его словам, «истинное и святое Предание – не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения». Истинное Предание возможно поэтому только в Церкви, где непрестанно пребывает благодать Святаго Духа, раскрывающая истину и наставляющая в ней.

 

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник