ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ОБЛИЧЕНИЕ ЛЖИ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Существует ли реинкарнация?

 

 


У мощей св. прав. Алексия Бортсурманского

 

Продолжение. Начало см. в № 18 (66)

 

Лжеучение о реинкарнации полно противоречий, однако, несмотря на это, оно силится ответить на вопрос, почему добрые люди в этом мире зачастую страдают, а злые – благоденствуют. Причиной сему, согласно проповедуемому лжеучению, является карма – т.е. дела, совершенные в предыдущих существованиях. Но и здесь вместо ясности получается сплошная путаница и вместо разрешения вопроса возникают новые недоумения. Вот два случая типичных противоречий.

1. По мнению приверженцев теории о реинкарнации, добрые люди страдают из-за своих прежних грехов. Но если в прошлом воплощении они были грешниками, то каким образом смогли вдруг родиться праведными?

2. Еще более явно самоизобличается во лжи попытка теософов объяснить земное счастье нечестивцев. Счастье дается, говорят они, за прошлую добрую жизнь. Пусть радуются нечестивцы – это значит, что они заслужили прошлыми своими делами нынешние радости. Однако если в прошлой своей жизни эти люди были добрыми, почему ни с того ни с сего они родились грешными? Если основной закон жизни по теории реинкарнации – развитие и усовершенствование, почему он не сработал в данных случаях?

Защитники лжеучения необоснованно ссылаются на утверждение апостола Павла: Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7). Они приспосабливают эти слова к своей тенденциозной идее о перевоплощениях, абсолютно чуждой великому апостолу. Апостол говорил в своем послании об учении Христа о праведном Божием Суде, на котором каждому воздастся по его делам (см.: Мф. 16, 27). Но этот итог отсутствует в теории о перевоплощениях, не допускающей ни последнего и безапелляционного Божиего Суда, ни окончательного воздаяния.

Что общего в таком случае между христианством и теософией?

Теософы и оккультисты вносят в свое лжеучение приведенное утверждение, которое святой апостол Павел сам изъяснял совершенно иначе, говоря: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 6, 8–9). Здесь нет и намека о каком-либо перевоплощении. Напротив, великий апостол пишет, что творящие дела плоти и не кающиеся будут вечно наказаны – лишены Царства Небесного (см.: Там же. 5, 19–21). Вечная же блаженная жизнь – это награда для потрудившихся на поле добродетели. «Ты посеял милостыню, – объясняет святитель Иоанн Златоуст, – тебя ожидают небесные сокровища и вечная слава; посеял целомудрие – тебя ожидают честь и награда» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на послание к Галатам. Беседа 6 // Творения. Т. Х. Кн. 2. СПб., 1904. С. 811). Когда? – «В свое время», – отвечает святой апостол Павел, указывая таким образом на Второе пришествие Христово и Страшный суд, когда Бог воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6). Этот эсхатологический аспект совершенно чужд оккультистам.

Цель перевоплощений, согласно их учению, – это обогащение человека духовным опытом и восхождение его до наивысшего сознания и мудрости. В таком случае с каждым новым перевоплощением человек должен становиться умнее и совершеннее. Значит, применительно ко всему человечеству, все люди в силу закона эволюции должны становиться лучше, сознательнее, разумнее, мудрее. Но что мы видим? В то время как в технической и научной областях заметен большой прогресс, в моральных устоях наблюдается страшный упадок, предсказанный словом Божиим.

В Своей пророческой речи о конце света Христос сказал, что беззакония умножатся и любовь охладеет (см.: Мф. 24, 12), страсти разбушуются, предательства, даже среди самых близких, станут частым явлением (см.: Там же, 9). Народы будут восставать друг против друга (см.: Лк. 21, 10), лжепророки прельстят многих (см.: Мф. 24, 11). Все это мы видим сегодня.

Вот как подробно описывает святой апостол Павел нравы «усовершенствовавшегося» человечества в последние дни: Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы (2 Тим. 3, 2–4). Когда же люди дойдут до такого «совершенства» во зле и пороках, наступит конец всему. Потому что Божий промысел не может допустить безконечного умножения кандидатов для ада. О всей этой апокалиптичности наступающих дней теософы и оккультисты не имеют никакого представления.

Невозможность согласовать учение о реинкарнации с Христовым учением о последних судьбах мира очевидна не только на плоскости общечеловеческой истории. И в узких рамках отдельной человеческой жизни проявляется лживость рассматриваемой доктрины. Мудрость приходит с возрастом. Общеизвестно, что молодые совершают много трагических ошибок из-за легкомыслия и незнания, а в старости сожалеют об этом. Если же существуют перевоплощения, они должны были бы воспользоваться мудростью, уже полученной в предыдущих земных существованиях, в которых достигли старости и, следовательно, некой зрелости, и не повторять пагубных промахов. Но что мы видим сегодня? Молодые восстают против пожилых и не хотят воспользоваться даже готовыми мудрыми советами, которые преподносят им старшие. Где же их опыт и мудрость, нажитые в прошлых существованиях?

Против лжеучения о реинкарнации свидетельствует и следующее соображение: всякий здравомыслящий человек сознает себя индивидуумом и связывает свою личность не только со своей душой и ее качествами, но и со своим телом и его особенностями. После смерти тела безсмертная душа продолжает существовать, хотя и вне полного человеческого бытия, ожидая дня всеобщего Воскресения, когда эта полнота восстановится через воссоединение души с ее обновленным телом. Тогда праведная душа окончательно восприимет награду за свои добрые дела, совершенные ею со своим телом, а грешная душа будет наказана вместе с телом, с которым она грешила, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). «В теле», а не «в телах»! С каким телом будет наказан или вознагражден человек, если он имел многие тела? И с каким из этих тел воссоединится его душа при Втором пришествии? Что станет с другими телами?.. Нет! Невозможно согласовать оккультизм и христианство! Христово учение утверждает неповторимость личности каждого человека, состоящего из души и тела. Оккультизм же пытается разрушить человеческую личность, отрицая ее психофизическое единство и научая о вливании душ в океан некой нирваны или даже об их растворении в некоем небытии.

Теория о реинкарнации делает безсмысленным не только Христово учение о воскресении тел, но и православное почитание святых мощей. Мы чтим, например, мощи святого Иоанна Рыльского и славословим чудо их тысячелетнего нетления как прообраз будущего воскресения тел. Для нас скиния святой души также свята, потому что святая душа освятила и тело, как и наоборот – оскверненное грехами тело оскверняет и душу. У святых все свято – и дух, и душа, и тело (см.: 1 Сол. 5, 23). Почитая святые мощи преподобного Иоанна Рыльского как храм, в котором пребывала его святая душа, мы чтим одновременно и душу, и тело его, потому что это нетленное тело освящено подвигами его души. Приверженцы реинкарнации не почитают святые мощи, так как смотрят на них как на случайное жилище, в котором временно пребывала душа святого. Согласно их учению, перед вхождением в это тело и после его оставления душа святого перевоплощалась во многие тела и все они имели только переходное значение. Вот как измышленное диаволом учение о реинкарнации восстает против православного учения о почитании святых мощей!

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

 

Беседы о жизни после жизни.
София, 1994. Т. I. Ч. 2.

 

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

Окончание см. в след. номере

 

 

ФАКТЫ ||
«И смех и грех!»

    

   

      Несколько лет назад на Крит приехала группа немцев, чтобы почтить память немецких солдат, убитых там во время оккупации Греции немцами. Когда немцы проводили свое мероприятие, мимо них проходил один крестьянин с ослом, нагруженным покупками. Увидев толпу людей, осел начал реветь. Один из немцев понял это таким образом, что ревевший осел был его убитым на войне братом, перевоплотившимся в осла! Поняв, что «брат» узнал его и поприветствовал своим ревом, немец вытянулся по стойке смирно и выбросил вперед руку в военном приветствии... И смех и грех!.. Недолго думая, немец подбежал к крестьянину и спросил его: «Сколько ты хочешь за осла? Я его покупаю». – «Да пошел ты, знаешь куда», – ответил ему крестьянин. Однако немец, не слушая его, уже отсчитывал марки: больше, еще больше... «Да уходи ты, – уговаривал крестьянин, – дай мне пройти». Еще больше, еще больше... В конце концов один из наблюдавших эту сцену сказал крестьянину: «Дурень ты, дурень. Ведь он платит тебе за осла все равно что за „Мерседес“. Ну и отдай ему». Крестьянин постоял, подумал, потом развьючил осла, снял с него седло и передал животное немцу. Немец со слезами на глазах забрал осла и повез его в Германию!

 

Старец Паисий Святогорец. Слова. T. III. Духовная борьба.

 

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник