ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СЛОВО ПАСТЫРЯ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Патриотическое служение русского духовенства

 

5 / 18 октября – память святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея Руси чудотворцев

     

 


Памятник свт. Алексию в основанном
им Зачатьевском монастыре (Москва)

 

В совершенно необычной обстановке и в особо знаменательном собрании совершаем мы ныне это молитвословие о Царе и сыне Царевом1. Среди людей, открыто, мужественно и самоотверженно, иногда с опасностью для чести и даже жизни своей выставляющих, как знамя жизни и деятельности, преданность Церкви Христовой, Родине и Царю, встречаем нынешний церковно-гражданский праздник. <…>

Вы стоите за веру Православную. Но вот пред вами живой образ религиозной ревности и преданности истине Православия в лице святителя Алексия, митрополита Московского2, память которого сегодня празднует Святая Церковь; имя его носит и небесному покровительству его вверен нынешний наш царственный именинник. Сын боярина, из богатого дома, с заманчивым будущим в смысле житейских успехов, он оставляет с молодых лет мир и отдается всецело подвигам веры и служению Церкви. Перст Божий возвел его на митрополичий Престол всея Руси. И в этом звании святитель не знал усталости в трудах. Дважды по делам Церкви он совершает тяжкое путешествие в Царьград, переписывает своею рукой и исправляет перевод богослужебных книг, устраивает митрополию, вводит порядок в церковном управлении, пишет послания, воздвигает храмы, созидает обители. Это он был другом великого игумена земли Русской – преподобного Сергия; он упорядочил наше монашество; это он своим влиянием на ханов татарских, поработителей России, в дни господства наших врагов добился того, что Церковь Православная осталась и объявлена была ханами неприкосновенною, первенствующею и господствующею, свободною в своей жизни и в распоряжении своими имуществами, – добился того, чего теперь хотели лишить ее свои, русские, домашние воры и насильники, якобы от имени русского народа.

И он же, святитель Алексий, завещал нам, русским людям, в трогательно простых выражениях хранить единение и мир в общении церковном. «Други, – говорит он, – берегите молитву церковную. Как нельзя согреть дом одним дымом без огня, так нельзя остаться с одною молитвою домашнею без церковной. Что холоднее и бездушнее камня? Но если и камни ударять один о другой, то они согреются и из них посыпятся искры. То же и в церковном общении». Вот нам урок единения, мира и любви взаимной – урок, русским православным людям теперь столь необходимый. Все, что нас разделит и разъединит, все, кто нас разделит, – все раздорническое не благословенно.

Вы стоите за Царя, вы благоговейно храните чувства и долг верноподданства. И в этом нам образ – святитель Алексий. Дорог Царь для русского народа, и потому, конечно, дорог для него и первородный сын Царев, живая надежда будущего, залог сохранения царского рода, залог того, что по смерти царствующего Государя Царство не омрачится кровавыми спорами и раздорами из-за престолонаследия. О, знает Россия эти тяжкие времена, эти раздоры из-за великого княжения, когда не было ясного закона наследования Престола!

Святитель Алексий и благословил тот именно порядок наследования Престола от отца к старшему сыну (а не старшему в роду), который с течением времени дал России прекращение междоусобиц после смерти каждого великого князя; его дорогую подпись мы видим на этом акте громадной государственной важности.

Князь Димитрий Иоаннович, будущий герой Донской3, был ребенком. Но митрополит всея Руси Алексий хранил свято верность и ребенку – законному Государю; он заботливо пестовал, охранял его от злых влияний, воспитал в нем будущего спасителя Отечества. Новый порядок престолонаследования только что возник; князья удельные не хотели его признавать; при малолетнем великом князе они по-прежнему тянули врозь и грабили землю Русскую. И сам митрополит, который принимал самое близкое участие в делах государственных, который при множестве князей был один как митрополит всея Руси, мог бы воспользоваться положением и сосредоточить власть в своих руках. Но святитель не только сам хранил верность ребенку-Государю, но и пасомых приводил к тому же; словом архипастырского поучения, грозою отлучения от Церкви он смирял мятежных князей и сберег власть законного Государя, положил семена единодержавия и самодержавия на Руси.

Вы стоите за русскую народность; вы отстаиваете Россию для русских; вы все – горячие патриоты. Святой патриот перед вами – святитель Алексий. Для величия русского народа в годину его унижения под игом татар он работал всю жизнь, участвуя и в делах государственных, и в делах церковных. Он не дожил до радости поражения врагов на поле Куликовом, но он ее видел духовными очами, он подготовил эту радость и, можно сказать, руками и устами преподобного Сергия он благословлял Димитрия Донского на брань. Ради русского народа три раза он ездил в Орду, отвратил гнев хана от Русской земли, отвратил усиленную дань и разорение ее и страшную войну; ради спасения Руси от разгрома инородцев он способствовал укреплению власти великого князя; ради русского народа он нес все труды и невзгоды жизни. По его завету ныне вместе с ним ублажаемый другой святитель всероссийский, митрополит Иона4, писал русским людям пред решительною борьбой с татарами: «Кому случится умереть на той брани, те, подобно древним мученикам, примут от Христа венец за подвиг мучения».

В деятельности святителя Алексия трудно различить, где чисто церковная его работа и где государственная. Но русский народ не осудил за это святителя; но Церковь Русская не задумалась прославить его во святых. Так искони повелось на Руси: русские люди созидали Царство Божие прежде всего, и это считали целью, а на Царство земное, на наряд государственный они смотрели как на средство для достижения цели и старались, чтобы средство это было достойно и прилично для цели, было сильно и действенно. Кто хотел бы на Руси разделить Церковь от государства, тот уподобился бы человеку, который пожелал разделить в живом теле мясо и жилы от костей.

Духовный образ святителя Алексия и с ним вместе ныне ублажаемых святителей Московских Петра5 и Ионы – это великое назидание в наши дни, и прежде всего нам, пастырям Церкви. Совершенно верно то, что духовенству должно быть строжайше воспрещено всякое политиканство. Оно словом Божиим, присягою и долгом своего звания и ежедневною молитвою призвано приносить моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за вся, иже во власть суть. Посему для служителей Русской Церкви <…> путь жизни, правило слова пастырского и образ поведения в жизни чисто государственной – совершенно ясны: они призваны поддерживать Православную веру, власть Государя и жизненные интересы родного русского народа. Это – не политика духовенства, это – его религиозный и патриотический долг; это – завет Первоиерархов русских и угодников: святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа6, преподобного Сергия; это – заветы великих патриотов-страдальцев: Иова7, вовек незабвенного Гермогена8 и Авраамия Палицына9.

Память же лжепатриарха Игнатия10 проклята в народе… Посему все, что не религиозно, не народно, не патриотично, все, что хотя бы косвенно склонно поддерживать такие течения жизни, которые действуют в подрыв и ослабление силы и чести Православной Церкви, в умаление власти Царя, утверждающего эту власть свою на религиозно-нравственном христианском начале, а не на языческом правовом, и в подрыв силы, значения и прав русского народа в его Царстве, – все такое и все такие должны покинуть ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, не смущать боголюбивого и царелюбивого народа русского своим предательством, изменою долгу, лицемерием или хотя бы даже только попустительством злу. Нет в мире более народного духовенства, как в России. Таким его сделала история.

Нужно ли еще слово о том, что высказанное есть урок, назидание и долг для всякого русского человека? Но думается, что слово само собою вам и слышимо, и понятно. Ваше присутствие здесь – тому доказательство. Пусть же ныне укрепятся и освятятся в нас молитвою наши религиозно-патриотические убеждения, и пусть они, распространяясь все шире и шире, вглубь сознания русского народа, принесут плод многий в жизни нашей Родины! Тогда исполнится недавно сказанное слово и желание нашего Государя: в час, когда он, как смертный человек, по воле Божией отойдет смертным исходом в путь всея земли, он передаст своему Первородному Сыну-Наследнику Царство мирное, упорядоченное, могучее.

Боже! Суд Твой Цареви даждь и правду Твою сыну Цареву! Да возрастает царственный отрок от силы в силу, исполняяся премудрости, и да будет в любви у Бога и человеков! Аминь.

 

 

Примечания:

1 Речь в день тезоименитства наследника Цесаревича; сказана 5 октября 1906 года на молебствии в присутствии членов 3-го Всероссийского съезда русских людей в г. Киеве.

2 Свт. Алексий (ок. 1300–1378) – митрополит Московский и всея Руси.

3 Св. благоверный князь Димитрий Иоаннович (прозван после Куликовской битвы Донским) (1350–1389) – великий князь Московский.

4 Свт. Иона (1390-е – 1461) – митрополит Московский и всея Руси.

5 Свт. Петр (?–1326) – митрополит Киевский и всея Руси; прозревая будущее Москвы, перенес в 1325 году туда первосвятительскую кафедру.

6 Свт. Филипп (1507–1569) – митрополит Московский и всея Руси.

7 Свт. Иов (ок. 1525–1607) – первый Патриарх Московский и всея Руси.

8 Сщмч. Гермоген (ок. 1530–1612) – второй Патриарх Московский и всея Руси, вдохновитель народного ополчения.

9 Авраамий Палицын (?–1626) – келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками.

10 Игнатий (ок. 1540–1620) – церковный деятель греческого происхождения, Патриарх Московский и всея Руси при Лжедмитрии I, бежал в Польшу и принял униатство.

 

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник