ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Об образе действования
православных Государей греко-римских
в IV, V и VI веках в пользу Церкви,
против еретиков и раскольников

 


«Еретики». Фрагмент фрески «Четвертый Вселенский Собор.
Отцы Церкви и еретики»
Косово. Монастырь Высокие Дечаны,

XIV век

 

 

Продолжение. Начало см. в № 14 (62),
№ 15(63), № 16(64), № 17(65),№ 18(66)

 

Мы продолжаем знакомить читателей с оказавшейся в нашем распоряжении очень интересной дореволюционной брошюрой «Об образе действования православных Государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников» (изд. 2-е. М., 1860). Работа представляет собой написанное в Московской Духовной академии курсовое сочинение историка Русской Православной Церкви профессора Е.Е. Голубинского, за которое он получил степень магистра богословия. В наше время, в связи с развитием экуменического движения и непониманием духовной угрозы, которую несет в себе насаждение идеологии толерантности по отношению к враждебным Православию учениям, труд видится весьма актуальным.

 

5) Правительство воспрещало еретикам и раскольникам богослужебные coбpaния и действия; но не против всех еретиков и даже против одних и тех же еретиков не во все времена действовало с одинаковою строгостию. «Не все еретики, – прямо говорит Император Феодосий Младший в одном из своих законов, – должны быть преследуемы с одною и тою же строгостию» (Cod. Theod. XVI. 65). Основанием такого образа действования было то, что 1) не все еретические лжеучения были равно злочестивы; 2) то, что не все еретики, и одни и те же не во все времена, были одинаково сильны и опасны для Церкви.

Так, раскольникам новатианам и савватианам (новатиане отделялись от Церкви вследствие неразумной строгости ко впадшим в тяжкие грехи, они невозвратно отлучали таковых от своего общения. Савватиане были отрасль новатиан: особенностию их было празднование Пасхи вместе с иудеями) вначале даже вовсе не было воспрещаемо отправление богослужебных действий, но только постановляемы были некоторые ограничения относительно мест их религиозных собраний. Константин Великий дозволил новатианам без опасения владеть церквами, которые были устроены ими самими, после отпадения от Православной Церкви, но при этом повелел тщательно наблюдать, чтобы раскольники не дерзали присвоить себе тех церквей, которыми владели еще до своего отпадения и которые должны были остаться во владении православных (Cod. Theod. XVI. V. 2). Впоследствии Феодосий Младший воспретил новатианам и савватианам строить новые церкви и возобновлять приходившие в ветхость (Там же. 65).

Гораздо строже действовало правительство против донатистов. На них смотрело оно так же, как и на еретиков: потому что они учили, будто Церковь всюду погибла на земле, кроме их секты, и на сем основании перекрещивали совращенных ими православных, отвергая Крещение церковное как недействительное. Константин Великий повелел отобрать у донатистов все места их молитвенных собраний (Указ Константина не дошел до нас. О нем упоминают блаж. Августин (Contra litt. Petil. II. 92. Contra Parmen. I. 8. Epist 88. n. 3. 105. n. 9. Ed. Bened) и Император Грациан (Cod. Theod XVI. VI. 2). Августин говорит об этом в письме к одному раскольнику (Epist 88): (Constantinus) legem constituit, ut loca congregationum vestrarum vindicarentur). Тоже предписывали Грациан и Гонорий, строго воспрещая раскольникам где бы то ни было устроять свои церковные собрания. Гонорий, действовавший против них с неутомимою ревностию, много раз подтверждал это запрещение в продолжение своего царствования (Cod. Theod. XVI. V. 38. 43. 44. 51).

Что касается до еретиков, то в отношении к свободе богослужения от прочих должно отличить ариан, македониан и аполлинаристов. Им Феодосий Великий и Аркадий совершенно воспрещали отправлять свое богослужение и устроять для сего где бы то ни было (Там же. V. 12) и какие бы то ни было места (Там же. V. 14); а епископам их поставлять новых епископов и клириков и даже носить эти имена (Ibid. V. 14). Основание, почему Феодосий Великий действовал с такою строгостью против сих еретиков, заключалось в том, что при вступлении его на престол они были крайне опасны для Церкви. Но Феодосий Младший умерил строгость своих предшественников. Он только воспретил упомянутым еретикам иметь свои церкви в каких-либо городах (Cod. Theod. XVII. V. 65). Причины такого ослабления строгости должно искать в том, что в царствование Феодосия Младшего ереси арианская, македонианская и аполлинарианская, близкие тогда к совершенному падению, перестали грозить опасностию Церкви Православной.

Все прочие еретики без всякого послабления были лишены свободы отправлять свое богослужение где бы то ни было.

Это были а) валентиниане, маркиониты, ворвориане, монтанисты, павлиане, манихеи, фотиниане, мессалиане и авдиане.

Константин Великий издал такое повеление против тех из перечисленных здесь еретиков, которые существовали в его время (упоминаются валентиниане, маркиониты, павлиане, катафригийцы (монтанисты)), в конце своего царствования. Он писал к еретикам: «Поелику гибельное ваше нечестие долее терпимо быть не может, то мы повелеваем законом, чтобы впредь никто из вас не смел делать собраний. Поэтому и все ваши дома, в которых вы устрояете свои собрания, приказано разрушить; ибо наша заботливость касательно сего предмета требует того, чтобы не только в общественных, но и в частных домах не было скопищ вашего суеверного безумия. Гораздо лучше, – продолжает Государь, – сделают те, которые обратятся к правой и чистой вере, вступят в кафолическую Церковь, приобщатся ее святости и чрез то в состоянии будут достигнуть истины. Итак, в благополучное наше время да уничтожится это обольщение развращенного вашего ума – разумею нечестивое и гибельное разномыслие еретиков и раскольников; ибо благоденствие, которым мы, по милости Божией, наслаждаемся, требует, чтобы живущие благими надеждами обращались от всякого безпорядочного заблуждения на стезю правую, от тьмы – к свету, от суетности – к истине, от смерти – к спасению. А так как для сего нужно сильное средство, то мы, как сказано, повелели все убежища вашего суеверия, то есть молитвенные домы всех еретиков, если только можно назвать их молитвенными, отобрать без сопротивления и немедленно передать кафолической Церкви, прочие же места отписать в государственную казну, чтобы на последующее время не оставалось вам никакой возможности собираться. Итак, – заключает Государь, – с настоящего дня безаконные ваши общины да не дерзают делать собрания ни в каком месте, ни в общественном, ни в частном» (Евсев. о жизни Констант. III. 65).

На остальных из перечисленных выше еретиков то же воспрещение распространили Императоры Грациан и Феодосий Великий (Cod. Theod. XVI. V. 6. 11).

б) Евномиане. Евномиане были отрасль ариан; но они отличались от ариан особенным нечестием, так что, по свидетельству св. Амвросия (De Fide ad Gratian. I. 4), сами apиaнe гнушались ими. Ревность православных Государей против них возбуждало особенно то, что они совращаемых ими православных дерзали осквернять перекрещиванием (Соз. VI. 26). По таким побуждениям им воспрещали иметь свои богослужебные собрания Феодосий Великий, Аркадий (Cod. Theod. XVI. V. 34. 36. VI. 8) и Феодосий Младший (Ibid. V. 49. 50. VI. 6. 7).

в) Несториане и евтихиане. Несторианам воспретил всякие молитвенные собрания Феодосий Младший после осуждения Нестория на Вселенском Соборе Ефесском (Cod. Theod. XVI. V. 66); евтихианам – Император Маркиан после осуждения Евтихия на Соборе Халкидонском (God. Iustun. I. 5. 8. Vid. Ibid. I. 1. 4). Против тех и других еретиков подтверждали это воспрещение Императоры Лев Первый (Vid. Baron. 457. IX. X) и в особенности Юстиниан Великий (Novell. 42).

 

Продолжение следует

 

    

СТАТИСТИКА ||
Россияне против кощунств

    

     Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса, проведенного в начале сентября с целью выяснить отношение россиян к участившимся в настоящее время случаям оскорбления чувств верующих.
     Большинство респондентов ответили, что не замечают ограничений своего права на свободу вероисповедания. Однако некоторые православные признались, что чувствуют притеснения (8%), и рассказали о случаях хулиганства в храмах (2%).
     Отвечая на вопрос, известно ли им о других случаях оскорбления чувств верующих, нападения на храмы, священнослужителей, порчи церковного имущества в течение последнего года, кроме нашумевшего кощунства в храме Христа Спасителя, 21% опрошенных подтвердили, что знают о подобных происшествиях, в основном о единичных (16%), но некоторые – и о многочисленных (5%). Наиболее резонансными оказались случаи спиливания крестов (30%), воровства святынь (17%), акты вандализма по отношению к ним (13%) и нападения на священников (13%).
     Идею ужесточения наказания за вандализм и порчу церковного имущества, а также оскорбление чувств верующих поддержали 82% россиян, в первую очередь респонденты старше 45-ти лет (85%) и православные (85%). Негативно оценивают эту идею лишь 12% опрошенных – в основном 25-34-летние (16%), неверующие (18%) и респонденты, исповедующие иные религии (20%).


По материалам СМИ


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник