ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Разделениями занимаются наши враги»

     

 


Портрет кубанца В. ЛЕУЦКОГО
Худ. Д. ШМАРИН

 

В последнее время, в связи с возрождением казачества в нашей стране, все чаще приходится слышать о существовании особого, отличного от русского и других населяющих Россию национальностей, народа – казачьего. Некоторые донцы и кубанцы всерьез утверждают, что по национальности они – казаки, и порой даже убеленные сединами старцы затевают споры, отстаивая свою «нерусскость».

Проблемы национального и духовного самоопределения современного казачества мы затронули в беседе с уже знакомым нашим читателям потомственным кубанским казаком, академиком Российской академии художеств, заслуженным художником России Дмитрием Александровичем Шмариным.

 

– Дмитрий Александрович, существует множество версий возникновения казачества и определений, кто такие казаки. Какие же из них истинные, на Ваш взгляд?

– Наиболее верное, на мой взгляд, определение казачества дал Николай Васильевич Гоголь в книге «Тарас Бульба». Согласно Гоголю, казачество зародилось на окраинах России, которые постоянно подвергались нападениям различных врагов. Русские люди вооружались и объединялись, защищая свои святыни, свои семьи, домашние очаги, имущество. А один историк казачества так сформулировал суть этого явления: казачество – это форма самоорганизации и выживания славян во враждебном окружении.

 

– А как Вы можете прокомментировать теорию историка казачества Гордеева, согласно которой казаки произошли от татаро-монголов?

– Это нелепица. Первоосновой казаков были славяне. Но поскольку они жили на окраинах России, то ассимилировались с местными племенами, крестили полонянок и женились на них. В Малороссии они смешивались с поляками, на Кавказе – с горцами и т.д. Кроме того, в казачество принимались люди разных национальностей, если они переходили в Православие и проявляли мужество в боевых походах. Например, был такой отважный генерал – Бабиев, православный осетин, воевал на Кавказе, настоящий герой. Одна рука у него была перебита, но он все равно участвовал в кавалерийских рубках. Узду он держал зубами, а здоровой рукой рубил врагов. Но первооснова казачества, безусловно, славянская. Казачество – это одно из русских сословий, такое же, как духовенство, дворянство, воинство, купечество, крестьянство.

 

– А есть ли какие-либо доказательства того, что казачество – это одно из сословий русского общества?

– Да, есть. В качестве примера можно привести Кубанское казачье войско. После подписания Кучук-Кайнаджарского мирного договора и упразднения Екатериной II Запорожской Сечи запорожцам были предоставлены отвоеванные у турок кубанские земли. Запорожская ветвь кубанцев получила название черноморцев. В местах их проживания преобладает малороссийский говор. Вторая ветвь кубанцев формировалась из донских казаков, а также из крестьян, которых переселяли на Кубань и переводили из крестьянского сословия в казачье. До сих пор некоторые кубанские станицы носят названия тех городов, из которых были переселенцы, – Саратовская, Тверская, Полтавская и т.д. Кубанцы этой ветви зовутся линейцами или линейными казаками.

 

– Откуда же такое пренебрежительное отношение некоторых казаков к своим русским предкам?

– До революции в России быть русским считалось почетно, а сейчас, наоборот, это непрестижно, немодно. Поэтому многие ищут в себе хоть капельку чужеродной крови: польской, татаро-монгольской и т.д. Но этот процесс затрагивает в основном слабые, духовно не окрепшие личности. А людей зрелых такое искушение минует. В связи с этим мне вспоминается следующий случай. Как-то в Славянском культурном центре проходила выставка академика Российской академии художеств Григория Леонтьевича Чайникова, удмурта по национальности. Он – самый титулованный художник-удмурт. Выставка была приурочена к пятилетию республики Удмуртия, и на ее открытии собрались удмуртские чиновники высокого ранга, которые в своих выступлениях постоянно говорили о «великой Удмуртии», «великой удмуртской культуре», подчеркивали: «наша страна», «наше государство». Затем было предоставлено слово и самому художнику. Он вышел и говорит: «Мне все это не нравится. Да, я родился в Удмуртии, но я – русский художник, наследник великой русской культуры». Чиновники, конечно, опешили...

Вообще до революции национальностям не придавалось такого большого значения, как в наши дни, – гораздо важнее было вероисповедание. Заострять внимание на национальных различиях начали большевики, чтобы посеять раздоры между народами нашего государства. И не существовало делений на республики, были только губернии. А в наше время при обсуждении темы национальности казаков имеет место определенное передергивание. Кто хочет служить Богу, Царю и Отечеству, тот стремится к русскости. А кто стремится к разрушению России, тот заявляет о своей «казачьей национальности». Иногда люди просто этого не сознают, но суть происходящего не меняется: они льют воду на мельницу врагов России.

 

– А как Вы можете прокомментировать утверждения некоторых историков о якобы существовавших некогда предках казаков – кас-саках и о стране Касакия?

– Все эти теории – из области легенд и мифов. Цель их в том, чтобы, сославшись на древнейшую историю, можно было бы утверждать все, что угодно, т.к. в таком случае ничего не проверишь и не докажешь. Еще говорят, что казаки произошли от бродников, а по другой теории – от черных клобуков. А кто это – черные клобуки? Это монахи что ли? Ведь у монахов черные клобуки. Что же казачество от монахов пошло? Вот на таких вымыслах построены все эти мифологические теории.

Кстати, автором одной из версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки – это готы. Вест-готы – это германцы. А казаки – это ост-готы, то есть потомки ост-готов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же нам теперь считать себя потомками немцев?

 

– Что Вы можете посоветовать людям, с целью изучения казачества читающим книги по его истории?

– Важно понять цель авторов этих трудов. Основная идея русской жизни – достижение Царства Небесного и строительство Святой Руси как подножия Престола Божия. Мы должны строить свое спасение и Святую Русь в семье, на работе и в государственной жизни. И тогда какие могут быть разделения? Разделениями занимаются наши враги, по принципу «разделяй и властвуй». Это древний принцип. С его помощью оторвали от России Малую и Белую Русь. А теперь давайте юг оторвем… То есть нас хотят вернуть в эпоху удельных княжеств, чтобы было легко нами управлять. Где начинается пропаганда сепаратизма, отделения, здесь, значит, поработали враги. А гордынька у всех есть. Ему говорят: «Ты – не хухры-мухры! Ты – казак!» Люди и начинают возноситься. А еще преподобный Амвросий Оптинский поучал: «Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет».

 

– Перед распадом Советского Союза сепаратисты во всех республиках обещали своим народам райскую жизнь: «Русские наживались на нашем труде! Давайте отделимся от них, и у нас наступит расцвет!» Но расцвета не получилось. По моим наблюдениям, они все оказались, как говорится, у разбитого корыта. Хотя я могу ошибаться. А как считаете Вы?

– Я полностью с Вами согласен. Малороссам внушили, что во всем виноваты «москали». Окаянные «москали» их поработили, лишили свободы и «незалежности», ограбили и устроили голодомор. Хотя голодомор – дело рук большевиков, которые также морили и русский народ, а потом его обвинили в своих грехах. А теперь малороссы уже двадцать лет живут без России и погрязли во лжи еще сильнее. И некоторые опять проклинают «москалей», что вот, они нам безплатно газ не дают. Но может быть хватит в своих грехах винить других, а на собственные закрывать глаза? Не мы их звали в XVII веке присоединиться к нам, а они сами просились, когда их поляки и турки зажали «между молотом и наковальней». Если бы Царь Алексей Михайлович не двинул войска на Польшу, то малороссов бы перерезали, потому что у Речи Посполитой с Портой был заключен союз против Хмельницкого. А после Богдана они три раза изменяли русским Царям. Здесь и следует искать причины своих бед и несчастий. Конечно, я говорю не о всех малороссах. Большинство из них не разделяет инфернальной озлобленности отдельных отщепенцев, которые, к сожалению, прорвались сейчас там во власть и выступают от их имени.

Но с отрывом Малороссии и Россия понесла большие потери. Еще Бжезинский говорил: «Наша главная цель – оторвать Украину от России. Без этого наша победа будет неполной... Без Украины Россия никогда не станет великой державой». А еще он заявлял: «После крушения коммунизма в России наш главный враг – Русская Православная Церковь».

 

– Одна из Ваших картин, посвященных казачеству (о ней мы уже писали в нашем издании. См. «ПК» № 9 (33). – Примеч. ред), называется «Рыцари Православия». Вы считаете, что это определение выражает суть казачьего служения?

– Совершенно верно. Это определение, наряду с приведенным выше, существенно дополняет характеристику казачества. Оно также принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Казаки – это защитники веры. Когда казаки защищают Православие, то они исполняют свое предназначение. А когда этого нет, тогда и начинаются различные извращения, блуждания и злоупотребления. Если люди призывают «Навеки с Россией!» – это истинные казаки. А если они призывают к отделению от России – то это враги.

 

– А откуда взялись неправославные казаки?

– Это позднее явление. В XIX веке к казакам были приписаны калмыки-буддисты. Хотя они и верно служили России, мужественно воевали, но все-таки думаю, что неправославных нельзя считать настоящими казаками, потому что это противоречит казачьим традициям. Наша главная миссия – хранение Православия. Это миссия и России, и Малороссии, и Белоруссии, и русского народа, и казачества, и каждого человека, принадлежащего к Церкви Христовой. Если казачество в основной своей массе вернется к Православию, станет вновь его верным слугой и защитником, тогда оно возродится. А если казаки целью жизни сделают поиск своих отличий от русских, если в этом поиске будут видеть весь смысл своего существования, то это – путь в никуда, в тупик, в преисподнюю. Но я все же верю, что Россия, а вместе с ней и казачье сословие, возродятся, как предсказывали наши великие святые, которым открывал будущее Сам Господь. Я надеюсь на это и в этой надежде черпаю силы для своего творчества.

 

Беседовал
Александр МАЛИНИН

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник