ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЕТ МИРУ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Рассуждения почаевского монаха о письме отца Иоанна (Крестьянкина) об ИНН

     

 


Вид с Почаевской горы

 

Письмо под названием «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об ИНН» было напечатано в 2001 году в № 7 «Русского вестника»; сейчас его можно прочитать на многих сайтах, в частности, на официальном сайте Сретенского монастыря. Тогда с мнением отца Иоанна (Крестьянкина) не согласился известный всей России старец Кирилл Павлов и остался при своем прежнем убеждении: «Сегодня номер, завтра – карточка, послезавтра – печать». Противоположной точке зрения отца Иоанна позиции по данной проблеме держатся также все известные русские старцы. Да и у отца Иоанна (Крестьянкина) ранее было несколько другое мнение: на мой вопрос об ИНН осенью 1998 года он ответил, что согласен с решением Священного Синода УПЦ от 19 мая 1998 года.

Иеромонах Христодул в книге «Избранный сосуд» пишет: «Церковь учит нас, что Святой Дух – Один и что Он имеет одну мысль и одну волю по каждому вопросу. По этой причине невозможно для Его благой природы „известить об одном и том же вопросе“ разных священников „противоположно Себе“». «Если всякий духовник отбросит свою волю и свое мнение, то мы будем приведены к Единому Христу, Который есть сущая Истина, и оставим благодать действовать, и научимся всему, что Он заповедал нам» (СПб., 2000. С. 375). Также и отец Иоанн (Крестьянкин) приводит слова священномученика Вениамина Петроградского: «Веры надо больше, больше ее иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией – вот истинно христианский духовный настрой» (Предсмертное письмо митрополита Вениамина Петроградского к одному из благочинных Петроградской епархии).

Исходя из сказанного, попробуем разобраться: что же внушает благодать? Где воля Божия? Кто ошибается: все современные духоносные старцы, согласно свидетельствующие, что мы переживаем времена апокалиптические, или отец Иоанн?

 

Из истории Церкви мы знаем, что погрешали иногда в вопросах истины не только священники, епископы, но и Патриархи становились ересиархами, даже некоторые соборы были волчьими, еретическими, «советом нечестивых», хотя по количеству собравшихся часто были и многочисленнее Вселенских. Преподобный Феодор Студит говорит: «Собор – это не просто собрание епископов и священников, хотя бы их и было много, – ибо сказано: „лучше один“ праведник, „творящий волю Господню, нежели тысяча грешников“ (Сир.16, 3), – но собрание во имя Господа, для мира и соблюдения правил и для того, чтобы связывать и разрешать не как случится, но как следует по истине, по правилу и по точному рассуждению» (Послание 24. К Феоктисту, магистру // Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. М., 2003).

Церковь – там, где Дух истины, где Ее Глава Иисус Христос. Ей вручил Господь хранение истины (см.: 1 Тим. 3, 15), и священноначалие должно учить согласно Духу истины (изволися Духу Святому и нам (Деян. 15, 28)). Только в этом случае решение Богословской комиссии, мнение некоторых священнослужителей, Патриарха и даже Собора есть выражение соборного голоса Церкви, голоса Божиего. Конечно, все согласятся с отцом Иоанном (Крестьянкиным) в том, что нужно бояться «разделения и раскола в Церкви»; но при этом не нужно забывать, что раскол создают те, кто не покоряет своего мудрования Богу.

Преподобный Силуан Афонский спросил кавказского подвижника отца Стратоника: «Как говорят совершенные? Что значит предаться на волю Божию?» После молчания тот сказал: «Я этого не знаю... Вы мне скажите». Преподобный Силуан ответил: «Они от себя ничего не говорят <...>. Они говорят лишь то, что дает им Дух» (Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005. С. 63). Уча послушанию священноначалию, святой Силуан Афонский все же пишет: «Архиереи (и священники. – Примеч. сост.), хотя и имеют дар Святого Духа, но не все разумеют, как должно, и потому в час нужды должны искать просвещения от Господа; они же делают по своему разуму и тем оскорбляют милосердие Божие и посевают смущение. Преподобный Серафим говорит, что когда он давал советы от своего ума, то бывали ошибки; а ошибки могут быть малые, а могут быть и большие. Так всем надо учиться познавать волю Божию» (Там же. С. 380).

Как говорит отец Иоанн (Крестьянкин): «Даже великие столпы Церкви ошибались». Без сомнения, мог ошибиться и сам отец Иоанн.

Так через кого же говорил Дух Святый, Который не мог наставлять старцев по-разному, и кто говорил от своего ума?

Старец Паисий Святогорец «имел свой ум – через молитву – постоянно с Богом и всегда старался получить движение от Него. Для каждого человека он хотел, да будет воля Христова, и никогда не говорил ему то, что сам хотел, но как благодать известила его очищенный и освященный ум» («Избранный сосуд». С. 294).

«В тот период назрела церковная проблема. Некоторые епископы прибегали к старцу спросить об этой проблеме и получить помощь. Однако она была очень сложной, и старец, хотя и хотел помочь, не мог, поскольку, как говорил, с какой бы стороны ни исследовал тему, существовал духовный тупик. Так он решил молиться об этом. Все то время молился, чтобы Бог дал решение проблемы, с которой столкнулась Церковь…» Старцу явилась святая Евфимия и «дала решение, которое ожидал старец, – и еще на три вопроса, занимавшие его, о которых он молился» (Иером. Христодул. Старец Паисий. С. 208).

Первый из вопросов касался проблемы цифровой идентификации личности и электронных документов. Получив извещение от Бога, старец Паисий написал в 1987 году свое известное письмо «Знамения времен – 666». Это письмо с облегчением приняли многие верующие, они руководствуются им и по сей день.

Многие люди пересмотрели свою точку зрения и согласились с позицией старца, указанной Богом через святую Евфимию. Предвидя, что его мнение по этому вопросу будет востребовано и в будущем, старец Паисий написал собственной рукой письмо «Знамения времен» и поставил под ним свою подпись, чтобы не дать никому возможности внести в него какие-то изменения. Этих взглядов старец Паисий придерживался до конца жизни.

Были предупреждения Божии о близкой кончине мира и наставления христианам последних времен через многих других русских подвижников: преподобных Лаврентия Черниговского, Кукшу Одесского, Серафима Вырицкого, Амфилохия Почаевского, схиархимандрита Христофора (Никольского), старицы схимонахини Нилы (Новиковой) и других. Никто из них не звал, как утрирует отец Иоанн, людей «в леса, в пустыню, в потаенные комнаты» и не призывал «уйти из Церкви». Их советы были трезвыми. Поскольку святой Ефрем Сирин пророчески предупреждал нас, что «начинает он („зверь“) с чрева, чтобы человек, когда приведен будет в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать его» (Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Т. II. М., 1993), преподобные советовали быть ближе к земле.

«Земля <…> хлеб дает и жизнь <…>. Можно и накормить всех, и все устроить», – наставлял преподобный Серафим Вырицкий. «Нужно всем трудиться на земле. <…> Оттого и голод наступит, что земля брошена. Если есть участок, каждый клочок земли надобно обработать, засеять, и земля поможет выдержать голодное время», – советовала схимонахиня Нила (Новикова). «Иметь маленько землички, возделывать немножко пшенички, картофеля <…> и тогда, держа какую-нибудь скотинку, козочку, несколько курочек, христианин сможет пропитать свою семью», – говорил старец Паисий (Слова. Т. II. Духовное пробуждение. С. 195). Сегодня многие городские жители имеют дачные участки или покупают частный дом, а в город едут только на работу. Хороший пример подал Сретенский монастырь, который закупил комбайны и взял шефство над несколькими деревнями, чем и сельских жителей избавил от безработицы, и себя обезпечил продуктами питания. На земле можно еще прожить какое-то время без ИНН и электронных карт до явного гонения на отказников.

А в пустынные места нас в свое время вывезут. «В последние времена истинные христиане будут ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются и бегут вслед за ними» (Преп. Лаврений Черниговский). «Потом начнутся гонения на христиан; когда будут вглубь России уходить эшелоны из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останется, погибнут» (Преп. Серафим Вырицкий). «Когда начнутся гонения на верующих, спешите уйти с первым потоком отъезжающих в ссылки, цепляйтесь за колеса составов, но не оставайтесь. Те, кто первыми уедут, спасутся. Вы все увидите своими глазами, ваше поколение встретит приход антихриста» (Схимонахиня Нила Новикова).

Хочется упомянуть об извещении, которое дал Господь через Своего Вестника протоиерею Валентину Бирюкову еще в 1948 году: «Сказал он, что скоро будут церкви строить, купола золотить, а жизнь будет все хуже и хуже. Сказал, что наступит такое время, когда будет большое колебание в народе по поводу новых документов. Никаких тех документов принимать нельзя. „Скажи об этом всем“, – добавил Божий Вестник. Сказал, что будет последнее гонение на православных» (см.: Прот. Валентин Бирюков. На земле мы только учимся жить. М.: Даниловский благовестник, 2004. С. 66–68). В дальнейшем эти слова из книги убрали. Но отец Валентин подтвердил их истинность осенью 2007 года и в 2008 году в беседе со своим сыном игуменом Петром (Бирюковым), а сын (еще до своей трагической смерти) в письменной форме лично передал благочинному Почаевской лавры архимандриту Герману.

Как видим, единая точка зрения близких к нам по времени преподобных отцов и старцев, получивших откровение от Бога, противоположна мнению отца Иоанна (Крестьянкина).

Теперь попробуем сравнить мнение отца Иоанна (Крестьянкина) с писаниями Святых Отцов. Старец Паисий Святогорец советовал: «Различные богословские взгляды пропускайте через святоотеческое решето. Вы должны просеивать их на основе Отцов и отбрасывать мусор и шелуху» (Когда чужая боль становится своей: Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского. М., 2009. С. 184).

 

Окончание на стр.7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник