ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 61.

ПОСЛЕДОВАНИЕ
В НАШЕСТВИЕ ВАРВАР

 

«Последование». Т. к. в сем последовании не имеется начала, а прямо означены Апостол, Евангелие и молитвы, то все начинательные молитвословия должно заимствовать из «Последования в различные литии и бдения молебнов» и потом доканчивать моление по уставу настоящего последования, – ибо то последование есть общее для всех литийных прошений. Посему в российской книжке о благопотребных прошениях все начало для настоящего последования принято из общего последования в различные литии.

 

§ 62.

ЦАРИ С МОЛИТВАМИ
ВООРУЖАЛИСЬ НА ВРАГОВ

 

«Молитва о Императоре и воинстве его». Молитва о Государе и воинстве его возносится по обыкновению, принятому от древних веков. Христианские Государи не меньше других имели и сами обыкновение употреблять такую молитву, когда начинали поднимать оружие, собирать воинство на врагов и развивать свои знамена.

Пример сего благочестия и покорности к Богу, Который един благословляет воинственное оружие благим успехом, подал всем носящим христианское имя первый из христианских Царей, равноапостольный Константин, который по обыкновению своему пред начатием сражения посвящал несколько времени усердной молитве к Богу в шатре, нарочито отделенном для приношения молений. «Ибо, – говорил он, как свидетельствует Евсевий в житии его (книга 2, гл. 14), – не всегда можно и должно поражать копьями и полагать в делах своих надежду на одно вещественное оружие, или уповать на телесную силу, но должно признавать Бога вселенной Виновником и Подателем всех добрых дел и самой жизни; к Нему необходимо должно воздевать свои руки, возводить умные очи и воссылать приличные молитвы, дабы преклонить к нам милосердие Его, как Подателя победы, Хранителя жизни, Защитника и Помощника правды».

Сверх сего тот же Евсевий (книга 4, гл. 20) присоединяет, что Константин Великий написал своим воинам и самый образец молитвы и повелел всем им молиться по нему единогласно и единодушно. Образец сей молитвы есть следующий: «Вемы Тя, единаго Бога и Царя, Твоея помощи просим. Ты нам подавал еси победы, Тобою врагов побеждахом, от Тебе и нынешняго и будущаго благополучия чаем, Тебе вси кланяемся, Тебе просим, да Константина, кесаря нашего, с его благоговейными чады, долго, здраво и победительно сохраниши нам» (См. о сей молитве у Барония, в лет. 321 г.).

Следуя сему благому примеру, и последующие восточные Императоры никогда не выходили в военный поход без совершения благопристойных молитв; каковое благочестие их описывают многие греческие писатели, говоря: «Наступление на врага освящалось церковными славословиями, дабы благое намерение увенчалось благим окончанием и воинственный поход их во всех отношениях был подвигом священным».

 

§ 63.

КАНОН МОЛЕБНЫЙКО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ,
ПОЕМЫЙ ВО ВСЯКОЙ СКОРБИДУШЕВНОЙ И ОБСТОЯНИИ

 

Сей канон, по надписанию своему, не относится ко всякому бедствию, томлению и нужде, т. е. неприятельскому нападению, язве и прочим бедствиям внешним, но содержит моление для отвращения внутренних душевных и телесных болезней, и в особенности для исцеления греховных язв, поражающих душу, как показывает и самое содержание песней и стихов канона.

 

§ 64.

О ВОЗВЫШЕНИИ ПАНАГИИ

 

«О возвышении панагии». Слово «панагия», которою греки вообще именуют Божию Матерь как Всесвятую, означает собственно «всесвятая», или «пресвятая». Но здесь под этим именем разумеется частица хлеба, которая посвящается имени Божией Матери. Благоговейнейшие из христиан восточных, особенно монахи и другие духовные лица, имеют обыкновение по окончании трапезы или обеда, воздав благодарение Богу, возвышать сию панагию, т. е. первыми перстами обеих рук поднимать вверх треугольную частицу хлеба, изъятую в честь и память Пресвятой Богородицы и именуемую посему «возвышением». Весь обряд такового возвышения описан в настоящем месте при Требнике, в Следованной Псалтири и в Уставе.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 357) говорит: «От предлежащего хлеба о спасении всех изъемлется треугольная часть, изображающая отвсюду Троицу и единство: углами и сторонами она изображает троичность Лиц, а единым центром (т. е. остротою) – единство существа Божия. Как ни обрати эту часть, она все будет представлять три стороны и угла, которые соединяются в одной острой оконечности. Таковую часть хлеба, по обыкновению, перешедшему к нам от отцов и сохранившемуся в письменном предании от времен апостольских, мы каждодневно приносим сущему в Троице единому Богу нашему о имени Богородицы, – потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Святую Троицу». По какой причине обряд сей возымел начало, об этом показано в Следованной Псалтири.

 

§ 65.

КОГДА ВОЗВЫШАЕТСЯ

 

«Егда хощет отъити на службу». Обряд возвышения панагии совершается не только после трапезы, но и во многих других случаях и обстоятельствах жизни.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 357) говорит: «Наипаче установлено возвышать панагию в конце трапезы братий, во освящение их и как бы в запечатление употребленной ими пищи, особенно же во славу Божией Матери, Которая родила нам Хлеб животный, присно питающий наши души. Возвышается панагия и во всякое другое время, когда кто имеет потребность в Ее ходатайственной помощи, – многократно возвышается и в самой священной Литургии, – или по просьбе некоторых, или по обычаю многих священнослужителей, желающих призывать и воспевать Всепетую, – особенно когда приносятся в жертву Тайны Ее сына и Бога нашего, – да получим Ее молитвами вящщую помощь. Возвышается же тогда, когда по освящении Даров обыкновенно установлено воспоминать Ее, – т. е. когда произносим: „Изрядно о Пресвятей“, и когда призываем Ее как сильнейшую Заступницу и Хранительницу во всех наших потребностях и обстоятельствах, – и величайшую получаем помощь от возвышения сего хлеба».

Но преимущественно последование о возвышении панагии совершается по следующим причинам: когда кто вступает в службу или отправляется в путь, или намеревается плыть по водам, – как это показывают самые надписания как вообще над сим последованием, так и над молитвами, входящими в состав его.

Это же возвышение хлеба как одно из знаменитейших церемониальных торжеств совершалось и при дворе греческого Императора после обеденного стола. Кодин (о деяниях цареградских, в гл. 7) пишет: «По снятии кушанья со стола, когда доместик приносит хлеб в панагиаре (пеленою покрытом блюде, на котором изображен лик Пресвятой Богородицы), тогда Император восстает, потом первейший из присутствующих за столом, приняв панагиар, поставляет его на столе и, возвысив хлеб, подает его доместику, а сей Императору. И как только Император поднесет к устам своим хлеб, все громогласно воспевают ему: „Многая лета“».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник