ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Светлой памяти «жандарма Европы»

 


Император Николай I.
Худ. А. АБРАМОВ, 1855 год

 

Имя Государя Императора Николая I (25.06.1796–18.02.1855) одно из наиболее оклеветанных среди имен Русских правителей. Он был оболган и рядовыми современниками, и историками – западными, либеральными российскими и, разумеется, советскими. Все они всегда дружно чернили тех, кто имел попечение о сохранении традиционных национальных устоев и сопротивлялся насаждению безбожного либерализма под вывеской прогресса. Императору Николаю I удалось воплотить политические задумки своего отца, Павла I, убитого в результате масонского заговора за попытки стать самодержавным, истинно народным Царем и править во благо всех слоев общества, а не одного «вольного дворянства».

Николай Павлович родился 25 июня 1796 года и был третьим сыном Императора Павла Петровича. Рос удивительно крепким физически, спокойным, уравновешенным мальчиком. В 1817 году женился на старшей дочери прусского короля Фридриха Вильгельма II принцессе Шарлотте Фредерике-Луизе, принявшей после присоединения к Православию имя Александры Феодоровны (семеро их детей обезпечили в дальнейшем многочисленное потомство Романовых, в том числе по женским линиям, и таким образом также во многих европейских династиях).

Вступление Государя Николая I на престол омрачилось мятежом декабристов. Тогда было объявлено, что его брат, Император Александр I, скончался 19 ноября 1825 года (хотя существует версия о добровольном оставлении престола с целью препровождения подвижнической жизни под именем старца Феодора Кузьмича). Войска по установленному порядку сразу же принесли присягу второму сыну Императора Павла I, Константину Павловичу, как законному наследнику. Ибо никому не было известно о заблаговременном отречении Константина от прав престолонаследия еще в 1822 году по причине неподобающего и неравнородного брака (второго) с католичкой, нарушившего фамильные законы. Сам Константин после смерти Александра сразу принес присягу своему младшему брату, Николаю Павловичу.

Возникшей двусмысленностью воспользовались противники Русской государственности. Когда 14 декабря должна была приноситься еще раз присяга Петербургского гарнизона – уже Императору Николаю Павловичу, два гвардейских полка, обманутые своими офицерами, подняли восстание и вышли на Сенатскую площадь. Бунт был легко подавлен. Следствие установило причастность заговорщиков к масонским ложам и намеренность истребить всю Императорскую Фамилию, чтобы перестроить Россию в соответствии с западными масонскими планами. Суд приговорил к смертной казни 36 человек, но Государь помиловал большинство, заменив приговор к высшей мере на ссылку в Сибирь, и казнены были только пятеро главарей.
После подавления мятежа Император Николай I принял необходимые меры безопасности: закрыл все выявленные масонские ложи (они были запрещены еще при Александре I в 1822 г., но продолжали действовать тайно), усилил роль армии, централизовал административную систему, учредил политическую полицию (Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии), установил цензуру на печатные издания. В 1833 году Николай Павлович упорядочил и ввел в действие Свод Законов Российской Империи (в 15 томах), подготовленный М. М. Сперанским. Эти законы, впоследствии дополнявшиеся, юридически действительны по сей день. При Императоре Николае I появился также наш Русский государственный гимн «Боже, Царя храни!», созданный в том же 1833 году композитором А. Ф. Львовым на слова В. А. Жуковского.

Царь работал по 16–18 часов в сутки, стараясь лично вникать во все детали государственного управления и жизни общества. Он и в других ценил работоспособность, дисциплину, исполнительность и потому предпочитал назначать на руководящие должности чиновников из военных, которые организовывали работу своих учреждений на военный лад.

Иностранцы, в принципе редко положительно писавшие о России и тем более о ее наиболее державных правителях, изображали тогдашнюю Русскую жизнь преимущественно в черных тонах, а Николая I – глупым и грубым солдафоном. Однако английский посол в России Лофтус в 1840 году увидел Русского «варвара» совсем другим: «В Императоре Николае было что-то удивительно величественное и внушительное; несмотря на его суровый вид, он поражал пленительной улыбкой, и его манеры были приятны. Вообще это был благородный, великодушный человек, и все близко его знавшие питали к нему преданную любовь. Его суровость объяснялась не желанием быть жестоким, а убеждением, что следовало в то время управлять всем светом твердой, железной рукой».

Благородство Русского Монарха наглядно проявилось в его отношени к Пушкину и его почти декабристскому вольнодумству. Император Николай I высоко ценил поэта и тяжело пережил его смерть после дуэли. Близкий к Государю П. Д. Киселев отметил, что после смертельного ранения Пушкина Его Величество сказал: «Я теряю в нем самого замечательного человека в России». В записке умиравшему Николай I написал: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не безпокойся, я беру их на свои руки». Жуковский, привезший это письмо Государя, писал потом, что Пушкин просил его: «Скажи Государю, что я желаю ему долгого, долгого царствования, что я желаю ему счастия в его сыне, что я желаю ему счастия в его России». Друзьям поэт перед смертью признавался: «Жаль, что умираю: весь его был бы», – имея в виду Царя. Государь заплатил все долги Пушкина и взял на себя материальную заботу о его многочисленной семье.

Николай I обладал не только крепким здоровьем, но и нравственно крепким здравым смыслом. Он считал, что здоровое общество следует строить в строгой гармонии сословий по модели патриархальной семьи, где каждый имеет свое назначение, младшие члены семейства безпрекословно подчиняются старшим и за все отвечает глава семьи – отец, с которым он отождествлял Самодержца. Иерархическим оформлением этого идеала стала знаменитая уваровская триада – «Православие. Самодержавие. Народность», позже явившаяся знаменем Русских народных сил в сопротивлении революции и остающаяся актуальной для России во все времена.

Свое самодержавное правление Государь Николай Павлович ощущал как исполнение долга Помазанника перед Богом, как обязанность вести народ вместе с Церковью к спасению в Царстве Божием. Николай I улучшил статус и материальное обезпечение духовенства «в твердой уверенности, что добрые христианские нравы составляют первое основание общественного благоденствия, а нравы нуждаются наставлениями и примером духовенства» (Указ от 11 января 1828 г.).

Именно глубокая религиозность Государя с самого начала царствования побуждала его разрешить и больной вопрос о крепостном праве. Для этого он создал 11 секретных комитетов, однако в итоге пришел к выводу: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным». Поэтому, полностью подготовив почву для отмены крепостного права, он ограничился умеренной реформой графа П. Д. Киселева, оставив окончательное решение проблемы своему сыну, Императору Александру II.

В период царствования Николая I, в 1848 году, вмешательство Русской армии предотвратило победу организованной еврейскими банкирами цепи «прогрессивных» революций в Европе и гибель Австро-Венгерской Монархии, за что Николай Павлович получил от революционеров кличку «жандарм Европы». Этот презрительный ярлык был, в сущности, почетным признанием со стороны врагов того факта, что Россия является удерживающим в апостольском смысле слова.

Проницательно писал тогда Ф. И. Тютчев, хорошо знавший европейский Запад по своей долгой дипломатической службе там: «Давно уже в Европе существуют только две действительные силы – революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой, и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы, какой когда-либо мир был свидетелем, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества» («Россия и революция», 1848).

 


Николай I благословляет сына Александра на Царство.
Гравюра второй половины XIX века

 

Точно так же в царствование Государя Николая I удерживающую роль России как своего главного противника осознали основоположники марксизма: необходима «безжалостная борьба не на жизнь, а на смерть с изменническим, предательским по отношению к революции славянством.., – истребительная война и безудержный террор», – декларировал Энгельс.

Император Николай Павлович скончался от воспаления легких, осложненного гриппом. По его требованию врач дал клятвенное обещание не скрывать признаки приближающейся смерти, известие о которой Государь воспринял спокойно. Он приказал отправить прощальные телеграммы в оборонявшийся в ходе тогдашней Крымской войны (1853–1856) Севастополь и Москву, пригласил сына-наследника для последнего напутствия («Держи все, держи все»), гренадеров и слуг своих (с каждым попрощался лично), затем – духовника для Исповеди и приобщения Святых Таин. Удерживающий Император Николай I отошел ко Господу 18 февраля 1855 года, с улыбкой, торжествуя над приблизившейся смертию, и с молитвой: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

 

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

По материалам:
https://rusidea.org

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник