ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ «ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ…» СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПАГУБНЫЕ СЛЕДСТВИЯ
САМООПРАВДАНИЯ

 

 

 

Предлагаем вниманию читателей душеполезное слово известного богослова, одного из самых вдохновенных проповедников и апологетов Русской Церкви XIX века архиепископа Амвросия (Ключарева) (1820–1901). Для удобства восприятия мы разделили текст на части, подобрав им соответствующие заголовки.

 

Не уклони сердце мое в словеса
лукавствия, непщевати вины о гресех.
(Пс. 140, 4)

БОЛЕЗНЬ
САМОИЗВИНЕНИЯ

 

Эти слова из 140 псалма Давидова мы всегда слышим на Литургии Преждеосвященных Даров в ряду стихов, составляющих столь любимое нами церковное песнопение «Да исправится молитва моя». Вознося от каждого из нас умилительные молитвенные слова: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, и воодушевляя нас к молитве прекрасным образом восхожденья к небу жертвенного фимиама, – это песнопение влагает в уста наши и два знаменательных прошения: Положи, Господи, xpaнениe устом моим, и то, которое мы прочли: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. Остановимся на последнем, как имеющем ближайшее отношение к настоящему времени покаяния.

По русскому переводу оно читается так: Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел гpеxoвных. Нельзя не удивляться силе и глубине этого указания на целую обширную и вместе печальную область нашей нравственной жизни, которой мы большею частью не примечаем, – это: извинение себя во грехах. Что мы грешим, это естественно, – хотя прискорбно и страшно, – так как мы рождаемся во грехах (ср.: Пс. 50, 7). Что Сын Божий силою крестной Своей жертвы снял с нас бремя грехов прирожденных и в Таинствах Покаяния и Пpиoбщения даровал нам врачевство от грехов свободных, т. е. наших собственных, – это утешительно и радостно. Вот прямые отношения наши к правде Божией и милосердию Божию. «Беги, – говорят нам Святые Отцы и учители наши, – от страшного суда правды Божией к Божию милосердию». Содержать себя в постоянном опасении греха как причины нашей вечной погибели и носить в сердце сокрушение о грехах соделанных с постоянною заботою об исправлении и с упованием на милость Спасителя нашего – вот прямой путь ко спасению. Но в нашей действительной жизни в эти два ясные нравственные состояния незаметно вплетается третье: извинение во грехах, делаемое нами самими – себе самим.

Что это? Грехами мы оскорбляем Господа Бога нашего Создателя, – Ему единому принадлежит и суд над нами: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим. 12, 19). Определение важности и силы оскорбления, причиняемого грехами нашими Господу, и меры вины и наказания грешникам – Ему же принадлежит, т. к. даже по законам правды человеческой преступник может только просить у судей, как милости, облегчения наказания, но оправдывать себя в преступлении доказанном и прощать его сам себе – не может.


КОРНИ САМОИЗВИНЕНИЯ

 

Откуда же мы заимствовали этот обычай извинять себя во грехах, уменьшать их значение и тяжесть, не справляясь с законом правды Божией? Откуда эта легкомысленная надежда на прощение, выражаемая словами: «Бог милостив, Бог простит», – надежда, не оправдываемая подвигом покаяния? Не есть ли это дерзкое выговаривание себе уступок от правосудия Божия? Не есть ли это хула на безконечное Божие милосердие, превращающая его в некое слабое простодушие, как бы дающее дерзкому оскорбителю право и повод к дальнейшим оскорблениям правосудия Божия?

Подобное вторжение лжи и лукавства в нашу нравственную жизнь могло произойти не от кого иного, как от врага нашего спасения – отца лжи диавола, человекоубийцы от начала (ср.: Ин. 8, 44). Он на нашу погибель извратил смысл самой первой заповеди Божией, данной в раю нашим прародителям; под его след и они, первые грешники, повредили полноте своего покаяния самоизвинением: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел, – говорит Господу Адам; Змей обольстил меня, и я ела, – говорит Ева (Быт. 3, 5, 12–13). Потому-то Давид и называет все наши извинения «словесами лукавствия» и, зная по опыту слабость человеческую в борьбе с страшным врагом нашим и удобопреклонность нашего сердца к самоизвинению и самооправданию, призывает в помощь благодать Божию: Не дай, Господи, уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных.

Нужна и нам, следовательно, особенно в настоящее время, постоянная и усердная молитва ко Господу, чтобы силою благодати Своей Он удерживал сердца наши от склонения к лукавым речам самоизвинения, столь ныне многочисленным и разнообразным. Нам кажется, что мы не погрешим против истины, если скажем, что это извинение себя в грехах ныне становится страшнее самих грехов.

 

ТРИ ЗЛА САМОИЗВИНЕНИЯ

 

Нет возможности указать и обсудить порознь все лукавые речи самоизвинения, повреждающие правильное течение нашей духовной жизни, как невозможно в короткое время перечислить и описать все болезни, повреждающие и разрушающие наше тело. Врачебная наука разделяет болезни по родами их и описывает по тем частям тела, которые ими повреждаются: внутренние, наружные, грудные и проч. Последуем и мы этому правилу для указания различных родов самоизвинения по тем частям нашей нравственной жизни, где они производят наибольшее расстройство и опустошение.

 

1. ИЗВРАЩЕНИЕ
ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ

 

Первое зло, какое мы причиняем себе самоизвинением, есть затемнение и ослабление в нашем уме и сознании точного смысла и объема заповедей закона Божия. Заповеди, данные нам от Господа, отличаются ясностью и определенным указанием на род добродетелей, какие от нас требуются, и преступлений, от которых они нас предостерегают. «Помни день субботний», разумеется, – всегда и постоянно, и самое слово «помни» указывает нам на обязанность содержать ум наш в бодрственном состоянии по отношению к этой заповеди; «чти отца твоего и матерь», разумеется, – во всех случаях, когда это легко и трудно; «не укради», разумеется, – ни большего, ни малого, ни прямо, ни косвенно; «не убий», разумеется, – никаким способом, ни быстрым, ни медленным; «не лжесвидетельствуй», разумеется, – ни в каком случае обсуждения поступка или поведения ближнего; «не прелюбодействуй», разумеется, – ни делом, ни мыслью, ни в брачном, ни в безбрачном состоянии.

За нарушение всех этих и подобных им заповедей нам угрожает суд Божий и осуждение на смерть вечную, если не покаемся и не исправимся. Ничего среднего, т. е. ни уступок, ни ограничений, ни исключений, ни условий здесь нет и не поставлено Верховным Законодателем и Судиею. Кто же может их поставить? Попытайся кто-нибудь даже из людей властных в законы государственные внести свое правило, или при решении дела дать закону произвольное и ложное толкование, – как посмотрит на это Государь, единственно полноправный законодатель для своих подданных? По этому примеру власти и правды земной можно судить, как велико наше ослепление, когда мы решаемся делать ограничения и ложные толкования в законах Царя Небесного.

 

Окончание см. на стр. 5

 

Два исповедника

 

Стоит один исповедник на Исповеди, и перед его мысленным взором проходит вся его жизнь. Он вспоминает и кается: «Сегодня проспал лишние полчаса и не успел прочитать утренние молитвы, даже крестик забыл поцеловать... Каюсь, Господи, помилуй и прости! Вчера на дороге, второпях, чуть не опрокинул коляску с младенцем и сильно толкнул старушку – каюсь. Господи! За день обидел и огорчил тех-то и тех-то словами и делами, волею и неволею, ведением и неведением – каюсь, Господи!...» И чем больше он углубляется в свою жизнь, чем полнее его самопознание, тем больше он сокрушается сердцем. Кажется ему, что он хуже разбойника, хуже блудницы…

Такое покаяние всегда бывает плодотворным. Оно приносит много-много добрых плодов и исправление жизни. Человек от силы в силу восходит по лестнице добродетелей, и такие миряне достигают чистоты и святости жизни, как преподобные Иона и Васса Псково-Печерские и подобные им.

А другой исповедник стоит на Исповеди и мучается душой и телом. Не знает он, что такое внутренняя работа над собой. А почему не знает? Да потому, что не хочет знать! Зачем, дескать, обременять себя лишней заботой? Веселей жить, когда не думаешь о грехах (это по его рассуждению). Он пришел в храм, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин, внешне выполняя долг православного христианина, но не по внутреннему влечению сердца. Ему непривычно и тяжело стоять в церкви, и вот он ропщет: «Почему батюшка медлит, не начинает Исповедь? А ты чего первая встала? Пришла последняя! Малыш, чего здесь стоишь? У тебя грехов нет!»

Что же этот бедный человек получит от Исповеди? Если он так и не придет в сокрушение сердца о грехах своих, то он исполнит только обряд, но по-прежнему будет далек от покаяния и уйдет он из храма с таким же тяжелым смутным чувством, с каким пришел в храм: не обновленный, не исцеленный.

Искренно говорю... жалко таких, как жалко бывает совсем слепых. Но слепота телесная временна, как временна наша жизнь на земле, поэтому она не так страшна и опасна, как слепота духовная, которая губит душу навеки.

 

Схиигумен Савва (ОСТАПЕНКО)

 

Из книги «Двенадцать заповедей спасения. Плоды истинного
покаяния» (М., 2016)

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник