АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Набедренник
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ
И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
§ 13
ПРИ ПОЯСЕ ПЛАТОК
На поясе для утирания рук привешивается священником платок, который также имеет свое знаменование. Святитель Герман говорит: «Платок или ручник, который находится на поясе, означает лентион, которым Христос отирал руки».
§ 14
ЗНАМЕНОВАНИЯ НАБЕДРЕННИКА
Набедренник или наколенник, по-гречески – епигонатий, есть четвероугольное украшение, привешанное на поясе, при чреслах. Святитель Симеон Солунский (в гл. 4, о храме) пишет: «На поясе иерарх привешивает так называемый набедренник, который означает победу смерти, нетление нашего естества, величество Божией крепости и победу над лукавым. А потому набедренник имеет вид оружия и привешивается на чреслах, чем означает силу и целомудрие человека. Это свидетельствуют слова, произносимые при его надевании: „Препояши меч Твой по бедре Твоем, Сильне“». И (в гл. 81): «Набедренник, означающий победу над смертию и Спасово восстание, имеет образ меча; это же самое доказывает и молитва: „Препояши меч Твой по бедре Твоем, Сильне“; а посему набедренник означает силу, победу, восстание Христово и чистоту от грехов. Посему набедренник привешивается к чреслу, и тогда говорится: „…Красотою Твоею и добротою Твоею и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды“, – истины, ибо Сам Христос есть Милость и Истина пред лицем Божиим; кротости, ибо Он терпел страдания; и правды, ибо, не согрешив, умер и умертвил смерть».
§ 15
НАБЕДРЕННИКИ НОСЯТ
ПОЧЕТНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЛИЦА
Святитель Симеон Солунский (в гл. 83) пишет: «Некоторые из первых пресвитеров, т. е. имеющие кресты, и некоторые из архимандритов имеют набедренник. Набедренник, как и крест, жалует архиерей. Известно, что без воли архиерейской никто не может носить набедренника, и на фелони и главе креста. Архимандритам же, так как они получают посвящение высшее, набедренник позволяется носить в священнодействии. Ибо некоторые из них в хиротонии вместе со священством получают право суда и исполнения какой-нибудь значительной церковной должности. Так они делаются настоятелями и экономами. Поэтому-то они и носят некоторый знак первого пастыря, которому должны подражать». Такой набедренник первый получает протосинкелл.
ПРОТОСИНКЕЛЛ
Протосинкелл (protosyncellus; «синкелл» – от «cellа» – келья) – есть человек, живущий с кем-нибудь в одной келье или близ нее. Первый долг синкеллов и протосинкелла – жить в патриаршем доме. А потому они, сверх той должности, какая им поручается при доме, обязаны носить монашеский сан, который носит и Патриарх; т. к. при патриаршем дворе не все должности исполняли монахи, но тут были в большом числе люди светские и женатые, то дабы сии последние частым обращением в патриаршем доме или высокоумием не повредили патриаршеской чести, им никогда не позволялось пребывать и жить в патриаршеском доме, а дозволялось только одним синкеллам, как приявшим монашеский образ, иметь кельи близ Патриарха или где-нибудь в его же доме. Потому они называются синкеллами, сообитателями. Над ними, как первейший и начальствующий, есть протосинкелл. Все протосинкеллы и синкеллы назывались некогда учениками Патриархов и возводимы были на их места. Так, Прокл, Патриарх Царьграда, был ученик святого Иоанна Златоустого. Царь Исавр, по свержении святителя Германа с патриаршества, возвел на патриаршеский престол Анастасия, ученика его и синкелла.
§ 16
СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ФЕЛОНЬ
Фелонь на греческом языке пишется двояко: «φελονιον», или с переменою букв – «φαινωλης», последнее слово справедливее. Посему и русские писатели иногда пишут «феноль». Слово «фелонь» происходит от слов: «φαινεται» – покрывает и «δλος» весь; поэтому фелонь или феноль есть одежда, покрывающая все тело. Симеон Солунский (в гл. 81) пишет: «Священник одевается фелонием, который есть одежда белая, без рукавов, и покрывающая все тело. Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние Божественной славы; ибо Бог есть Свет и одеяйся светом, яко ризою, и ангелы многократно видимы были одетыми белою одеждою. Фелонь шьется без рукавов, во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который от начала нас поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, – действенную силу, которою совершает Таинство иерей». В гл. 43, о храме, он же говорит: «Священный феноль означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святаго Духа. Эта одежда означает и светлость первейших горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово низошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним».
САККОС, ПОЛИСТАВРИЙ
ИЛИ МНОГОКРЕСТНЫЙ
«Одежду же, в которую одеян был поругаемый Спаситель, прекрасно изображает саккос, который также есть образ вретища, потому что без рукавов. Вретище это яснее изображается саккосом, надеваемым первейшими из архиереев; но и другие архиереи, надевающие фелонь, украшенный крестами, который и называется полиставрий, т. е. многокрестный, выражают тоже. Вся эта одежда ясно показывает, что она означает страдания Спасителя и представляет Его Самого, Который Своими страданиями и крестом доставил нам истинное оправдание, освободил от тирана и спас всех. Посему иерей, надевая фелонь, говорит: „Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются“. Таковы суть одежды, которыми одеваются священник и диакон, и таково их значение».
Все эти три одежды – фелонь, саккос и полиставрий – вместе описывает святитель Симеон (в гл. 81): «Фелонь, саккос и полиставрий знаменуют одежду и вретище, которые носил Спаситель во время страданий. Но саккос и полиставрий особенно означают благодать Божию, промышляющую, сохраняющую и пекущуюся о всех, благодать, чрез которую мы видим и Самого пострадавшего». Фелони на священниках и саккосы на архиереях ничем не препоясуются. Святитель Герман поясняет: «Тем, что иереи ходят в фенолиях неопоясанные, означается, что и Христос, отходя на распятие, так нес Свой Крест».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ФАКТЫ | || | Святогорцы против диалога с папистами |
Православные верующие и священнослужители Греческой Церкви все чаще критикуют ее Предстоятеля – Константинопольского Патриарха Варфоломея – за его активное сближение с Ватиканом. Обезпокоенность данным фактом выразил и Священный Кинот (управляющий орган) Святой Горы Афон, заявление которого опубликовано на греческих сайтах.
Обращение афонских монахов в связи с визитом папы римского Франциска в Константинополь (Стамбул) было написано еще в декабре ушедшего года, однако обнародовали его только сейчас. В ходе указанной поездки папа и Патриарх сослужили на Фанаре и подписали совместную декларацию, в которой, в частности, говорилось о намерении «активизировать усилия по достижению полного единства всех христиан, и прежде всего – между католиками и православными».
В своем письме Патриарху Варфоломею Священный Кинот Афона высказал недовольство случившимся. Святогорцы привели цитаты из творений святых, говоривших о еретических заблуждениях отпавших от единой Церкви папистов, и напомнили о многих афонских мучениках, пострадавших за отказ «согласиться с латиномудрствующими». Отцы и братия призвали к прекращению богословского диалога с Ватиканом, поскольку он не приносит никаких плодов, кроме «смущения среди верующих». Священный Кинот также выразил надежду, что церковное единство всех православных христиан, в том числе и насельников Афона, останется непоколебимым. В заключение представители святогорских монастырей предупредили, что в случае продолжения Патриархом Варфоломеем своего пагубного курса на соединение с еретиками могут повториться события 1960-х годов, когда афониты прекратили поминовение Константинопольского Предстоятеля Афинагора, единолично и незаконно «снявшего» с Ватикана святоотеческую анафему 1054 года.
По материалам СМИ