ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«У нас есть великое утешение»

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 13

 

Но у нас есть великое утешение и великая надежда! Господь дал прародителям обетование, что власть змия над миром и время его господства над людьми будут ограничены, и в итоге зло потерпит поражение. Грозные слова Божии, возвестившие изгоняемым из рая людям о наказании, привели Адама и Еву в неописуемый страх. Но мы с вами, кроме страха, скорби и отчаяния, неожиданно для себя ощущаем в них нечто положительное, какую-то непостижимую жизнеутверждающую силу, которая победит своей правотой. В этом отвержении зла мы чувствуем и понимаем, что у нас только один путь ко спасению – быть на стороне Бога, быть согласными на такое же неприятие греха и на такую же непримиримость со злом, и в этом получить надежду на прощение и примирение с Небесным Отцом.

Наше утешение и наше спасение – в том, что на землю, погибавшую от «познания зла», пришел обетованный Победитель диавола, Спаситель людей, Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос. Он облекся в человеческую плоть, чтобы освятить ее заново. Он предал Себя на страдания и смерть, дабы искупить нас от рабства греху. Он взял на Себя грехи человеческие и уничтожил их через Свою Крестную смерть. Кровью Христовой смыт грех Адама, и вновь Древо Жизни, Древо Крестное, с висящим на нем Святейшим Плодом – Христом, стало доступным для всех, кто желает спасения.

Что же в наших силах? Мы с вами знаем, что в молитве «Отче наш» есть такие слова: Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12). И еще к этой молитве Христос добавил: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Там же, 14). Это значит, что Бог обещает нам прощение грехов и открывает райские двери. Но: если не будете прощать людям согрешения их – если в сердце останется злоба или осуждение, – то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Там же, 15).

Именно поэтому кому-то просто, а кому-то очень сложно войти в Царство Небесное. Чтобы научиться прощать, надо обрести зрение своих грехов. «Господи, даруй мне зрети мои согрешения и не осуждати брата моего!» Об этом мы будем молиться весь пост.

Осуждение – это самоубийство души. И Господь сегодня учит нас: не осуждать, не обвинять – это и значит научиться прощать, а прощать – это значит любить. Мы живы только любовью Господней!

Дорогие мои! В нашей жизни нет теперь мира, нет любви и почти нет веры, все виноваты друг перед другом. Мы – изгнанники рая. Но когда мы будем сегодня подходить друг к другу с покаянным чувством и со смирением, постараемся, чтобы наше «прости» было сказано с сокрушением сердца, со всей глубиной покаяния. Прикладываясь ко Кресту, осознаем, что на нем был пригвожден наш Спаситель, Который молился Богу Отцу о Своих распинателях, об Адаме и Еве и о нас, недостойных: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Но мы теперь все уже ведаем. Мы будем бороться со своим собственным непрощением, закрывающим нам райские двери.

Пост – это то, что нельзя нарушать, ибо если преступим и не воздержимся как Адам от пищи запретной, тогда потеряем все силы, утратим свободу, перестанем любить и не сможем прощать. Путь Великого Поста – это путь взаимопрощения, который должен привести нас к радости о Воскресшем Христе, к воскресению и нашей умирающей любви. К великой победе над злом, когда в пасхальную ночь запоет наше сердце: «…И ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Христос Воскресе!

 

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,


настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

 

 

Зеркало истории и кладенец святынь

 


Духовенство Новодевичьего монастыря
с иконой Собора новомучеников обители

 

Окончание. Начало см. на стр. 14

 

Первый арест отца Сергия – за сопротивление изъятию церковных ценностей – последовал в 1922 году. После освобождения он служил в московской церкви Живоначальной Троицы в Зубове. В 1931 году был арестован вторично – за то, что его портрет опубликовали в «Нью-Йорк таймс». Священника осудили на три года ссылки в Северный край, которую исповедник отбывал поочередно в Великом Устюге, в селе Кичменгский Городок и в деревне Макарово. Вместе с другими ссыльными отцами он совершал богослужения на дому по имевшимся у них книгам, содержащим почти все службы годичного круга. Освободившись в 1934 году, отец Сергий вернулся в Москву и служил в храме святых апостолов Петра и Павла поселка Малаховка Люберецкого района Московской области.

Последний арест ожидал священника 21 января 1938 года. Прощаясь с матерью, он предвидел и сказал ей, что они больше не увидятся. Батюшку осудили по обвинению в участии в контрреволюционной церковной группировке и приговорили к высшей мере наказания. Мученическую кончину за Христа протоиерей Сергий Лебедев принял 22 марта 1938 года на полигоне Бутово; его тело погребено в одном из расстрельных рвов.

Преподобномученица Ирина (Хвостова) (1882–1938), уроженка села Агинтово Сергиевского уезда Московской губернии, по окончании сельской школы поступила в Новодевичий монастырь и подвизалась там даже во время гонений безбожной власти на Русскую Православную Церковь. На территории уже упраздненной обители, помещения которой к тому времени были захвачены, подвижница прожила до 1932 года. После этого она вернулась в родное село. 23 января 1938 года мученицу арестовали по ложному обвинению в агитации против колхозов и приговорили к расстрелу – 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово. Останки преподобномученицы были погребены там же, в общей могиле.

На бутовском полигоне обрела вечный покой и преподобномученица Наталия (Ульянова) (1889–1938), послушница Новодевичьего монастыря, уроженка города Ельца Орловской губернии. После ликвидации обители в 1922 году она вместе с мирскими людьми проживала в ее помещениях, обращенных в коммунальные квартиры, и работала в советских учреждениях. 9 марта 1938 года святая была арестована по доносу соседей с обвинением в антисоветской агитации, но вины не признала и приняла смерть от рук богоборцев 22 марта того же года.

Следующей была арестована соседка послушницы Наталии – монахиня Матрона (Алексеева) (1869–1938), родившаяся в деревне Замятино Зубцевского уезда Тверской губернии. На ее квартире в бывшем монастырском корпусе часто собирались для молитвы священники и монастырские сестры, проживавшие неподалеку. Арест последовал 22 марта 1938 года. В заключении состояние здоровья 76-летней монахини резко ухудшилось, и она скончалась в тюремной больнице НКВД 1 апреля того же года. Место ее погребения неизвестно.

Преподобномученица Мария (Цейтлин) родилась в Ярославле, в семье рабочего, в 1869 году. В 1886-м поступила в монастырь. После его закрытия вместе с другими сестрами поселилась на Большой Пироговской улице. На допросе после ареста она показала, что критиковала советскую власть и предрекала ей плохой конец. Исповедницу приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. 15 декабря 1938 года она скончалась в Сиблаге.

Прославление новомучеников Новодевичьего монастыря состоялось 27 марта 2006 года. К иконе святых можно приложиться в Успенском храме обители.

С момента своего основания Новодевичий монастырь был местом погребения особ Царского рода и различных знатных лиц. В частности, здесь покоится Царевна София, сестра Петра I, перед кончиной постриженная в великую схиму.

Многое в обители связано с Отечественной войной 1812 года. Когда Наполеон пересек границу Российской Империи, плачущую преподобную Елену с келейницами ежедневно видели на стенах обители после захода солнца. Это продолжалось до тех пор, пока французы не подошли к Москве. Овладев столицей, они устроили тут артиллерийскую батарею. На территории монастыря упокоились многие русские герои той войны. У алтаря Смоленского собора погребен генерал-лейтенант Денис Давыдов – без преувеличения основоположник российского спецназа, книга которого по ведению диверсионных операций до сих пор служит пособием для военнослужащих спецподразделений Российской армии, ГРУ и ФСБ.

Также в обители похоронены известные писатели и ученые: А.Ф. Писемский с супругой, поэт А.Н. Плещеев, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников, историк С.М. Соловьев, профессор Московского Императорского университета филолог-академик Ф.И. Буслаев и другие.

Приходя в Новодевичий монастырь, припадая к этому зеркалу истории и кладенцу святынь, ощущаешь духовное и физическое отдохновение от суеты урбанизированной столицы. Здесь можно восстановить нравственные силы и обрести помощь Божию для борьбы со своими житейскими искушениями, скорбями и невзгодами. А к чудотворной Иверской иконе Божией Матери в обитель постоянно приходят как благочестивые москвичи, так и верующие со всей России, приемля от этой святыни исцеление душевных и телесных немощей по ходатайству Самой Царицы Небесной.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник