ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПОЛЕМИКА «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПРОТИВ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ПРОФЕССОРА
А.И. ОСИПОВА О КРЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

В публикациях, посвященных опровержению догматических ошибок профессора Московской духовной академии и семинарии Алексея Ильича Осипова, – критическом анализе его книги «Из времени в вечность: посмертная жизнь души» («ПК» № 16 (64)), а также богословском анализе его ответа на обвинения в ереси (№ 2 (74)), – мы уже отчасти касались проблемы спасения некрещеных младенцев как частного вопроса проповедуемого профессором лжеучения о конечности адских мук. Сегодня предлагаем ознакомиться с еще одним апологетическим материалом на данную тему.

 

Профессор МДА А.И. Осипов утверждает, что младенцы, умершие некрещеными, обязательно входят в рай. Однако такое мнение было признано ересью и предано анафеме 124-м правилом Карфагенского Собора. Алексей Ильич отвергает справедливые обличения современников, ссылаясь на то, что решения Поместных Соборов не обладают догматической силой и что указанный канон ошибочен. Но профессор, по всей видимости, не знает или упускает из вида тот факт, что эту же ересь осудил и Третий Вселенский Собор, противоречить постановлениям которого совершенно невозможно. К сожалению, нужно признать, что А.И. Осипов возродил лжеучение Целестия, анафематствованное Церковью еще 1600 лет назад.

 

МНЕНИЕ А.И. ОСИПОВА
О НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ
КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ

 

Приведем аргументы профессора (стенограмма видеозаписи его выступления, http://youtube.com/watch?v=QOJJgnq4WlY#t=187, начиная с 18:22): «Насчет Карфагенских Соборов и Крещения младенцев скажу вам так: это Поместные Соборы Африканской Церкви. Это было одно из правил (мы с вами говорили о правилах…). Это одно из правил Карфагенского Собора, которое никогда и нигде не было принято, ни одним Собором – это во-первых.

Во-вторых, целый ряд Святых Отцов вели свою жизнь прямо противоположно этим решениям. Вы знаете, Василий Великий крестился когда? В 30-летнем возрасте! Его родители были святыми, и они его не крестили. Какой ужас, правда? А вдруг умрет? Не крестили его! Григория Богослова – то же самое! Иоанна Златоуста – то же самое! Да что с ними? Константин Великий – только уже прямо перед смертью! Сколько их было! Если бы это правило Карфагенского Собора было верным, если бы это было догматическое изложение учения Церкви, все бы они должны были бы быть подвергнуты осуждению – этот их поступок…

Так что, видите, Карфагенский Собор… – это было правило, которое нигде не получило никакого догматического подтверждения. И, кстати, Поместные Соборы догматические положения не принимали. Они не могли принимать. Это Вселенские Соборы принимали, а не Поместные. А это правило было, которое сплошь и рядом, как мы видим, постоянно не соответствовало опыту и практике самих Святых Отцов, уже не говорю о всех прочих. Вот так!»

 

ОШИБОЧНОСТЬ ТОЛКОВАНИЯ
ПРОФЕССОРОМ 124-ГО ПРАВИЛА
КАРФАГЕНСКОГО СОБОРА

 

Рассмотрим сначала второе оправдание Алексея Ильича, в котором он утверждает, что «целый ряд Святых Отцов вели свою жизнь прямо противоположно этим решениям» (здесь и далее – выделения автора, – примеч. ред.), т. е. правилам святого Поместного Карфагенского Собора.

Чтобы понять суть этого мнимого противоречия, «выявленного» профессором, процитируем 124-е правило Карфагенского Собора: «Определено также: кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), – тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: „Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили“ (Рим. 5, 12), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

Если из всего правила оставить только следующие слова: «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей <…>, – тот да будет анафема», то с некоторой натяжкой можно придать ему смысл предписания к обязательному Крещению младенцев именно в их детском возрасте. Как раз так, к сожалению, понимает приведенное выше правило Алексей Ильич, противопоставляя ему реальные факты из жизни святых, крестившихся уже в зрелом возрасте. Неверное, самовольное толкование правила приводит профессора к выводу об ошибке в постановлении святого Собора: «Если бы это правило Карфагенского Собора было верным, если бы это было догматическое изложение учения Церкви, все бы они (упомянутые святые, крестившиеся взрослыми, – примеч. С.М.) должны были бы быть подвергнуты осуждению». По логике Алексея Ильича, поскольку святых, принявших Крещение не в детстве, не подвергли анафеме, значит и 124-е правило Карфагенского Собора можно не признавать. На этом основании он еще более утверждается в своем ложном мнении, что младенцы вообще не нуждаются в святом Крещении и, умерши некрещеными, непременно входят в рай (Осипов А.И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. М., 2012. С. 144–151).

Прочтем внимательно 124-е правило и убедимся, что оно имеет совсем иной смысл, отличный от его трактовки профессором Осиповым. Объяснение сути правила содержится в нем самом: «Реченное апостолом: „Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили“ (Рим. 5, 12), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». Другими словами, вследствие первородного греха Адама и Евы на всем человечестве лежит печать вечной смерти, которая смывается только святым Крещением.

Именно по этой причине Собор определяет справедливое наказание думающим иначе: «…кто <…> говорит, что хотя они (младенцы, – примеч. С.М.) и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия <…>, тот да будет анафема». Совершенно очевидно, что анафеме подвергаются не те, кто желает отложить Крещение до зрелого возраста, а те, кто считает, что младенцы совершенно чисты и святы и вовсе не нуждаются в Крещении. Поэтому нет абсолютно никакого противоречия между указанным правилом и отложением некоторыми святыми Таинства Крещения. Собор не рассматривал вопрос о времени его принятия (в младенчестве или в зрелом возрасте), как полагает Алексей Ильич, но засвидетельствовал, что и младенцы (с момента зачатия) несут на себе печать закона вечной смерти, вступившего в силу при нарушении первыми людьми заповеди, данной им Богом в раю. По этому поводу преподобный Симеон Новый Богослов писал: «Слова и определения Божии делаются законом естества. Почему и определение Божие, изреченное Им вследствие преслушания первого Адама, т. е. определение ему смерти и тления, стало законом естества, вечным и неизменным» (Слово 38).

Таким образом, полагать, как профессор Осипов, что младенцы чисты и святы и непременно наследуют рай, даже если умрут некрещеными, может только тот, кто не понимает духовного смысла первородного греха, кто толкует его не так, как всегда учила Кафолическая Церковь.

Ошибочность мнения Алексея Ильича выявляется еще четче, если принять во внимание, по какому поводу было составлено 124-е правило. Для этого обратимся к «Алфавитной Синтагме» иеромонаха Матфея Властаря (буква «А», глава 2 «О еретиках…», раздел «О Целестии»): «Целестий был ученик некоего монаха Пелагия; оба они происходили из Карфагена, как повествует Фотий Константинопольский [Патриарх], и ввели в Церковь новые лжеучения: ибо утверждали, что Адам вначале создан был смертным, а не за преступление был осужден сим; что новорожденные младенцы не имеют нужды в Крещении, потому что не заимствуют от Адама прародительского греха; что между раем и адом есть место, в котором блаженно живут младенцы, преставившиеся непросвещенными. Эти и другие шесть, сим подобные, мнения были проповедываемы последователями Пелагия и Целестия, – которые настоящий Третий Вселенский Собор, а также и Собор Карфагенский, подвергли анафеме. <…> И Великий Лев папа последователям Пелагия и Целестия, обращающимся к Церкви, повелел письменно анафематствовать свое лжеучение».

Вникнем в смысл выделенных слов: «…что новорожденные младенцы не имеют нужды в Крещении, потому что не заимствуют от Адама прародительского греха», – так учил еретик Целестий. Но это же самое утверждает и Алексей Ильич Осипов, уверяя, что умершие некрещеными младенцы попадают в рай, т. е. что они в святом Крещении отнюдь не нуждаются!

Итак, вполне очевидно: Алексей Ильич Осипов возродил ересь Целестия.

 

Окончание см. на стр. 5

 

Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что вы можете приобрести нашу газету в Москве по следующим адресам:

     1. Черниговский пер., д. 9/13, строение 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. Третьяковская);

     2. Ул. 7-я Текстильщиков, д. 18/15, «Казачья лавка» (м. Волжская).     

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник