ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПОЛЕМИКА «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПРОТИВ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ПРОФЕССОРА
А.И. ОСИПОВА О КРЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 4

 

ИМЕЮТ ЛИ ПРАВИЛА О НЕОБХОДИМОСТИ
КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ ДОГМАТИЧЕСКУЮ СИЛУ?

 

Теперь вернемся к выступлению А.И. Осипова, чтобы рассмотреть его первый аргумент: «Насчет Карфагенских Соборов и Крещения младенцев скажу вам так: это Поместные Соборы Африканской Церкви. <…> Это одно из правил Карфагенского Собора, которое никогда и нигде не было принято ни одним Собором». Для большей убедительности Алексей Ильич добавляет: «Так что, видите, Карфагенский Собор… – это было правило, которое нигде не получило никакого догматического подтверждения. И, кстати, Поместные Соборы догматические положения не принимали. Они не могли принимать. Это Вселенские Соборы принимали, а не Поместные». <…>

Как видим, профессор хочет оправдать возрожденную им ересь Целестия тем, что ее осудил только святой Поместный Карфагенский Собор, который якобы не имел догматической силы. Поэтому, убежден он, разделяющие это лжеучение не подлежит анафеме.

Для православного человека было бы достаточно и решения Поместного Собора (постановления которых впоследствии утверждались Вселенскими). Возникает вопрос: на каком основании Алексей Ильич дерзает игнорировать общецерковные законы? Он считает себя вправе требовать особых, неоспоримо авторитетных контраргументов. Но и они имеются в правилах Церкви!

Обратимся вновь к цитате из «Алфавитной Синтагмы»: «Эти и другие шесть, сим подобные, мнения были проповедываемы последователями Пелагия и Целестия, – которые настоящий Третий Вселенский Собор, а также и Собор Карфагенский, подвергли анафеме». Оказывается, ересь Целестия, утверждавшего, что «…новорожденные младенцы не имеют нужды в Крещении, потому что не заимствуют от Адама прародительского греха», была осуждена и Третьим Вселенским Собором, решения которого уже без всякого сомнения имеют догматическую силу!

Правило 4-е Третьего Вселенского Ефесского Собора гласит: «Если какие-нибудь из клира отступят и дерзнут особо или всенародно держаться Несториева или Келестиева (Целестиева, – примеч. С.М.) мудрствования, то праведным признал святой Собор изверженными быть и сим из священного чина» (об этом же говорит и 1-е правило того же Собора). Совершенно очевидно, что наказание следует за ересь, определенную 124-м правилом Поместного Карфагенского Собора, анафематствовавшего Целестия и его последователей (в том числе и Алексея Ильича Осипова и тех, кто ему верит в этом вопросе!). <…>

Желающим глубже разобраться в рассматриваемой проблеме рекомендуем обратиться к «Правилам Святой Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима (Милоша)», где в объяснении 1-го и 4-го правил Третьего Вселенского Собора приводятся подробные и достоверные факты осуждения лжеучения Целестия.


ВСЕГДАШНЯЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВЯТЫХ КАНОНОВ ЦЕРКВИ

 

Итак, оба ложных довода Алексея Ильича полностью опровергнуты. Но у него еще как бы впрок, как раз для такого случая был заготовлен третий, самый опасный, прозвучавший в том же выступлении (3:10): «Множество правил, принятых даже Вселенскими Соборами, не могут даже применяться и не применяются. Просто невозможно их даже применять! <…> А таких правил там очень много». Данное заявление знаменитого профессора МДА подрывает непререкаемый авторитет Вселенских Соборов и служит основанием для реформации всей догматической системы Церкви! Нормально ли, что на эти слова Алексея Ильича Осипова не последовало никакой реакции священноначалия? Неужели современный епископат совсем забыл о своей основной обязанности – неуклонном хранении чистоты догматов Православия?

Но посмотрим, каким образом профессор обосновывает «справедливость» своего кощунственного утверждения, которое сродни хуле на Духа Святаго. Проанализируем по порядку все четыре довода Алексия Ильича.

Доказательство первое: «Я всегда привожу один и тот же пример, и все смеются, конечно, но он очень хороший. Одно из правил: „Если кто будет мыться в бане с евреем, то отлучается от Причастия… (я забыл, ну, на сколько-то там лет)“. Так что, ну, попробуйте сейчас вот придите в баню и спросите: „А нет ли тут еврея?“ Ну что это?.. А таких правил там очень много!»

Вот так, искажая смысл канона (как и в случае со 124-м правилом Карфагенского Собора), насмехаясь над духовной мудростью Отцов Шестого Вселенского Собора, разыгрывая некий мини-спектакль, Алексей Ильич дискредитирует авторитет Вселенских Соборов, подчеркивая, что «таких правил там очень много». Как понимать выражение «очень много»? Это более или менее половины, треть или две трети? Очевидно, что люди, доверяющие профессору Осипову, попросту перестанут воспринимать всерьез, как неоспоримую истину, решения Соборов, занимавшихся какими-то «странными» вопросами, «очень многие» из которых, с умелой подачи Алексея Ильича, вызывают смех у современного человека.

Но приведем упомянутое 11-е правило Шестого Вселенского Собора: «Никто из принадлежащих к священному чину или из мирян отнюдь не должен есть опресноки, даваемые иудеями, ни вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их и врачевства принимать от них, ни в банях купно с ними мыться. Если же кто дерзнет сие творить, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Совсем нетрудно заметить, что в искусной интерпретации Алексея Ильича правило приобрело иной смысл. Отчетливо видны несколько отклонений: вместо «иудеями», что говорит о религиозной принадлежности, профессор употребил слово «евреем», свидетельствующее о национальности; от четырех запретов, три из которых имеют большую значимость, остался только один, наименее понятный и важный по сравнению с прочими; явный акцент с воспрещения вступать в содружество с иудеями, что является главным смыслом правила, переместился на недозволение мыться с ними в общественной бане. Вот таким лукавым способом профессор МДА обратил 11-е правило Святых Отцов Шестого Вселенского Собора в шутку про бани, изуродовав духовный смысл святоотеческого канона!

Если же рассмотреть соборное постановление целиком, то будет понятно, что Отцы запрещают вступать в личную дружбу с иудеями, отвергшими Христа и продолжающими ожидать своего «мессию», – чтобы не перенять их духовные недуги. Упоминание о банях, как о деле бытовом, употребляется здесь в качестве одного из примеров проявления личной дружбы. Этим показывается, что тесное общение даже на бытовом уровне может иметь духовные последствия. <…>

Таким образом, при должном понимании настоящего правила не остается никаких причин сомневаться в его актуальности и применимости в наше время. Отвержение же его, учитывая слабость веры современных христиан, повлечет за собой перенятие ими заблуждений еретиков и иноверцев. А ересь, напомним, – грех смертный, увлекающий в муку вечную!
Убеждены, что проблема применимости и всех прочих «многих» канонов святых Соборов при верном понимании их смысла полностью отпадает.

 

Сергей Михайлович
МАСЛЕННИКОВ

 

Окончание см. в след. номере

 

 

ОПРОС ||
«Милость и истина сретостеся...»

    


     1. Задумывались ли Вы над вопросом, как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его безконечной добротой?
     да – 67% нет – 33%

 

     2. Знаете ли Вы, что в нашем искуплении одновременно проявились правосудие и любовь Божии?
     да – 62% нет – 38%

 

     3. Известно ли Вам, что, по учению Святых Отцов, памятование о смерти и вечных муках помогает стяжать страх Господень?
     да – 92% нет – 8%

 

     4. Знаете ли Вы, что в Неделю Торжества Православия Церковь предает анафеме разделяющих лжеучение о конечности адских мук?
     да – 78% нет – 22%

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник