ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

«Завоевать любовью...»

 

 

В середине XIX века Япония относилась к России с большой подозрительностью, и исправить это только лишь политическими методами было невозможно. Потому трудно переоценить заслуги в создании положительного образа нашей страны, в знакомстве с высочайшими достижениями ее духовной культуры, принадлежащие Российской Духовной Миссии и, главным образом, ее руководителю – святому равноапостольному Николаю (Касаткину), говорившему: «Рано или поздно, а нам придется стать твердою ногою на дальнем азиатском востоке. И чем большие успехи сделает там Православие, тем спокойнее и прочнее будет там и положение России».

Святитель Николай – основатель Японской Православной Церкви. Он прибыл в страну восходящего солнца в 1861 году. Миссионерская деятельность святого не носила агрессивный характер и не преследовала меркантильных целей. Ограниченный в средствах и в людях, Владыка был образцом безкорыстия и верного служения Богу. Он и его сподвижники никогда не отступали от главного принципа: «Сначала завоевать любовью, а потом нести слово». Служение святителя было актом подвижничества и любви к чужому, совсем не похожему на нас народу; и этот народ со временем достойно оценил его труды. В начале XX века японцы говорили, что особым уважением у них пользуются два человека – Император и владыка Николай. Так еще при жизни архиепископ стяжал славу «выдающегося христианского миссионера XIX столетия». Вместе со своими помощниками он основал школы, где обучали русскому языку и истории, что позволило восточному народу познакомиться с гениальными произведениями Пушкина, Тургенева и других великих русских писателей.

Во время русско-японской войны 1904–1905 годов святитель-патриот, безусловно, чаял победы России. Однако он благословил православных японцев молиться об успехе своего Отечества и сражаться за него. Этот пример особенно замечателен тем, что святой указал на необходимость служения Родине японским христианам, гражданам языческого, а не православного государства, утверждая непреходящую ценность патриотизма. Великий миссионер писал: «Любовь к Отечеству естественна и священна. Сам Спаситель из любви к Своему земному Отечеству плакал о несчастной участи Иерусалима. Итак, начнется война, <...> всегда усердно молитесь за ваше Отечество, как подобает добрым христианам-патриотам...» (Дневники святителя Николая Японского (1870–1911 гг.)).

 

Подготовила Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

 

 

 

Надежда отчаянных

 

Сказание Пролога повествует, что в царствование Юстиниана (VI в.) один служивший экономом при архиерейском доме инок Аданской церкви (Малая Азия) Феофил претерпел безчестие – был оклеветан и изгнан. Не выдержав унижения, он возроптал на Бог, отрекся от веры и заключил союз с диаволом, закрепив его рукописанием на хартии. Впоследствии, раскаявшись в соделанном, монах затворился в храме и усердно молился перед образом Божией Матери, называя Ее «Взысканием погибших» и умоляя спасти его от адских мук. После долгих и горячих молитв Царица Небесная вняла просьбе Феофила и, возвестив о прощении грехов, вернула ему подписанную хартию.

Всей православной Москве известен чудотворный образ «Взыскание погибших» (сер. XVIII в.), находящийся в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Предание гласит, что последний его владелец неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками в бедственном положении. Находясь в крайнем унынии, он запил и был близок к тому, чтобы наложить на себя руки. Но, из последних сил взмолившись перед иконой Богородицы, несчастный получил небесную помощь: жизнь его неожиданно наладилась, дочери-безприданницы счастливо вышли замуж... Сочтя себя недостойным иметь в доме чудотворный образ, этот человек передал его в церковь.

Особую милость Царица Небесная являет через Свою икону тем, кто находится в отчаянных обстоятельствах, ощущает себя погибающим в море грехов или на пороге духовной гибели. К чудотворному образу «Взыскание погибших» обращаются девицы, чающие встретить достойного мужа, невесты – в молитвах о богоугодном браке. Часто прибегают к Богородице и матери заблудших детей, а также родственники плененных и пропавших без вести.

 

Исторический
календарь-альманах
«Россия день за днем». М., 2005.

 

 

 

 

2/15 февраля. Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

Заговенье на мясо.

 

3/16 февраля. Понедельник. Седмица сырная (масленица) – сплошная.

Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия пресвитеров и прмч. Владимира и Михаила (1938). Прор. Азарии (X в. до Р.Х.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мч. Власия Кесарийского, пастуха (III). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308–309). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289).

 

4/17 февраля. Вторник.

Преп. Исидора Пелусиота (ок. 436–440). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преп. Кирилла Новоезерского (1532). Сщмч. Мефодия, еп. Петропавловского (1921). Сщмчч. Евстафия, Иоанна, Александра, Сергия, Иоанна, Александра, Николая, Алексия, Николая, Алексея, Александра, Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, Иоанна, Петра пресвитеров, прмчч. Серафима и Феодосия, прмцц. Рафаилы и Анны, Екатерины; мчч. Иоанна, Василия, Димитрия, Феодора и Димитрия (1938). Мч. Иадора (III). Сщмч. Авраамия, еп. Арвильского (ок. 344–347). Преп. Николая исп., игумена Студийского (868). Препп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV).

 

5/18 февраля. Среда.

Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Прмц. Александры, мч. Михаила (1942). Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария, Евагрия (ок. 304). Елецко-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

 

6/19 февраля. Четверг.

Отдание праздника Сретения Господня. Преп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921). Сщмч. Василия пресвитера (1930); сщмч. Александра пресвитера (1938). Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила (288–300). Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима (305–311). Мч. Иулиана, иже от Емисы (312). Препп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (891). Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока. Преп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).

 

7/20 февраля. Пятница.

Преп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Преп. Луки Елладского (ок. 946). Сщмч. Александра пресвитера (1938), сщмч. Алексея пресвитера (1942). Мчч. 1003 Никомидийских (303).

 

8/21 февраля. Суббота.

Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Вмч. Феодора Стратилата (319). Прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 до Р.Х.). Сщмчч. Симеона, Андрея и Сергия и Петра пресвитера (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Свт. Саввы II, архиеп. Сербского (1269).

 

9/22 февраля. Неделя сыропустная,

Воспоминание Адамова изгнания.

Прощеное воскресенье.

Мч. Никифора из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Преп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Препп. Геннадия (ок. 1516) и Никифора (1557) Важеезерских. Заговенье на Великий Пост.

 

10/23 февраля. Седмица 1-я Великого Поста.

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202). Сщмчч. Петра и Валериана пресвитеров (1930). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Блгв. кн. Анны Новгородской (1056). Прохора Лебедника, Печерского (1107). Преп. Лонгина Коряжемского (1540). Св. Галины (III). Иконы Божией Матери «Огневидная».

 

11/24 февраля. Вторник.

Сщмч. Власия, еп. Севастийского, и с ним двух отроков и семи жен (ок. 316). Преп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прав. Феодоры, Царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

 

12/25 февраля. Среда.

Иверской иконы Божией Матери. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (381). Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). Преп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, Патриарха Константинопольского (895). Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840).

 

13/26 февраля. Четверг.

Преп. Мартиниана (V). Сщмч. Василия и Гавриила пресвитеров (1919). Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (1920). Сщмчч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитера и Евгения диакона, мч. Павла; прмцц. Анны, Веры и Ирины (1938). Препп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Преп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607–608). Преп. Стефана, в иночестве Симеона, Царя Сербского, Мироточивого (1200).

 

14/27 февраля. Пятница.

Преп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Сщмч. Онисима, еп. Тульского (1937); сщмч. Трифона диакона (1938). Преп. Исаакия, затворника Печерского (ок. 1090). Преп. Марона, пустынника Сирийского (ок. 433). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578).

 

15/28 февраля. Суббота.

Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого Поста). Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Сщмчч. Михаила и Иоанна пресвитера (1930). Сщмчч. Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, прмч. Павла и прмц. Софии (1938). Преп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Преп. Евсевия, пустынника Сирийского (V). Преп. Пафнутия, затворника Печерского (XIII). Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник