ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ!» СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Преподобный Паисий – выразитель
гласа старчества последних времен

 


Преп. Паисий

 

 

Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67, 36)! Не оскудевает милость Божия к погибающему человечеству! Век за веком возгораются на небосклоне Святой Православной Церкви все новые и новые путеводные звезды, озаряющие ищущим спасения дорогу в Царствие Небесное. одно из таких светил воссияло и в наши дни – 13 января с. г. Священным Синодом Вселенского Патриархата был причислен к лику святых Православной Церкви афонский старец схимонах Паисий (Эзнепидис) (1924–1994).

Многие верующие почитали отца Паисия святым Божиим человеком еще при его земной жизни. После встреч с преподобным люди ощущали такую неземную радость, мир о Христе и любовь, которые невозможно описать словами. В народе жила убежденность во всемощной силе его молитв. Старец был воистину избранным сосудом благодати Божией, орудием Духа Святаго, посредством которого действовал Сам Господь. Письменные труды преподобного и книги воспоминаний о нем не перестают духовно обогащать и назидать современных христиан. Его незримое присутствие и молитвенная помощь верным явно ощущаются на протяжении многих лет.

Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Эти евангельские слова в полной мере оправдались на преподобном Паисии. Ведь Православие – это прежде всего образ жизни. Это жизнь по вечным законам Слова Божия. Это состояние человека, когда он самим своим существованием исповедует и прославляет Господа нашего Иисуса Христа, подражая Ему всегда и во всем. Это непостижимое плотским разумом таинственное бытие во Христе. А Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). И афонский старец Паисий явил нам воистину дивный образ жизни в Господе, почему его наставления и соделались кладезем духовной мудрости. Вышеестественные подвиги бдения, поста и молитвы открывают путь к знаниям, которые дарует Сам Господь Духом Своим Святым. Это – опытное богословие, недоступное земному человеческому разуму.

Отца Паисия можно по праву назвать великим богословом нашего времени. Такой человек обретает истину не посредством рассудка, а божественной мудростью Святаго Духа. Отрешаясь от вещественного, он видит несозерцаемое, слышит глаголы Жизни Вечной, и мир духовный становится для него естественной реальностью. Входя в область света невещественного, он делается его причастником и сам начинает источать этот свет. Мысли его – искры благодати Божией, исходящие от огнезрачного Престола Творца. Наполненный Божественной любовью, он напояет ею все и вся вокруг себя – людей, животных, природу. Он любит каждого человека истинно, по-евангельски, болезнуя о страстях людей, еще не очищенных.

Вот как говорил об этом сам подвижник: «Богословие, которое изучается как наука, обычно исследует предметы с исторической точки зрения и потому понимает их внешне и, поскольку при этом отсутствуют подвижничество в святоотеческом духе и внутренний жизненный опыт, – наполнено сомнениями и вопросительными знаками. Ибо никто не может умом постигнуть божественную благодать, если сначала не будет подвизаться, чтобы ее ощутить и чтобы она начала в нем действовать. Тот, кто думает, что сможет познать тайны Божии с помощью внешнего умозрения, подобен безумцу, который хочет увидеть рай в телескоп».

Уместно привести здесь и суждение святителя Игнатия (Брянчанинова) о т. н. «кабинетных богословах»: «Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земли? (см.: Лк. 18, 8). Науки есть, Академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право – смех, да и только!); эти степени даются людям. <...> Случись с этим „богословом“ какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких – доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобная мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы?!»

Язык преподобного Паисия отличался необыкновенной выразительностью и образностью: «Если хочешь выйти на связь с Богом, чтобы Он услышал тебя во время молитвы, переключись на смирение, потому что Бог всегда работает на этой частоте, и смиренно проси Его милости. <...> Дух Святый не сходит с помощью техники, и потому богословие не имеет ничего общего с духом науки. Дух Святый нисходит Сам, когда видит в человеке для этого духовные предпосылки. Духовной предпосылкой является очищение человеком от ржавчины своих духовных проводов, для того чтобы стать хорошим электропроводником и принять духовный ток божественного просвещения. Так он становится духовным ученым, богословом».

Воистину, невозможно познать умом то, что дается Духом Святым! Что скажут «кабинетные богословы», годами порочившие имя великого старца? Ведь теперь творения святого преподобного и богоносного отца нашего Паисия Святогорца – это учение Вселенской Церкви!

Как на заре христианства единое соборное апостольское знание о конце веков огласил любимый ученик Христов, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, – так соборное суждение истинного старчества последних времен об их искушениях выразил святой афонский подвижник – старец Паисий. Он духом пребывал на таких высотах познания, о которых «богословы»-теоретики не могут даже мечтать. Вспомним только некоторые наставления преподобного:

– «В то время как столь открыто действует эта тайна, о которой нам предвозвещал святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе, боюсь, что многие, притом и священники, и епископы, отнесутся к этому делу не духовно, а по-мирски. Говорят народу, что нет ничего особенного в том и не имеет значения, что получают электронные удостоверения, и вообще оправдывают все беззакония. Но это неправильно, потому что успокаивают народ и допускают ему оказаться в таком положении, из которого уже нельзя будет выйти. Всю ответственность, безусловно, будут нести они»;

– «При том что святой евангелист Иоанн Богослов предельно ясно пишет о начертании, некоторые этого не понимают. И что ты им скажешь? К несчастью, можно услышать ужасно много „глупостей от ума“ некоторых современных „гностиков“. „Я перекрещу с верой электронный паспорт – и все в порядке. И никакого вреда!“, – говорит один. Другой вторит: „А я приму начертание на лоб и осеню свой лоб крестным знамением“. И повторяют кучу подобных глупостей. Они думают, что освятятся подобным образом, в то время как такие мнения являются прелестью»;

– «К сожалению, некоторые современные „гностики“ пеленают своих духовных чад, как младенцев, – якобы для того, чтобы те не волновались. „Это неважно, – говорят они, – ничего страшного, лишь бы вы имели веру внутри себя“. Или же причитают: „Не говорите вы на эту тему – об электронных удостоверениях, о начертании, чтобы люди не волновались!“ Тогда как говори они людям: „Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее – мы станем мучениками“, – они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон. Ему станет больно за происходящее, он будет молиться и остерегаться, чтобы не попасть в ловушку»;

– «Некто сказал отцу Паисию: „Главное – внутренне веровать. Ни микрочип в руке, ни лазерная татуировка на лбу – ничто не отлучит меня от любви Христовой“. Старец заметил по этому поводу: „Видишь ли, что происходит. Тебя так просто не оставят, все слишком закручено. Они тебе скажут: „Веруй, как хочешь“. А сами положат тебя в свою корзину и понесут тебя туда, куда они захотят. Получается: я тебя возьму, куда хочу, а ты верь, во что хочешь. Это и есть их сатанинская система»;

– «Ученик спросил старца: „Почему, Геронта, хотя электронные карты не являются начертанием на челе и на руке, их нельзя брать и использовать?“ Тогда отец Паисий ответил: „Послушай, чадо мое, когда ты видишь, что некто поджигает твой дом спичкой, тогда, когда огонь еще в самом начале, в твоей силе погасить его стаканом воды. Если же пренебрежешь и скажешь: ‘Э, невелик огонь!’, то, по твоей халатности и безпечности, огонь увеличится и сгорит весь дом. Тогда ты не сможешь ничего сделать, кроме как безуспешно убиваться от обличения совести и сидеть – плакать и смотреть на свою беду“»;

– «Итак, за совершенной системой „карты обслуживания“, компьютерной безопасности скрывается всемирная диктатура, рабство антихристу: „И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание – имя зверя, или число имени его“ (Откр. 13, 16–17)».

Напомним: преподобный Паисий не раз говорил, что в последние времена явного и к тому же сознательного отречения от Христа у нас не потребуют – иначе все было бы слишком просто и не существовало бы опасности, что удастся прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24; Мк. 13, 22). Этот важнейший духовный аспект, связанный с введением «новой идентификационной системы», не могут или не хотят вместить многие, именующие себя христианами, но не имеющие расположения к жертвенности. И это при том, что время выбора между Христом и Его врагом – антихристом – уже давно настало!

Святой Паисий Афонский взывает к нам: «Братия! Мы находимся в таком положении, когда особенно требуется бодрствование и внимание. Если не будем осторожны сейчас и не примем необходимые меры, то скоро будет уже поздно. Если же мы, братия, осознаем, где мы находимся и что необходимо делать, то нужно это делать теперь, пока еще есть на это время: „Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия“ (Еф. 5, 15–17)».

 

В.П. ФИЛИМОНОВ,
писатель-агиограф

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник