ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА X:
O ПРИТВОРЕ И ПАПЕРТИ,
ОБ ОГЛАШЕННЫХ И КАЮЩИХСЯ

 

 

§1

ПРИТВОР И ПАПЕРТЬ

 

Притвор есть третья часть храма и, как предхрамие, от молитвенного или среднего храма отделяется особенною стеною, в которой находятся одни или трое дверей. В притворе во время поучений и некоторых церковных служб по правилам велено было стоять оглашенным, т. е. готовящимся ко Крещению, и кающимся.

Паперть при храме за притвором есть крыльцо или сени с покрышкою. Эти сени или крыльцо греки называют внешним притвором, а самый притвор внутренним.

Так как внутренний притвор назначается для оглашенных и кающихся, то здесь следует знать, что означает слово «оглашенный», кто суть ныне оглашенные и как разделяются кающиеся, кому из них во время службы позволено было стоять в храме, кому – в притворе, на паперти, и, наконец, для каких других надобностей необходим внутренний притвор.

 

§2

ОГЛАШЕННЫЕ ИМЕЮТСЯ И НЫНЕ

 

Оглашенный есть поучающийся вере и о Святом Крещении, как сказано в Кормчей (на листе 24); т. е. оглашенным называется тот, который принят в число готовящихся ко Крещению и через поучение живым голосом научается вере или оглашается.

Некоторые утверждают, что теперь не могут быть оглашенные, которые находились в древней Церкви; ибо ныне все делаются христианами вскоре после рождения, а не возрастные, как было в древней Церкви, а потому, говорят они, и на Литургии после Евангелия молитвы пред изведением оглашенных из церкви не должны читаться. Сему противоречит 19-е правило Лаодикийского собора. И само по себе мнение это несправедливо. Симеон Солунский (в гл. 74) пишет: «Знаю, что некоторые осуждают то, что мы повелеваем выходить оглашенным, когда нет оглашенных; такие люди заблуждаются, не зная писаний, ни тайн Церкви и тому подобного. В Церкви всегда есть оглашенные. Во-первых, оглашенные суть все некрещеные младенцы христианские, над которыми тотчас после рождения совершаются священные молитвы; и эти младенцы еще не христиане, потому что над ними не совершено еще Крещение, о них-то мы всегда молимся, и во время святой Четыредесятницы творим молитвы и моления о готовящихся ко святому просвещению. Во-вторых, оглашенные суть те, кои скрывают свою веру в сердце, стараясь убежать от нечестивых и опять присоединиться к Церкви. Оглашенными называются и иноверцы, обратившиеся к Православной вере, но не помазанные Божественным миром. В-третьих, оглашенными могут называться и все те, которые впали в какие-нибудь грехи, убийство, или в другой какой-нибудь тяжкий грех: таким людям не следует приобщаться Таин, но только позволяется слушать одно Божественное слово. И это последнее сделано по человеколюбию Отцов: прежде и они извергались».

Итак, к числу оглашенных теперь принадлежат: младенцы некрещеные, те, кто находится в плену у язычников и веры своей не может открыто исповедать, иноверцы, обратившиеся в нашу веру и требующие миропомазания и, наконец, кающиеся и отлученные от Святого Причастия. Сверх того, к оглашенным могут быть причислены и те, кои удаляются от Церкви и живут в нераскаянии; Церковь во всегдашнем своем священнодействии и об этих заблудших молится, дабы Бог открыл им Евангелие правды, присоединил их к Церкви, просветил их разумом благочестия и проч. Наконец, и всякий верный, побуждаемый совестию, должен самого себя полагать в числе оглашенных и молиться вместе с теми же оглашенными, дабы Бог очистил его тайные согрешения и не попустил ему входить в большие уклонения в деле веры и благочестия.

 

§3

КАЮЩИЕСЯ СУТЬ ЧЕТЫРЕХ РОДОВ

 

Василий Великий кающихся или находящихся под запрещением разделяет на четыре разряда: на плачущих, послушающих, припадающих и стоящих с верными. Слова сего Отца Церкви в 83 правиле изложены так в Кормчей книге (на листе 243): «Ниже волхвом верующе, и возводяще некия от них в домы своя на обретение чародеяний, лето едино да плачутся; другое да послушают; три лета да припадают; и едино стояще с верными, и потом прияти будут на причащение».

 

§4

ПЛАЧУЩИЕ

 

Плачущие, как последний род кающихся, несли на себе самый тяжкий образ покаяния. Они стояли на паперти, как во внешнем притворе и месте, находящемся вне церкви, и, стоя в грубом одеянии и на голой земле, всем входящим в церковь кланялись и просили прощения и молитв о себе к Богу, и умоляли принять их по прежнему в церковь. Плачущие не впускались ни в какую часть храма, но должны были стоять на паперти и на открытом воздухе, подвергаться холоду, пыли и грязи. Сии плачущие в 17-м правиле собора Анкирского называются «ввающиеся», т. е. терпящие зиму или холод: потому что этот род кающихся обречен был переносить все непогоды, сырость, большие болезни и страдания.

В пятом правиле собора Неокесарийского о плачущих сказано: «Из церкве весьма да изринутся». Феодор Вальсамон, Патриарх Антиохийский, объясняя второе правило Дионисия Александрийского, пишет: «Предхрамие (внутренний притвор) есть место второго рода кающихся, называемых слушающими; в нем не позволено стоять людям, которым запрещено входить в церковь и которые должны вне притвора плакать». Следовательно, место плачущих было вне предхрамия или внутреннего притвора. Святитель Григорий чудотворец говорит: «Плакание должно быть вне дверей храма, где стоящему грешнику следует просить верных, входящих в храм, дабы они за него помолились». Без всякого сомнения, святитель Григорий разумеет здесь паперть как внешний притвор, вне храма находящийся. С сим святым согласен Властарь, который (в гл. 6) пишет: «Кающиеся разделяются на четыре разряда: на плачущих, слушающих, припадающих и стоящих с верными. Плачущие суть те, кои стоят за дверью молитвенного храма и от верных, входящих в церковь и исходящих, просят молитвы и прощения своих грехов».

Некоторые думают, что вне внутреннего притвора вместе с плачущими иногда стояли и требующие Крещения. Но другие писатели готовящихся ко Крещению освобождают от этого тяжкого наказания; впрочем, во время наставления в вере они находились вне церкви, как это показано будет ниже (в § 11). Род покаяния, назначенный кающимся, несли и беснующиеся, и это было установлено для того, чтобы смирить гордость вселившегося в них беса, и чтобы службу церковную и слушание слова Божия совершать без всякого смятения и препятствия, в мире и свободе от врага мира и покоя.

 

§5

СЛУШАЮЩИЕ

 

После открытой паперти или внешнего притвора, в котором стояли плачущие, ближе к церкви следует внутренний притвор. Эта часть храма в некоторых церквах, а особенно в обителях, называется трапезою, потому что в ней иноки обедают. Внутренний притвор есть второе место кающихся, т. е. слушающих, об исправлении которых печется Церковь.

Святитель Григорий Чудотворец пишет: «Слушающие должны стоять внутри храма в притворе, и этим грешникам здесь можно стоять только до оглашенных (т. е. до того времени, до которого позволено стоять на Литургии оглашенным), а потом уже выходить оттуда. Слушающий, выслушав чтение и поучение, должен выходить; он недостоин принимать участие в молитвах». То же говорит и Властарь: «Слушающие, стоящие за дверью, в так называемом притворе, по выслушании Божественного Писания и общего учения, должны выходить с оглашенными».

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.


Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ФАКТЫ ||
Монастыри Москвы

    

     Монастыри России – удивительнейшее явление русской жизни. Как морская раковина вбирает в себя шум волн и звучит им, так и монастыри вобрали в себя шумы русской истории и звучат ими века. Монастыри – это и каменная летопись русского зодчества. Возводимые, как правило, в живописных открытых местах, на неприступных береговых кручах и островах, они настолько сливаются с природой, поражая мощью стен и башен, блистающим многоглавием церквей, что трудно даже представить то или иное место без этих сооружений – так они неотделимы от окружающего пейзажа. Незабываемо прекрасен каждый монастырь!
     Основание самых ранних московских монастырей относится к XIII и XIV векам. Когда-то монастыри окружали Москву в качестве оборонительных сооружений. Наиболее значительными были монастыри, поставленные у главных дорог: Спасо-Андроников, Симонов и Новоспасский, Свято-Данилов, Донской, Новодевичий. Эти монастыри-сторожи были значительно крупнее городских, стояли примерно на равном расстоянии друг от друга и ожерельем небольших городов-крепостей окружали Москву. Каждый был виден из соседнего, а все вместе – с колокольни Ивана Великого. Другие же монастыри расположились в центре Москвы: Алексеевский, Андреевский, Варсонофьевский, Вознесенский, Георгиевский, Зачатьевский, Заиконоспасский, Златоустовский, Знаменский, Ивановский, Крутицкий, Покровский, Никитский, Рождественский, Сретенский, Страстной, Высоко-Петровский и Чудов. Многие из них снесены с лица земли, на их месте разбиты парки, построены стадионы, различные здания. Монастыри – это подлинные центры христианской духовности, это школы благочестия и добродетели, здесь особенно глубоко и свободно дышалось православному паломнику, здесь он ощущал особую близость к Небесному и мог получить утешение или наставление и здесь же его встречали земным поклоном.


Источник: http://palomnik.su

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник