ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ ТАИНСТВА ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«ДА НЕ В СУД ИЛИ ВО ОСУЖДЕНИЕ…»

 


 

 

 

По поводу нового проекта Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению» наш корреспондент беседует с протоиереем Владиславом Озеровым, клириком Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

 

– Батюшка, 11-го сентября с. г. на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-портале «Богослов.ру» и в официальном блоге Межсоборного присутствия были опубликованы новые проекты документов, подготовленные комиссиями Межсоборного присутствия для последующего возможного утверждения на предстоящем Архиерейском Соборе. Один из них – «О подготовке ко Святому Причащению» – вызвал в сети интернет острую полемику.

Ознакомились ли Вы с данным проектом? Какое впечатление он на Вас произвел? Как Вы считаете, существует ли вообще необходимость принятия в нашей Церкви документа, касающегося подготовки к Таинству Святого Причащения, и если да, то что, по-Вашему мнению, в нем должно быть отражено?

– Я прочел этот документ на сайте Межсоборного присутствия. Действительно, возник вопрос: а для чего это нужно? Какая в этом необходимость? Есть правила Церкви, сложившиеся веками, и зачем что-то менять? Но в целом документ мне показался достаточно осторожным и выдержанным, со многими его положениями я согласен. В частности – с отраженным в нем отношением ко Святому Причащению, словами святителя Феофана Затворника в пункте «Заключение», в которых подчеркивается, что к этому вопросу нужно подходить очень серьезно и взвешенно и что самое главное – чтобы Причащение было не в осуждение.

 

– А комментарии на портале «Богослов.ру» и на сайте Межсоборного присутствия по поводу этого проекта Вы читали?

– Честно говоря, прочел только несколько откликов, не стал тратить время. Понятно, что существуют определенные силы, которые упорно поднимают вопросы о необходимости каких-то реформ. Я и раньше сталкивался с некоторыми неоднозначными статьями на эту тему, призывами к более частому причащению и отмене – что меня особенно удивляет – необходимых сложившихся правил подготовки к Таинству Причастия. Вы, наверное, об этом и хотели побеседовать?

 

– Да, я хочу обозначить наиболее важные моменты в обсуждаемом документе и попросить Вас их прокомментировать, а также дать оценку откликам некоторых участников интернет-дискуссии.

 

В первом пункте представлен краткий исторический обзор, основная цель которого – утвердить мысль о существовании «разных практик в отношении регулярности причащения» и предпочтительности «древней нормы о причащении за каждой Литургией». В комментариях можно прочесть еще более радикальные высказывания не только о предпочтительности, но буквально об обязательности причащения христианина за каждой Литургией, на которой он присутствует («Причастие неотделимо от Литургии. Молиться на Литургии и не причаститься – это просто неуважение к Богу», «Это все равно что прийти к доктору на двухчасовой прием, а лекарство в конце не выпить» и т. п.).

Как Вы считаете, могут ли современные верующие стремиться к ежелитургийному причащению, если да, то при каких условиях, если нет, то почему? Разделяете ли Вы мнение, что присутствие христианина на Литургии без участия в Таинстве Евхаристии – это некий нонсенс, противоречащий церковным канонам?

 

– Я с этим утверждением категорически не согласен. Тут очевиден протестантский подход – постоянно выискивать какие-то «ошибки». У кого-то такие убеждения, возможно, просто принятое на веру ложное мнение, а у кого-то – проявление стремления подорвать доверие людей к Церкви. Ведь что получается? Что на протяжении многих веков в Русской Православной Церкви отношение ко Святому Причащению было неправильное? Т. е. святость и непогрешимость Церкви нивелируются. Оказывается, Церковь в лице своих святых, старцев, которые нашу нынешнюю традиционную практику принимали и не видели в ней ничего плохого, ошибалась?!

Священники, если служили, всегда обязательно причащались, но своих духовных чад никто из святых последних веков к ежедневному причащению не призывал. Например, преподобный Серафим Саровский, как написано в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», благословлял своих сестричек причащаться в каждый из четырех многодневных постов и в двунадесятые праздники. Есть и множество других свидетельств о том, что наши святые, хотя и говорили о необходимости достаточно частого причащения, но не до такой степени, не на каждой Литургии. Потому что суть заключается не в количестве, а в качестве. Преподобная Мария Египетская причастилась дважды – до того, как ушла в пустыню, и перед самой смертью, и вошла в Царствие Небесное. А многие священники, причащающиеся изо дня в день, идут в ад. Поэтому отношение к Причащению как к некой пилюльке – чем чаще будешь принимать, тем лучше, – абсолютно неверное.

Еще апостол Павел обращал внимание на опасность недостойного причащения: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29). Он говорил и о том, что оттого – от недостойного причащения – многие из вас немощны и больны и немало умирает (Там же, 30). А нам ставят в пример древние времена, первые века христианства, используя протестантский прием. Ведь именно протестанты упрекают Православную Церковь, что, дескать, у вас сейчас много есть такого, чего не существовало в раннехристианской Церкви; в Евангелии и в Посланиях апостолов об этом не написано, это все выдумки человеческие. Но мы-то знаем, что это не так. Церковь развивалась Духом Святым, Духом Святым принимались в ней правила. И поэтому какие-то вещи, которых не было в апостольские времена, тем же Самым Духом были установлены впоследствии. В том числе так были введены – из-за падения нравов среди христиан – более строгие нормы подготовки ко Святому Причащению.

 

– А надо ли все-таки современным мирянам стремиться к такому частому причащению, как в древние времена?

– Никто не отрицает, что Таинство Причащения – это вершина духовной жизни человека, ее важнейшая, необходимейшая часть, по слову Самого Господа Иисуса Христа: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Действительно, мы должны стремиться к более частому причащению, но… Очень важное «но» – чтобы это частое причащение не послужило нам «в суд и во осуждение».

В житийной литературе есть множество примеров на эту тему. Например, блаженная Пелагия Рязанская однажды присутствовала в храме в Великий Четверг. Причащалось 2100 человек, но Господь, как ей было открыто, причастил только 38 из подошедших к Чаше. Значит, остальные причастились во осуждение себе. А преподобный Макарий Александрийский видел духовными очами, что, когда некоторые люди приступали ко Святому Причащению, к ним подходили бесы и вместо Тела Христова давали им горящие уголья. Подобное видение было и преподобному Симеону, Христа ради юродивому, и другим святым. Все это убеждает нас в опасности и пагубности для души недостойного причащения. Вот поэтому, когда нравственное состояние верующих начало ухудшаться, по вдохновению Духа Святаго в Церкви были утверждены правила для более тщательного приготовления к Причащению – как мера, побуждающая человека духовно приподняться, возвыситься до возможности участия в этом великом Таинстве.

Естественно, людям, живущим в миру, обремененным суетными попечениями, очень трудно быть готовыми ко Святому Причащению на каждой Литургии. Поэтому и получается, что нужно приступать к Таинству, выбрав время и подготовившись особым образом, как это установлено в Церкви.

 

– Как раз мы подошли ко второму пункту проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», посвященному практике говения. В этом пункте нет четких указаний на какой-либо необходимый минимум в отношении меры поста и объема молитвенного правила для готовящегося ко Святому Причащению, все это оставляется на усмотрение духовников, которым «следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних». Однако особого внимания заслуживает следующий абзац: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц – одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, – вполне соответствует преданию Церкви».

Как Вы считаете, батюшка, существует ли в действительности необходимый для готовящегося ко Причастию христианина минимум в отношении поста и молитвенного правила? Как Вы благословляете готовиться ко Святому Причащению своих прихожан? Соответствует ли, на Ваш взгляд, норме однодневный пост для причащающихся чаще одного раза в месяц?

– У нас на приходе перед Причащением благословляется поститься три дня. Это и то, кстати, некое послабление, раньше до семи дней положено было говеть. Три дня – это икономия, снисхождение к немощам человеческим. Куда еще дальше? Мы можем так докатиться до уровня папистов. У них, если я не ошибаюсь, человек, не вкушавший пищу всего один час, считается уже готовым к «причащению».

 

Продолжение см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник