ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ ТАИНСТВА ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ДА НЕ В СУД ИЛИ ВО ОСУЖДЕНИЕ…»

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 4


 

Конечно, всегда могут быть исключения. Я в своей священнической практике, исходя из каких-то обстоятельств, из икономии, допускал ко Святому Причащению людей, которые готовились с некоторыми послаблениями. Но общее правило должно верующих подтягивать к более высокой планке. Поэтому у меня возникает вопрос: для чего что-то менять? Существует уже сложившаяся практика. Сказано: готовься так к Причащению. Значит, так и готовься. Если ты хочешь часто причащаться, значит, все равно готовься, напрягай больше духовных сил, предпринимай больший подвиг. Если ты так настроен на духовную жизнь, хочешь постоянно пребывать в Боге, чаще соединяться с Ним в Таинстве Причастия, значит, будь готов и к более возвышенной жизни во всем, в том числе в отношении поста и молитвы.

В наше время всеобщего неблагоговения ко святыням и отсутствия страха Божия в людях особенно важно соблюдать традиционные нормы подготовки ко Святому Причащению. Тут есть даже некая воспитательная мера. Потому что то, что легко дается, теряет свою ценность в глазах человека. Например, какой-нибудь католик может, проходя мимо костела, глянуть на часы: «О! Я целый час уже не ел, значит, могу забежать и причаститься». Но разве такое отношение ко святыне может иметь место в Святой Церкви?! А получается, нас ведут именно к этому, прикрываясь благими намерениями, якобы любовью к людям. Но в действительности это не любовь, это безразличие ко святыне.

Сторонники отмены приготовления ко Святому Причащению ссылаются на нехватку у людей времени и отсутствие возможности готовиться, как положено, вследствие чего, как они говорят, приходится редко причащаться. Но дело тут просто в маловерии и теплохладности этих людей. У человека хватает времени сходить на рыбалку, на охоту, пива с друзьями попить, театр, цирк посетить, кино по телевизору посмотреть, в интернете посидеть… А полтора часа посвятить приготовлению ко Святому Причащению и немножечко изменить свой рацион, вместо скоромной пищи поесть вполне калорийную растительную пищу, тем более сейчас проблем с продуктами нет, – ему сложно. В чем же тут трудность-то? Из-за чего весь сыр-бор? Ну, не верю я, что человек не найдет полтора часа, чтобы помолиться, прочитав все положенные каноны, и что у него никак не хватит сил попоститься три дня. Напрашивается один вывод: значит, для этих людей Причащение не является настолько важным, чтобы они отложили свои житейские заботы ради подобающей к нему подготовки. Выгода, удобство и комфорт – вот новые идолы нашего времени, которым все приносится в жертву, в том числе и церковные правила.

 

– Третий пункт рассматриваемого нами документа посвящен Светлой седмице, составляющей «особый случай в отношении практики говения». По этому предмету, в частности, сказано, что «древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные Литургии всех дней Светлой седмицы. <…> миряне призываются причащаться на Литургиях Светлой седмицы».

Является ли, на Ваш взгляд, нормой ежелитургийное причащение на Светлой седмице? И какой должна быть подготовка к участию в Таинстве для желающих причаститься в Пасхальные дни? В комментариях к проекту внесено также предложение дополнить его следующим утверждением: «Практика причастия без подготовительного поста в дни Светлой седмицы может быть распространена и на Святки, Троицкую седмицу, а также Неделю мытаря и фарисея». Поддерживаете ли Вы это?

 

– Что касается Светлой седмицы – действительно существует древняя общецерковная практика, согласно которой в эти дни благословляется приступать ко Святому Причащению без трехдневного поста. Но вот относительно прочих сплошных седмиц – я не согласен с зачитанным Вами предложением. Светлая седмица – это особое празднество, как бы единый день Пасхи. Но зачем придумывать то, чего не было установлено Святыми Отцами, чего нет в правилах и Предании нашей Церкви?

А по поводу причащения каждый день на сплошных седмицах – я тоже не считаю это необходимым. Почитайте молитвы из Последования ко Святому Причащению, составленные святыми людьми по вдохновению Духа Святаго, – какие там чувства выражаются, с каким страхом и трепетом они умоляли Господа, чтобы Он даровал им Причащение не в осуждение. Зачем умножать свой грех частым причастием, если ты даже один раз в месяц или в полтора месяца не можешь достойно причаститься? Суть не в том, что я не хочу, чтобы люди часто приобщались Святых Таин, а в том, что при нынешнем духовном состоянии, при всевозможных канонических препятствиях они могут начать причащаться себе в осуждение. Таких людей, которые были бы достойны причащения за каждой Литургией, сегодня просто нет или их единицы.

Возможно, те, кто поднимает вопрос о частом причащении, отталкиваются от другой крайности – когда до революции в России часть населения причащалась раз в году, в виду особого государственного указа. Это было свидетельством духовной деградации, теплохладности и маловерия людей, не чувствовавших необходимости принятия Святых Таин. Но ведь эта крайность не должна толкать в другую – к сверхчастому причащению. Понятно, что причащаться раз в год – маловато, что нужно стараться приступать ко святой Чаше в посты, на какие-то великие праздники, может, и кроме этого…

 

– Батюшка, Вы упомянули о другой крайности – очень редком причащении из-за равнодушия к вере и Таинствам Церкви. Действительно, в конце XIX – начале XX века духовное состояние многих людей в России оставляло желать лучшего, иначе и не произошла бы революция и последующие за ней трагические события. Но дело в том, что в проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению» присутствует нелогичная, по моему мнению, причинно-следственная связь: что якобы именно из-за строгих правил подготовки ко Святому Причащению многие люди стали причащаться редко. А некоторые комментаторы довели эту связь до абсурда, убеждая, что строгие правила подготовки к Таинству Причастия стали причиной революции. Как Вы можете прокомментировать такую точку зрения?

– Как можно комментировать абсурд? Понятно, что истинная причина – это охлаждение к вере. Потому что правила подготовки, и мы уже об этом говорили, по большому счету не требуют чего-то непосильного. Ради денег или получения какой-то выгоды в этом земном мире люди готовы потратить множество сил, пролить пот, даже здоровья не жалеют. А когда дело касается Причащения, то попоститься несколько дней и прочитать правило оказывается чем-то сверхтрудным.

Пожалуйста, если желаете, причащайтесь чаще. У нас на приходе, кстати, некоторые прихожане приобщаются достаточно часто, раз в две или три недели, соблюдая при этом все необходимые правила. Все это выполнимо, вполне естественно и становится для человека привычным, когда он начинает жить в таком режиме. Но главное – сохранить благоговение. Частое причащение без потери благоговения далеко не каждому под силу. Особенно у священства остро стоит эта проблема – с благоговейным отношением ко святыням, к алтарю, в котором постоянно находишься. Человек быстро ко всему привыкает. Поэтому я убежден: лучше раз в месяц причаститься, но приступить к Таинству в благоговении и страхе, обливаясь слезами покаяния, чем четыре раза в месяц, но уже не испытывая этих чувств. Если сосуд закупоренный – туда хоть сколько воды наливай, он все равно останется пустым. Если душа человека закупорена грехами, если в ней нет искренней раскаянности, – ты хоть сколько его причащай, он все равно благодать Божию не воспримет, она в него просто не войдет. Или другой пример: в дуршлаг сколько угодно воды лей – она тут же вытечет. А если сосуд способен сохранить благодать, то один раз наполнишь его и он будет исполнен ею долгое время. Таким образом, все сводится к тому, насколько душа готова и способна принять это великое Таинство.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

Окончание см. в след. номере

 

 

ОПРОС ||
О подготовке ко Святому Причащению

    


     1. Существует ли, по Вашему мнению, необходимость принятия в нашей Церкви документа, касающегося подготовки к Таинству Святого Причащения?
     да – 27 %; нет – 73 %

 

     2. Разделяете ли Вы мнение, что присутствие христианина на Литургии без участия в Таинстве Евхаристии – это некий нонсенс, противоречащий церковным канонам?
     нет – 100 %

 

     3. Соответствует ли, на Ваш взгляд, норме однодневный пост для причащающихся чаще одного раза в месяц?
     да – 2 %; нет – 98 %

 

     4. Согласны ли Вы, что в наше время всеобщего неблагоговения ко святыням и отсутствия страха Божия в людях особенно важно соблюдать традиционные нормы подготовки ко Святому Причащению?
     да – 100 %


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник