ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Оставим малодушие и уныние

 

 

Бывают с нами несчастья, в которых мы можем еще, по-видимому, найти помощь или утешение от людей; но случаются и такие, помочь или утешить в которых люди вовсе безсильны. В этих последних несчастьях вместо того, чтобы обратиться с молитвою за помощью к Богу и на Него, как всемогущего, возложить всю надежду, мы нередко предаемся совершенному малодушию и, как говорится, совсем опускаем руки. От этого нередко и происходит то, что многие из нас без веры и упования на Бога от малодушия переходят к отчаянию и погибают.

А между тем разве есть горе, в котором бы Господь не мог утешить нас? Или у Него мало любви и сострадания? Или Он не видит наших бед и скорбей? О Его всемогуществе и всеведении нечего и говорить, а что есть у Него любовь и сострадание к бедствующим, видно из того, что Он Сам призывает их к Себе и обещает им Свою помощь. «Призови Мя, – говорит, – в день скорби твоея и услышу тя» (см.: Пс. 49, 15). Поэтому люди праведные в несчастьях поступают не как мы: они пребывают в уповании на Бога непоколебимыми как скала, и упование не посрамляет их; Господь неожиданно прелагает печаль их на радость и скорбь на веселие.

Святой великомученик Евстафий представляет нам в этом отношении разительный пример. Он был римским воеводою, имел огромное богатство, множество рабов, был славен и знаменит. Но вот горе за горем, беда за бедой начинают преследовать его. Прежде всего дом его посетила смерть; затем пришли недобрые люди, ограбили его, и он сделался нищим и безпомощным скитальцем. Добрую и благочестивую жену отнял у него разбойник; двоих сыновей унесли дикие звери, и Евстафий остался один со своим горем. Что могло быть ужаснее его положения? Но он не потерялся в нем. «Плачу бо яко человек, Господи, – говорил он, – но о Тебе, Промыслителе моем и Строителе пути моего, утверждаюся и на Тебе надеюся, и Твоею любовью, якоже хладною росою, и Твоим желанием, аки сладостью, горесть бед моих услаждаю». Таким образом, не имея уже ничего на земле, он весь устремился к Богу, и Господь утешил его. Пришло время, и он сделался еще более богатым и знатным; нашел чудесно спасшихся жену и детей, а впоследствии обрел такую благодать и милость от Господа, что сподобился венца мученического.

Не будем же изнемогать в несчастьях, оставим малодушие и уныние, и исцеление от смертной тоски не будем искать в каких-нибудь нелепых, иногда суеверных средствах. Но когда томительная скорбь отяготит душу нашу, то скорее в слезной молитве повергнемся пред Господом, откроем скорбь свою и печаль свою Ему возвестим. Он милосерд, и потому или пошлет нам Свою благодатную силу, которая даст душе нашей терпение и великодушие, или и от всех бед и скорбей совершенно избавит.

 

Протоиерей Виктор ГУРЬЕВ
Пролог в поучениях. М., 1912.

 

 

 

 

«Я – христианин!»

 

В давние времена на Русскую землю напали татары. Они разорили храмы и сожгли города, а жителей перебили или пленили. Тех же, кто успел бежать, а потом возвратился, татары оставили жить на своих местах, но обложили данью. Князья, которые не погибли, получили позволение княжить в своих городах. Они приезжали в Орду к татарскому хану, кланялись ему и возвращались домой.

Татары не верили в Единого Бога, а были язычниками. Они почитали за богов солнце и огонь и даже идолов, которых делали сами. Поэтому и русских князей заставляли поклоняться идолам, а потом уже вели к хану.

Михаил был князем Черниговским, а Феодор – его боярином и близким другом. Когда Михаила призвали в Орду на поклонение хану, он взял с собой и Феодора. Они твердо решили умереть, но не почтить идолов. Священник Иоанн, их духовный отец, причастил их Святых Таин Тела и Крови Христовых и благословил на подвиг.

Когда Михаил и Феодор явились в Орду, им велели воздать поклонение идолам, но Михаил отвечал: «Я – христианин, исповедую Творца неба и земли, твердо в Него верую и радостно умру за Него». То же говорил и Феодор. Когда хану рассказали об этом, он разгневался и велел их избить и убить. Долго мучили Михаила и Феодора, а потом отрубили им головы.

Тела страдальцев бросили на съедение хищникам, но Бог сохранил их, и звери не тронули мученических мощей. Тогда христиане их тайно похоронили, а души святых Михаила и Феодора отошли к Вечно Живому в Троице Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

 

Православное семейное
чтение. М., 1999.

 

 

 

 

18 сентября / 1 октября. Вторник.

Преп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление в 1698 г.). Преп. Илариона Оптинского (1873). Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч. Сергия (1937). Мц. Ариадны (II). Мцц. Софии и Ирины (III). Мчч. Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660) (Груз.). Мч. Кастора. Молченской (1405), именуемой «Целительница» (XVIII), и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

 

19 сентября / 2 октября. Среда.

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. Преп. Алексия Зосимовского (1928). Сщмч. Константина и с ним двух мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938). Мч. Зосимы пустынника (IV). Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

 

20 сентября / 3 октября. Четверг.

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад его Агапия и Феописта (ок. 118). Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Сщмчч. Феоктиста и Александра пресвитеров (1937). Преп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор Брянских святых.

 

21 сентября / 4 октября. Пятница.

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918). Прмч. Маврикия и с ним мчч. Василия и Владимира (1937). Сщмчч. Валентина, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1942). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730–735). Преп. Даниила Шужгорского (XVI). Преп. Иосифа Заоникиевского (1612). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска.

 

22 сентября / 5 октября. Суббота.

Прор. Ионы (VIII в. до Р.Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Преп. Ионы пресвитера (IX), отца свв. Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915). Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1930). Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Сщмч. Феодосия Бразского (1694) (Рум.). Преп. Ионы Яшезерского (1589–1592). Преп. Макария Жабынского, Белевского чудотв. (1623). Собор Тульских святых.

 

23 сентября / 6 октября. Неделя 15-я по Пятидесятнице.

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). Препп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX). Словенской иконы Божией Матери (1635).

 

24 сентября / 7 октября. Понедельник. Седмица 16-я по Пятидесятнице.

Первомц. равноап. Феклы (I). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Сщмч. Никандра пресвитера (1939). Преп. Коприя (530). Св. Владислава Сербского (1239). Преп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Мирожской иконы Божией Матери (1198).

 

25 сентября / 8 октября. Вторник.

Преп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление преп. Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца (1392). Св. Николая исп., пресвитера (1941). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1595). Преп. Досифеи, затворницы Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

 

26 сентября / 9 октября. Среда.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нач. II в.). Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (прославление в 1989 г.). Сщмч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая (1937). Сщмч. Владимира пресвитера (1939). Преп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492).

 

27 сентября / 10 октября. Четверг.

Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Преп. Савватия Соловецкого (1435). Сщмч. Петра, митрополита Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918); сщмчч. Германа, еп. Вольского, и Михаила пресвитера (1919); сщмч. Феодора пресвитера (1937). Aпп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (284–305). Преп. Игнатия (963–975).

 

28 сентября / 11 октября. Пятница.

Преп. Харитона Исповедника (ок. 350). Препп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия Радонежского (ок. 1337). Мц. Анны (1925). Прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937); прмц. Татианы (1942). Прор. Варуха (VI в. до Р.Х.). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преп. Антония) почивающих. Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935). Преп. Харитона Сянжемского (1509). Преп. Иродиона Илоезерского (1541).

 

29 сентября / 12 октября. Суббота.

Преп. Кириака отшельника (556). Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преп. Феофана Милостивого.

 

30 сентября / 13 октября. Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335). Преп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Сщмч. Прокопия, пресв. (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937). Сщмч. Леонида пресв. (1938). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти св. дев (нач. IV в.).

 

1 / 14 октября. Понедельник. Седмица 17-я по Пятидесятнице.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

Ап. от 70-ти Анании (I). Преп. Романа Сладкопевца (VI). Преп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461). Сщмч. Алексия пресв. (1918); сщмч. Михаила пресв. (1920). Сщмчч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна (1937); прмч. Феодора (1940). Мч. Домнина Солунского (IV). Прмч. Михаила, иг. Зовийского, и с ним 36-ти прмчч. (780–790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой, Барской икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник