ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Русская мозаика

 


 

 

РУССКАЯ МОЗАИКА

 

1. СТРЕМЛЕНИЕ

 

В этой стране – вся моя грусть. Страницы старых книг, буквы «ять» и «фита», фотографии Государя и его Семьи. Обломки после кораблекрушения на морском берегу. Можно многое изменить, многое перестроить, но можно ли вернуть ту страну, сказочную и несбывшуюся Россию?

Вся боль моя – в этой стране. Говорят, что она догорела, как костер. Было время, и она согревала многих. А ныне – чуть тлеющие угли, и вот я протягиваю к ним руки. Похоже – я начитался Шульгина. Когда я вижу лики святых и мастеровых, Царей и полководцев, Великих Княжон и Наследника-Цесаревича, мне делается больно за Россию. Та пагуба, что вновь постигает нас, заслужена нами сполна. Ведь Россия – не просто страна. Это олицетворенная крестная идея любви и мира, а мы так бездарно предаем ее на разграбление.

Я весь там, далеко. Я родился в веке девятнадцатом, теперь уже благословенном, но при этом сохранил «память о будущем» до сего дня. Знал, что впереди Ленин, Свердлов, Троцкий, Сталин и многие-многие другие. И умер 2 (15) марта 1917 года. Смерть и жизнь – во власти языка… (Притч. 18, 22).

 

2. «И ОТКУДА МНЕ СИЕ…»

 

Мой дом – моя крепость. Моя комната – моя Россия. Иконы в восточном «красном» углу. На стене портрет дочери, фотография родителей, картины добрых моих знакомых. И книги, книги, книги… Вся великая русская история торжественно и церемонно проходит перед глазами, величайшие духовные сокровища открываются нищему наследнику.

Кремль и Грановитая палата, храмы Василия Блаженного и Покрова на Нерли. Рублев и Венецианов, Гоголь и Достоевский, преподобный Серафим Саровский и отец Алексий Мечев. Гремит стихира шестого гласа: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…», звучат стихи русских поэтов. Россия моя! Тебе, родившейся в незапамятные века и прошедшей «путем зерна», стоять вечно. И если когда-нибудь погаснет моя безсонная настольная лампа, то вместо нее вспыхнет заветная свеча с двенадцати Евангелий. Кто я, и что жизнь моя…? (1 Цар. 18, 18).

 

3. МЫ ЕЩЕ ЖИВЫ

 

Но мы еще живы. Если отец гордился званием русского офицера, если он был награжден за Сталинград орденом, медалью и обмороженными на обеих ногах пальцами, то мне просто стыдно сдаваться. Слишком часто нам бывает необходимо отступать до Волги, чтобы там объявить, что дальше для нас земли нет! Теперь нас гонят отовсюду, и даже в Москве мы лишь в гостях у «наших плюралистов». Все разрушил враг во святилище (Пс. 73, 3) и грозит превратить нас в народ без земли, если уж не удается пока сделать нас народом в земле. Да, мы еще живы. Ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир. 2, 5). Мы живы, ибо не смерть восхваляет Тебя (Ис. 38, 18).

 

4. ПРИТЧА О ВЫБОРЕ

 

Поблескивая на солнце медью и ведя в поводу усталого коня (воистину «где опустишь ты копыта?»), всадник оказался на распутье дорог. На замшелом валуне славянской вязью читались слова:

«Налево поедешь – все свое потеряешь, а чужим богатством богат будешь.

Направо поедешь – возвратишься туда, откуда насилу выбрался.

Прямо поедешь – со змеем сразишься».

Задумался всадник. До чужого добра, богатства – ни зависти, ни охоты, а пуще жаль своего. В болото, куда провалился на долгие годы и едва коня не сгубил, подавно не заманишь. Со змеем сражаться – сил хватит ли? Так и стоял он в нерешительности.

Неожиданно все решил конь. Тряхнув головой, не спеша, но уверенно, двинулся он вперед. Увлекая всадника, натянулся повод. Выбор был сделан.

Всадник вскочил в седло, поправил оружие. Они поехали прямо, где их ждала судьба. Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло (Втор. 30, 15).

 

РУССКИЕ АНТИФОНЫ

 

Антифон – в буквальном
переводе с греческого
«противогласие»

 

1. О ТЕПЛОХЛАДНОСТИ

 

«…И ненавидети ми злых настави мя, молюся ти». Так, обращаясь к своему Ангелу Хранителю, православный человек просит о даре ненависти.

Должно ли коробить такое Православие? Или все мы настолько привыкли к сладкому розовому сиропу? Тогда оглянись же вокруг, русский мой человек, и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр. 3, 18).

Отчего мы проиграли в XX веке столько войн, отчего так легко приспособились к жизни на земле, оккупированной врагами нашего Бога?

Вопросы эти важны как никогда, ведь мы теперь должны снова выйти на войну, и войну последнюю. Выйти одни против них всех. Выйти, имея измену у себя за спиной, в самой столице. Эта война – последний наш шанс спасти свою честь, честь народа и честь страны. Ибо страна, носившая имя Святой Руси и переставшая ею быть, не имеет права на существование.

Неужто мы забыли, что верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10)? Не сохранивший земную святыню – Родину, достоин ли Небесного Царства? Хуже того, неверный в главном, равнодушный к попранию веры Православной, предавший Царя ритуальным палачам, достоин ли Отечества? Не умеющий ненавидеть, достоин ли Любви?

Самым исчерпывающим и честным ответом на эти вопросы (говорю хотя бы о себе) была бы внутренняя готовность встать (из-за удобного письменного стола с уютной настольной лампой) и уйти в заснеженные окопы вслед за Русским Вождем.

Что же мешает этому? …Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 15–16). Теплохладность. Это болезнь духа, поразившая многих, если не всех, вряд ли дерзнет сказать о себе, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), ни за что не осмелится открыто выступить против сатанинского сборища, губящего землю (см.: Откр. 2, 9; 11, 18).

Оставим же ее и помолимся. Помолимся о ненависти к злым.

Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полной ненавистью ненавижу их: враги они мне (Пс. 138, 21–22).

 

2. О МНОГОМ

 

Но вот уже иссякает кредит, исполняются все отпущенные сроки, а достойные плоды покаяния (Лк. 3, 8) так нами до сих пор и не принесены. Мы почти столетие водимы по греховной пустыне богоотступничества и цареубийства, в мирно отходящих ко Господу православных старушках неумолимо утрачиваем свою последнюю церковность, а на смену им приходят все новые слепорожденные люди, люди глубоко не свободные, часто расслабленные до состояния биомассы.

И все же помилуй, Господи, помилуй и спаси горькую землю нашу, не ради нас, до безполезности черствых, но ради тех неповинных русских младенцев, «во общенуждии страждущих», ради младенцев, «иже не познаша десницы своея и щуйцы своея», чьи уста когда-нибудь возглаголят спасительную русскую истину. Ради чистоты детских глаз, чистоты детских душ и сердец, доверчиво и незамутненно обращающихся к Чаше Твоей, Господи!

И с мыслями о детях наших, с надеждою о них читаю я слова Твои, Господи: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). И потому так настойчива молитва к Тебе, Господи, что сказано Тобою: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Там же. 19, 14).

А в ином месте сказано: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Там же. 18, 3–6).

Буди, буди сие по слову Твоему, Господи! Да не останутся без покрова и защиты дети наши, которых с болью в сердце оставляем мы, уходя навстречу завтрашнему дню и войне, не сегодня и не нами начатой.

Помогай же вам Господь, деточки! И да будет на все святая воля Его.

 

НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Все написанное предшествовало и сопутствовало трагическому событию, ушедшему теперь в прошлое, – расстрелу «Белого Дома» 4-го октября 1993 года.

Газеты «Республика» и «Советская Белоруссия» поместили тогда заметки о совершении в Минском кафедральном соборе панихиды «по православным христианам, невинно убиенным и погибшим за Отечество во дни смуты во граде Москве».

Эту памятную панихиду довелось отслужить мне, грешному.

И будет у вас кровь знамением на домах <…>, и да будет вам день сей памятен (Исх. 12, 13–14).

 

Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского
г. Минска

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник