ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 


ОСНОВАНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ НОСИТ ЯВНО БОГООТСТУПНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
ЧЕРЕЗ ЯКОБЫ МАЛЫЕ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ИСТИНЫ ОН ВЕДЕТ К
ОТСТУПЛЕНИЯМ БОЛЕЕ СТРАШНЫМ. ВЫНУЖДАЯ ПРАВОСЛАВНУЮ
ЦЕРКОВЬ КАЯТЬСЯ НАРЯДУ С ИНОСЛАВНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, ВСЦ
ОБВИНЯЕТ ЕЕ В ГРЕХАХ И ЗАБЛУЖДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ОНА НЕ МОЖЕТ
ИМЕТЬ, И ТЕМ САМЫМ ОТРИЦАЕТ ЕЕ СВОЙСТВО «СТОЛПА И
УТВЕРЖДЕНИЯ ИСТИНЫ»

 

В) ЭКУМЕНИСТЫ ТРЕБУЮТ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ ПОКАЯНИЯ НАРЯДУ С ИНОСЛАВНЫМИ
ОБЩНОСТЯМИ ЗА «РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ»

 

Уже давно посредством экуменической прессы распространяется ложная мысль, что все церкви, в том числе и Православная, должны «покаяться в разделении церквей». На первый взгляд, эта мысль кажется многим людям прекрасной, евангельской и возвышенной: она якобы внушает смирение и ведет к покаянию. Но давайте посмотрим, в чем истинная сущность такого требования.

До сих пор лишь инославные теологи требовали от Православной Церкви покаяния в грехе разделения христиан наряду с другими «церквями» (см. напр., Фр. Либ. Православие и протестантизм // Путь. № 16. Париж, 1929. С. 80), на что православные богословы всегда энергично возражали, как это видно и в Эванстонской декларации, где, в частности, написано: «Доклад секции (по богословским вопросам – примеч. авт.) исходит из предположения, что Церковь должна идти к единению путем покаяния. Мы признаем, что в жизни и в свидетельстве верующих христиан были и еще существуют несовершенства и несостоятельность, но мы отказываемся допустить, что Церковь, которая есть Тело Христово и хранительница Богооткровенной истины, может быть умалена человеческой греховностью. Потому мы не можем говорить о покаянии Церкви, т. к. по самой своей сущности она свята и непогрешима. Ибо „Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна“ (Еф. 5, 25–27). Таким образом, Господь, Единый и Святой, создал навеки Свою Церковь Святой и возложил на нее миссию освящать людей. Святость Церкви не опорочивается грехами и ошибками ее членов. Они не в состоянии умалить и истощить неисчерпаемую святость Божественной жизни, изливаемой Главою Церкви на все ее тело» (К. З. Исторический путь экуменизма // Вестник русского западно-европейского Патриаршего Экзархата. 1955. № 23. С. 219).

Эти слова были написаны в 1954 году. Сегодня подобные высказывания со стороны православных участников экуменического движения уже немыслимы. За короткое время ВСЦ (экуменическая организация «Всемирный совет церквей» – примеч. ред.) успел так обработать умы «православных» экуменистов, что один из них – Никос Ниссиотис – уже без стеснения, открыто (да еще от имени Православной Церкви!) заявляет: «Двустороннее и искреннее покаяние является необходимой предпосылкой для диалога по догматическим вопросам между разделенными христианами» (Nissiotis N. Uber die eine Okumenische Bewegung // Okumenische Rundschau. Heft 3. Stuttgart,1969. S. 369).

Но что такое покаяние – metanoia? Оно означает перемену мыслей. Мысли же Христовой Церкви зафиксированы в ее догматах и канонах. Может ли она изменить свои догматические формулировки и канонические постановления, оставшись при этом Православной? Разумеется, нет. Ибо, изменяя их, она изменила бы своему предназначению. Ведь Церковь основана Господом Иисусом Христом как единственная в этом мире крепкая опора истины для жаждущих спасения. Требовать от Церкви покаяния, т. е. изменения, означает требовать уничтожения маяка Богооткровенной истины, указывающего нам путь спасения.

Но в этом требовании кроются и другие кощунственные нелепости. Требующие от Православной Церкви «покаяния» наряду со всеми другими «церквами» допускают, что уже не существует Церкви, оставшейся верной Христу и сохранившей полноту неповрежденной истины. Таким образом они бросают Христу дерзкий упрек, что Он якобы напрасно обетовал, что основанная Им Церковь пребудет непоколебимой перед попытками ада одолеть ее (см.: Мф. 16, 18). Если следовать их логике, получается, что ошибся и святой апостол Павел, назвав Церковь «столпом и утверждением Истины» (см.: 1 Тим. 3, 15).

Призыв к покаянию прекрасен, когда он уместен, когда покаяние приносится православным христианином за свои личные грехи, а не от лица всей Православной Церкви. Мы, грешные члены Святой Православной Церкви, должны глубоко каяться в своих нравственных грехах и согрешениях против веры и догматов Церкви. Мы должны непрестанно очищаться, стремиться к святости и непорочности, к познанию истины и ко спасению (см.: Там же. 2, 4), для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4, 12–14). Именно такое покаяние необходимо, т. к. оно избавляет нас и от нравственных грехов, и от догматических заблуждений и ведет к святости, основа которой – правильная нравственность, зиждущаяся на непогрешимой догматике.

Но требовать покаяния от Церкви, которая сама принимает покаяние грешников, омывает их данной ей от Бога благодатью и спасает хранимой в ней истиной, – кощунственно. Идея о покаянии Церкви имеет лукавую цель – заставить верующих усомниться в ее благодатном призвании. Для достижения этой цели в экуменических протестантских кругах используется хитрое выражение «конфессиональная гордыня» (см. Речь д-ра Юджина Блейка, генерального секретаря ВСЦ, на 25-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Утрехте // ЖМП. 1972. № 11. С. 55), явно направленное против православных. Но можно ли говорить о «конфессиональной гордыне» у православных христиан? Нет, это лишь радость и благодарность Промыслу Божию, что мы родились от православных родителей, на православной земле, а не «конфессиональная гордыня». Ибо Православная истина, которую мы исповедуем, дана нам для смирения и спасения, а не для того, чтобы мы возгордились ею и через это погибли. Она освящает нас (см.: Ин. 17, 17), если мы живем по ней, но она же нас и осудит, если мы не исповедуем ее и не живем сообразно с ее высокими требованиями.

Согласно Святым Отцам, автор всякой ереси – диавол. Он разделил человеческий род с помощью тысяч мудрований и ересей (см.: Св. Феодор Студит. Огласительные поучения. М., 1872. С. 265). Этот диавол, который на протяжении веков посредством еретических разделений не смог уничтожить Православную Христову Церковь, в наши дни облечен в одежду внешнего благочестия, обезпокоен будущим мира и порицает созданные им же самим разделения. С помощью экуменизма он пытается объединить всех – еретиков и православных – на основе заблуждений и втянуть Православную Церковь в свое обольщение. Именно он побуждает всех «каяться».

Но может ли диавол учить покаянию? А если учит, то с какой целью? Господь наш Иисус Христос через истинное покаяние хочет избавить нас от греха, а диавол посредством ложного «покаяния» пытается ввести в грех православных верующих. Ибо если от лица истинной Церкви – святой и непогрешимой – они начнут «каяться» в разделении христиан, это будет означать, что православные сожалеют, что до сих пор защищали Истину, принесшую на землю разделение и меч (см.: Мф. 10, 34; Лк. 12, 51) между теми, кто принимает Ее, и теми, кто Ее отрицает. Это значит также, что Церкви надо искать вместе с прочими «кающимися» общностями некую новую «истину» – объединяющую, а не разделяющую, находящуюся вне вероучительных определений Семи Вселенских Соборов, положивших разделение между истиной и ложью.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Перевод с болгарского языка

Печатается с сокращениями

Публикуется по изданию:
СПб., 1992. Текст сверен
с изданием: София, 1998;
исправлен и дополнен редакцией
«Православного Креста»

 

Продолжение следует

 

 

СТАТИСТИКА ||
«Заповеди Божии есть Жизнь Вечная»

    


     Более 80% итальянцев не могут назвать все десять заповедей Божиих, составляющих основу христианской этики. Как показало исследование, опубликованное в конце августа с. г. институтом по изучению общественного мнения «Gfk Eurisko», 41% вспомнили формулировку только одной заповеди; 17,2% не в состоянии сделать и этого. Кроме того, около 20% итальянцев считают автором Евангелий Иисуса Христа. 84% не смогли перечислить в правильном хронологическом порядке имена Ной, Авраам, Моисей и Иисус.
     Между тем, согласно опросам разных исследовательских институтов («Eurobarometer», «Eurispes»), от 74% до почти 90% жителей Италии верят в Бога. Опрос «Eurispes» утверждает, что 87,8% населения считают себя католиками, из них 36,8% – практикующими. При этом мессу каждое воскресенье посещают 30,8% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет, и 22,4% и 28,5% респондентов, принадлежащих к возрастным группам 25–34 и 35–44 лет соответственно.
     Согласно учению Православной Церкви, для спасения души человеку нужно иметь правую веру и стремиться к исполнению Заповедей Божиих. Святитель Филарет Московский писал: «Учители церковные различают два вида спасительного учения: догматы и заповеди. Догмат есть Богом открытая истина, которой мы должны веровать для нашего спасения. Заповедь есть Богом данное повеление или правило, которое мы должны исполнять для нашего спасения». Следует помнить, что «Заповеди Божии есть Жизнь Вечная» (преп. авва Исаия) и потому «Заповеди Божии выше всех сокровищ мира» (преп. Исаак Сирин).

 

Максим БОЙКО,
по материалам СМИ


 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник