ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


Принадлежности пострига в мантию

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 17:

ПОСЛЕДОВАНИЕ «В ОДЕЯНИЕ
РЯСЫ И КАМИЛАВКИ»

 

§ 1

МОНАХИ РАЗДЕЛЯЮТСЯ
НА ТРИ ЧИНА

 

«В одеяние». Монахи по одному наружному своему виду или одеянию разделяются на новоначальных, малосхимников и великосхимников. Такое разделение достойно похвалы: ибо конец совершенства, до которого иноки восходят опытами благочестия, достигается тремя степенями, – т. е. начинающих, совершенных и совершеннейших.

Новоначальные, по своему имени, поставляют себя в числе начинающих; малосхимники, превзошедши новоначальных, преуспевают в исполнении добродетелей всякого рода, и потому суть совершенные; из них состоит большая часть монашествующих; а великосхимники, как пребывающие в ангельском жительстве, стараются достигнуть самой высокой степени совершенства подвигами богомыслия и продолжением строжайшей жизни, и потому суть совершеннейшие. Первые из них, в обыкновенных разговорах, именуются простыми монахами, а третьи – схимниками.

 

§ 2

РЯСА МОНАШЕСКАЯ

 

«Рясы». Ряса, по-гречески rаsa или rachos, значит одежда презренная, опущенная, нестянутая и неопоясываемая; происходит от глагола rasso – «растерзываю», «сморщиваю». Отсюда монахи первой степени в некоторых местах называются rasophoroi – «рясоносители» и rachendytai – «одеянные в рясу» (rasoforein и rachoforein имеют одно значение). Почему и священническая верхняя одежда, как опущенная, нестянутая и неопоясываемая, есть ряса.

 

§ 3

МОНАШЕСКИЙ ЧИН ЕСТЬ ЧИН АНГЕЛЬСКИЙ

 

«Во ангельском сем жительстве». Все три степени монахов называются именем ангельского жительства.

Святитель Афанасий Великий в письме к Аммону говорит: «Два суть чина и состояния в жизни: одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое».

Святитель Василий Великий в слове о подвигах иноческих (лист 164): «Ты же небесных жительств любителю, ангельского жития купец» и проч.

Вальсамон на послание Василия в Амфилохию: «Должно опасаться, чтобы кто, приняв ангельское житие поневоле, не обратил в посмеяние сего страшного и святого образа».

 

§ 4

КАМИЛАВКА

 

«И камилавки». Камилавка (по-греч. chamilаfchion) происходит от chavma – «жар непомерный» и elafno – «укрощаю» – и есть шапка, укрощающая жар или защищающая от жара. Некоторые, напротив, производят слово сие от chаmilos – «верблюд» и afchin – «шея»; по сему словопроизводству камилавка есть шапка, свалянная из верблюжьей шерсти или волос и простирающаяся до шеи, – отчего иные и всякую шапку камлотовую, т. е. свалянную из шерсти, именуют камилавкою.

Вышеозначенная ряса и эта камилавка, как предварительные образы последующей малой схимы, собственно даются новоначальным и вступающим в искус для достижения малой схимы.

 

ГЛАВА 18:

ПОСЛЕДОВАНИЕ МАЛОЙ
СХИМЫ, СИРЕЧЬ МАНТИИ

 

§ 1

МОНАХИ ПО СВОИМ ЧИНАМ
ИМЕЮТ ОСОБЕННЫЕ ОДЕЖДЫ

 

«Малая схима». Для трех степеней монашеской жизни имеются троякие и особенные, т. е. отличительные, одежды, из которых каждая присвояется монаху с особенным последованием молитв и обрядов. Так, новоначальным монахам дается ряса и камилавка; монахам совершенным – мантия; достигшим высшей степени монашества, или монахам совершеннейшим, присвояется куколь и аналав.

 

§ 2

СХИМА

 

«Схима». Схима есть образ, или одеяние двух последних степеней монашеских.

 

§ 3

 

«По еже ударити в малое». «Ударити в малое», т. е. било; об этом показано будет ниже (гл. 21, § 3).

 

§ 4

МОНАХ СТОИТ
ПРЕД ЦАРСКИМИ ВРАТАМИ

 

 

«Стоит пред царскими враты не опоясан, не обувен и откровенен». «Стоит пред царскими враты», т. е. пред средними западными дверями, ведущими из притвора в храм; ибо и эти средние двери и врата называются царскими по отношению их к боковым дверям храма (о сем показано в 1 части, гл. 10). Поелику монашеский образ есть знак покаяния, то вступающий в него, в виде кающегося, стоит в притворе как в месте, определенном для покаяния.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 267) говорит: «А сам себя удаляя от мира, [монах] приносится подобно дару, и стоит пред дверьми, как еще не принадлежащий к ангелам и людям равноангельным, но как кающийся стоит пред раем и небом, умоляя о входе. И когда начнется священное таиноводство (Литургия), тогда после первого входа во святое, который указывает на приведение нашего естества к горнему миру, приводится и он как обретенное овча погибшее, воспринятое и принесенное на раменах обретшего его Господа. Посему он – и обнажен от мирских одежд, бос и непокровен. Первое – потому, что он отверг все излишнее и мирское; а второе – потому, что он беден и нищ, как лишенный богатства разбойниками, страшно избитый и израненный, оставленный нагим и лежащий полумертвым».

 

§ 5

В ТРЕХ МЕСТАХ
ТВОРИТ КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЯ

 

«Творя в трех местах коленопреклонения». В трех местах творит коленопреклонения: 1) пройдя средние, западные или царские двери; 2) в средине храма и 3) пред святыми дверями, т. е. пред алтарем.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 269) говорит: «И приводимый припадает трижды, в честь Троицы, и три раза восстает; приблизившись к священным дверям, как к Небу, он припадает пред настоятелем, как пред Отцом Небесным, и ласково приемлется им, как сын заблудший, возвратившийся из далеких стран. Потом он припадает к братиям, как к старейшему сыну, испрашивая прощение и умоляя не гневаться на него за то, что он оскорбил их своею безсловесною жизнию. Затем вместе с ними он обращается к Отцу Небесному».

 

§ 6

ПОСТРИГАЕТСЯ

У ЦАРСКИХ ДВЕРЕЙ

 

«Даже до святых дверей». Постригаемый творит коленопреклонение «даже до святых дверей», т. е. до святых царских дверей, – ибо монахи, по свидетельству 45-го правила Шестого Вселенского Собора, постригаются у алтаря.

 

§ 7

ЛЮДИ РАЗДЕЛЯЮТСЯ
НА ТРИ ЧИНА

 

«Что пришел еси, брате?» Древнее объяснение сего вопроса со стороны настоятеля и ответа на оный от вступающего в чин монашеский находим у святого Дионисия (стр. 111): «Священник, пришедши к совершаемому, сперва вопрошает его: отрицается ли он от всех страстей и благ мирских, т. е. не только от жизни мирской, но и от самого воображения оной. Потом изображает ему совершеннейшую жизнь, свидетельствуя, что среднюю жизнь ему должно превзойти святостию». Прежде этого святой Дионисий разделяет всех людей на три чина, т. е. на оглашенных, верных и священных; посему и говорит, что среднюю, т. е. общественную жизнь верных, ему должно превзойти.

 

§ 8

МОНАШЕСКИЙ ЧИН
ЕСТЬ ПОСТНИЧЕСКИЙ

 

«Желая жития постническаго». Монахи у святого Дионисия (стр. 110) и у других древних писателей называются «ферапевтами», т. е. врачами и служителями (о чем пространнее изображено у Кедрина в 1 столет., лист 19). А у Святых Отцов: Афанасия, Василия, Епифания и др., по многоразличной борьбе их духа с плотию, они наименованы «постниками». Почему и образ жизни их есть «житие постническое», состоящее в безпрестанном борении или сопротивлении врагам спасения. Тогда как некоторые проводят жизнь свою на войне, другие – в купечестве, иные в земледелии, – монах, как подвижник и борец, есть постник, безпрестанною суровостию жизни всего себя посвятивший подвигам изнурения плоти и возведению духа к размышлениям о Божественных делах.

 

 

§ 9

ТРИ ОБЕТА МОНАШЕСКИХ

 

«Храниши ли себе самого в девстве?» Постригаемый монах произносит три обета к нравственному совершенству: обеты девства, послушания и нищеты. Девство есть великая чистота; послушание братству, чтобы почитать каждого из братий старшим себя; нищета обещает перенесение жестокой и трудной тесноты.

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной» технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

«Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. По вопросам оказания помощи звоните, пожалуйста, по тел.: 89153536998.

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник