ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новый Устав разрушает Сербскую Церковь

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 2

 

КОНФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ СПЦ

 

Хорошо информированный из своих источников в Белграде, Тихомиров узнал и о новых планах в связи с измененным Уставом СПЦ – «выстроить вместо централизованной вокруг Белградского Патриархата Сербской Церкви некую конфедерацию региональных митрополий. Т. е. если бы вместо Сербской Православной Церкви получили бы некий „Печский Патриархат“, то это позволило бы в дальнейшем „рассербить“ Православную Церковь в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Черногории и „Республике Косово“. Мотивация следующая: если Православие не будет ассоциироваться с Сербией, то это якобы позволит Церкви развиваться, нести миссию и т. д. Т. е. изменение названия по замыслу энтузиастов перекройки Сербской Церкви должно было происходить в два этапа: вначале к названию „СПЦ“ добавляется „Печский Патриархат“, а затем удаляется „СПЦ“. Патриарх на это не пошел, но информационная кампания была уже запущена. Так что нет дыма без огня».

Тихомиров отметил, что изменения на экуменической почве углубляются, и что смешанная православно-римокатолическая комиссия для диалога по Степинацу (Алоизий, 1898–1960; католический кардинал, «духовный отец» хорватских фашистов усташей, благословивший убийство православных сербов. – Примеч. пер.) призвана изменить сербскую позицию относительно «архиепископа геноцида» (следовательно, и Ясеноваца (созданной усташами системы лагерей смерти, – примеч. пер.)), что приведет экуменический диалог к кульминации.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ РАНКО ГОЙКОВИЧА

 

В интервью с Ранко Гойковичем, переводчиком и издателем из Сербии, Тихомиров поинтересовался, почему вопрос об Уставе Сербской Православной Церкви вызвал информационный скандал.

Гойкович сказал, что наши «партнеры» спешат, и что под давлением западной империи, которая управляет национальными властями, планы резко изменились – требуется ускорить запланированное уничтожение Сербской Церкви путем изменения ее Устава. Гойкович считает, что Патриарх Ириней пытается сопротивляться давлению, но ему было бы легче, если бы он открыто обратился к верующим, которые, несомненно, его поддержат. Также Гойкович отметил, что продавливание «десербизации» СПЦ обезкураживает. «Конечно, в Царствии Небесном „несть ни эллина, ни иудея“, но мы же живем в реальном мире. И именно специфический святосаввский дух Сербского Православия позволил сербам состояться как народу, выжить в условиях давления как со стороны Османской Империи, так и со стороны Ватикана и Габсбургов». Теперь, по его словам, «некоторые высокопоставленные миссионеры вознамерились осуществить „эллинизацию“ и „иудаизацию“ Сербской Церкви», что поддерживают и сербские политики.

Гойкович указывает и еще на одну опасность нового Устава: «Дроблением единой Сербской Церкви на множество поместных митрополий будет разрушена соборность сербского православного народа, ибо в среде энтузиастов изменения Устава находятся люди, исповедующие папистскую модель, отождествляющие Церковь с епископом. Эти митрополии в конечном итоге превратятся в удельные микро-княжества князьков Церкви».

Также он отмечает, что переход к парламентаризму при выборе Патриарха «попахивает маловерием и отсутствием упования на Промысл Господний». Бог избрал апостольским жребием и святого Тихона Исповедника – Патриархом Русского народа во время коммунистических гонений, и Патриарха Павла – в тяжелейшие для сербского народа годы.

 

О СТАТУСЕ ЧЕРНОГОРИИ

 

Историк и религиовед Александр Ракович, одобряющий переименование СПЦ в Печскую Патриархию (полагая, что таким образом восстанавливается преемственность сербской государственности – не только в Косово и Метохии, но и непрерывность сербской церковности через Цетинье), заметил, однако, еще один «прокол» в проекте нового Устава: «Прежде всего бросается в глаза огромное количество архиепископских титулов, вводимых в Сербской Церкви, причем никто не заботится о значении этих титулов, которые сегодня имеют только Патриарх и архиепископ Охридский, и формально митрополит Черногорско-Приморский».

Также заслуживает внимания решение, которое Ракович называет унизительным – т. е. то, что Патриарх будет именоваться «Патриархом Сербских и Приморских земель». Этим, по его мнению, удовлетворяется режим атеистов в Черногории, а не верующие люди. «Наши епископы не должны позволять, чтобы Черногория, этот сербский кровавый камень, как говорил владыка Раде (Петр II Петрович Негош, в миру Радивой (Раде); правитель Черногории в 1830–1851 гг. и митрополит Черногорский и Бердский, выдающийся сербский государственный, общественный и культурный деятель. – Примеч. пер.), впервые в истории была отделена от сербских земель», – заключает доктор Александр Ракович.

 

ЕПИСКОПОЛАТРИЯ,
А НЕ ЕПИСКОПОЦЕНТРИЗМ

 

Историк права Зоран Чворович дал интервью еженедельнику «Печат», в котором указал на опасности нового Устава. По его словам, преамбула нового Устава содержит определение Церкви, сформулированное в соответствии с модернистским епискополатрийским пониманием, что Церковь является литургическим собранием священства и народа вокруг одного епископа: «Уравнение епископа с Церковью противоречит соборному устройству Церкви, установленному Самим Христом и подтвержденному апостолами 34-м каноном. Когда такой модернистский экклезиологический постулат входит в определение Церкви, которое дано в начале акта, исключительно регламентирующего правовую и организационную стороны Церкви, тогда таким образом создается идеологическая основа для оправдания дальнейшего разрушения соборного устройства нашей Поместной Церкви. Кроме того, уравнивание Церкви с епископом открывает дверь клерикализации, которая никогда не существовала в Восточной Церкви и которая противоречит природе Церкви, сравниваемой апостолом Павлом с телом, имеющим многие члены».

 

СПЕША В ОБЪЯТИЯ

 

Очевидно, что кто-то очень торопится с принятием нового Устава СПЦ. Чворович говорит: «Поскольку государству Сербии требуется разрешить все споры со своими соседями, что является эвфемизмом для признания ложных стран и ложных народов на сербских исторических землях, судя по всему, и от СПЦ требуется адаптировать свою организацию к новой политической „реальности“. СПЦ, не будем забывать, приняла Экуменическую хартию и другие многочисленные документы, такие как недавняя резолюция KEЦ (экуменическая организация «Конференция европейских церквей», – примеч. пер.) „Будущее Европы“, в которой пропагандируется единство евроатлантической Европы и включение в эту новую Вавилонскую башню православных стран и народов».

 

«РАССЕРБЛИВАНИЕ» ШАГ ЗА ШАГОМ

 

Чворович также отметил, что новый Устав СПЦ ведет к «рассербливанию» нашей Церкви. Он говорит: «Без стирания сербской идентичности епархий СПЦ в этих странах не будет успешного завершения процесса создания квазинации. Следовательно, предполагается удаление атрибута „Сербская“ из названия нашей Церкви и введение митрополичьей системы, после чего СПЦ фактически станет национально нейтральной конфедерацией автономных центральнобалканских исторических православных митрополий, создававшихся все эти годы для подготовки к компромиссу с вражеской „реальностью“.

 

 

Сегодняшний проект нового Устава с его решениями находится где-то между текущим положением дел и таковым наихудшим прогнозом. Не удалено название „Сербская“, но добавлен исторический атрибут „Печская“ с расчетом на то, что это „Печская“ станет наиболее часто употребляемым названием, а после следующей редакции Устава СПЦ – и единственным наименованием нашей Поместной Церкви. В конце концов, КиМ (Косово и Метохия, – примеч. пер.) в составе Сербии защищаются неприятием документов преступного квазигосударства со стороны священства и монашества на КиМ, его названием в имени Церкви. <…>

Возведение отдельных епархий в ранг митрополий, где Черногория составляет одну, а Хорватия и Босния и Герцеговина – две митрополии, создает возможность укрепить связь этих мегаполисов с указанными политическими образованиями в будущем и в то же время под внешним давлением ослабляет связь с церковным центром в Белграде. То, что эти предчувствия оправдываются, говорит вступительное определение нашей Поместной Церкви, в котором слово „Сербская“ не упоминается в качестве указания идентичности ни разу, а, наоборот, говорится о том, что Церковь превосходит все границы, в том числе и национальные. <…> Преамбула Устава не показывает, что сербское национальное сознание родилось из церковной автокефалии и что его краеугольным камнем является „святосаввство“ как Православное Христианство сербского стиля и опыта. Такая Поместная Церковь без национальной идентичности позволяет, согласно Уставу, своим епархиям использовать печать, которая не будет отражать единство СПЦ, но будет соответствовать, например, антисербскому ассимиляторскому законодательству Черногории или Хорватии».

 

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

 

Кто должен быть удовлетворен новым Уставом СПЦ?

Прежде всего – западная империя Вашингтона и Брюсселя, которая давно требовала упразднения СПЦ как потенциального источника сопротивления ей и восстановления Сербства. Нужно угодить и местным властям из Белграда, желающим продать Косово и Метохию. Новым Уставом должно быть довольно и экуменическое собрание «Конференции европейских церквей» (эта организация поддерживала русофобский Майдан и укрофашистов на Украине; РПЦ не участвует в ней с 2008 г.), которое состоится в начале июня в Нови-Саде и целью которого является «десербизация» СПЦ в соответствии с Экуменической хартией, требующей от всех членов KEЦ отстаивать дальнейшую «евроатлантическую интеграцию». Порадуется и Фанар, главный слуга Вашингтона и Брюсселя на Востоке, которому должны достаться все наши епархии в диаспоре.

Только мы, православные сербы, недовольны и не можем быть довольны. Поэтому мы должны бороться и свидетельствовать, молясь святому Савве и Небесной Сербии, да не допустят разрушения их наследия на земле. Да поможет Бог нам, хотя грешным и расслабленным, но – Его, – нам, народу святых и мучеников, часовым на страшной границе Востока и Запада!

 

Владимир ДИМИТРИЕВИЧ

 

Перевод с сербского языка
Марии ДЕРКАЧЕВОЙ

 

Печатается с незначительными
сокращениями

Источник: http://borbazaveru.info

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник