ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
СЛОВО ПАСТЫРЯ «ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ...» СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Исповедь – это Божественная заповедь

 

Интервью с архимандритом Дионисием (Пантеличем),
духовником монастыря св. Стефана в Липовцах (Сербия)

 

Отче, накануне Великого поста расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что потребнее всего при подготовке к Исповеди и о смысле поста.


– Пост существует с древних времен и никогда не устаревает. Он нужен для нас, христиан, как хлеб насущный. Первая Божия заповедь, данная человеку, это пост: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Как и все Божии заповеди, и эту надо понимать правильно. Слова Божии – заповеди – проистекают из неограниченной природы Божией, и нам, и нашим прародителям давались они не для ограничения, а для усовершенствования. Пост – это Богом благословленное средство, которое должно нам помочь открыть правый, истинный смысл своего существования: «До тех пор, пока человек не осознает, для чего он сотворен Богом, не сможет понять, насколько грех унизил и превратил его в ничтожество», – наставлял св. Григорий Синаит.

Желая утолить голод, многие через свою неумеренность впадают в крайность и в болезни, так как пренебрегают предупреждением Божиим: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34). Люди, сотворенные для вечности, не могут насытиться временной пищей. Непрестанное поглощение плотской пищи без пищи безсмертной, духовной умерщвляет душу. Душе требуется горняя пища. Души наши голодают без Бога. Спаситель и Искупитель рода человеческого от греха, смерти и диавола – Сам Господь Иисус Христос – поставил Себя на трапезу для утоления духовного глада рода человеческого, сказав: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 35).

Господь наш Иисус Христос обещал оживить каждого, кто причащается Его Тела и Крови. Но участие только Божественной стороны, одной лишь протянутой к нам руки Божией, не достаточно. Бог не действует насильно, но милостиво ожидает, когда мы добровольно и достойно подготовимся к этому. Если причащаемся с рассуждением, с подготовкой, то Святое Причастие дает нам жизнь Вечную, а недостойное Причастие Святых Тайн навлекает на нас огонь, который может попалить нас. Конечно, мы никогда не будем готовы в совершенстве достойно принять Тело и Кровь Христовы, но мы должны, с помощью Божией, сделать все, что в наших силах, чтобы достойно приступить ко Святой Чаше, ко святому Таинству Причастия.

Известно, что в нашей Православной Церкви есть общепринятая практика усердной подготовки к принятию Святых Христовых Тайн: более строгий пост, вкушение пищи без растительного масла, усердие к молитве, испытание своей совести, принесение достойных плодов покаяния, что предшествует святому Таинству Исповеди накануне Причастия.

 

– В последнее время мы видим, что большая часть нашего народа не исповедуется, и такие люди, подвергаясь воздействию СМИ, через которые извергается ругань на Таинство Исповеди, все более удаляются от Бога. Расскажите о важности Исповеди.

– В Псалтири говорится: Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем (Пс. 37, 19). Из поучений святых Отцов известно, что демоны ищут нашей погибели, но, если мы каемся и открываем, то есть исповедуем грехи, они не достигают своей цели. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Язвы, которые открыты, не будут углубляться, но будут исцелены. Ничто не дает такую силу против нас демонам и помыслам, как хранение неоткрытых помыслов в сердце». Отсюда ясно, какие великие блага проистекают из благовременной и искренней Исповеди.

Святые Отцы так говорят об этом Таинстве: «Действительно, Исповедь есть Божественная заповедь, ведь ее жаждет сердце. Тот, кто согрешил, имеет тяжесть на сердце и не имеет облегчения, пока не исповедует свой грех. Тот, кто не осознал свой грех, никогда не сможет иметь покоя, потому что не сближается с Богом. Кто не открывает свой грех, вечно находится под гнетом беззакония и далеко стоит от Бога. Поэтому его душа разрывается и страдает».

Грех вызывает у человека угрызения совести, которые создают внутреннее напряжение. Оно изнуряет человека. Пока не покается человек на Исповеди, он не может скинуть это гнетущее бремя и ощутить облегчение.

Только Церковь через святое Таинство Исповеди может дать ослабу душе, освобождая ее от тяжкого груза. Если бы Бог не дал нам святое Таинство Исповеди, никто бы не спасся.

Подготовка к Исповеди заключается не только в том, чтобы вспомнить все свои грехи или их записать, но в том, чтобы в особой сосредоточенности и молитвенной серьезности, как при свете дня, все грехи стали очевидными для кающегося.

Исповедник должен принести духовнику не список грехов, но покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, но сокрушенное сердце. Ведь само перечисление грехов еще не означает покаяния в них.

Бывает так, что от множества грехов в нашем сердце нет искреннего покаяния – однако это не причина откладывать Исповедь. Бог может прикоснуться к нашему сердцу в ходе самой Исповеди, и гласное перечисление грехов может умягчить сердце, обострить духовное зрение и вызвать покаянное чувство. Главное – приложить все усилия для подготовки к Исповеди.

Пост и молитва есть благословенные средства для того, чтобы возбудить покаяние в душе. Изнуряя тело во время поста, мы уничтожаем телесное самодовольство.

Каждый, кто приступает к Исповеди, должен знать: Исповедь – не индульгенция (как у латинян – прощение грехов за деньги), при которой стыд и покаяние служат некой платой, приносимой за грех и позволяющей продолжать жизнь, будто ничего не произошло. Исповедь – это глубокий личностный акт, а вместе с подготовкой к Таинству – это и процесс, в котором человек кается не только из страха перед Богом, но из добровольной потребности. Исповедь можно без преувеличения назвать процессом рождения личности, иногда мучительным процессом, ведь человеку нужно что-то от себя отрезать, что-то с корнем выдернуть, но процесс этот спасительный и в итоге радостный.

 

– Многие считают, что проблемы в Сербской Православной Церкви возникли как последствия введения новой литургической практики. Что Вы думаете об этом?

– В Евангелии от Матфея сказано: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геене (Мф. 10, 28). Из истории нам известно, что враги Церкви убивали христиан, желая таким образом уменьшить их численность, чтобы навязать другую систему ценностей. Укрепленные верой в Господа и Его примером, христиане, претерпев все муки, радостно отходили в вечность, воодушевляя остальных, убеждая их быть стойкими в исповедании веры даже до смерти ради жизни вечной в райских обителях, где созерцание лика Божиего веселит всех Его святых от века упокоенных. И вместо того чтобы истребить дух христианства, враги Божии послужили тому, чтобы оно все более распространялось.

Тогда главный завистник нашего спасения, диавол, нашептал врагам Церкви Христовой: не убивайте тела, но убивайте души, и тогда мы приобретем их в аду. В этом духе и французский дипломат Климансо в начале прошлого века утверждал, что Церковь нельзя убить, но ее можно испортить.

Горькие плоды плановой политики искажения Православного христианства мы уже пожинаем. Изливается горечь в виде заблуждений, распространяемых отдельными священниками в нашей Церкви. Появились такие служители, которые ложно толкуют 9-е Правило Св. Апостолов: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного». Многие ошибочно толкуют это правило как заповедь обязательного причащения всем присутствующим на Литургии.

Однако есть только одно правило, которое заповедует обязательное причащение на каждой Литургии – 8-е Апостольское, по которому священнослужители, участвовавшие в службе, должны причаститься или предъявить убедительное оправдание, по которому не могут причаститься. А 9-е правило, говорит лишь о мирянах, заповедуя им молитвенно участвовать в совершении Таинства и не покидать храм до конца службы, но не обязуя при этом причащаться.

 

Окончание см. на стр. 13.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник