ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
АКТУАЛЬНО ЦЕРКОВЬ РУССКАЯ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Предстоятеля поминать необходимо

 

Борьба с Церковью и Православием продолжается от времени ее зарождения и будет до последнего дня земной жизни мира. И все верующие церковные люди – от мирянина и священника до иерарха – участвуют в этой борьбе за чистоту Православия, но каждый на своем месте и своими средствами», – писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).


Сегодня, милостью Божией, многие верующие осознают необходимость и неизбежность своего личного участия в этой борьбе за Истину. Но, к сожалению, порой случается так, что враг спасения рода человеческого, видя богоугодные стремления ревнующих по вере, силится столкнуть их с пути, сделать их усилия безплодными, погубить, вывести за ограду Церкви.

О простых истинах, которые иногда забываются в пылу борьбы, мы решили побеседовать со священнослужителем Русской Православной Церкви Московского Патриархата иеромонахом Лаврентием (Золотаревым).

 

– Батюшка, скажите, пожалуйста, кого мы называем раскольником в Православной Церкви?

– Согласно определению Богословского энциклопедического словаря, «раскольник – это человек, избегающий единения с Православной Церковью».

– Да, как просто… А почему все-таки в наши дни люди уходят в раскол?

– Я думаю, что люди уходят в раскол по недомыслию, по глупости, часто и по ревности не по разуму.

– Насколько опасно пребывание в расколе, вне Церкви, для спасения души?

– Раскольник губит свою душу. Он не может наследовать Царство Небесное, если не покается. Человеку, ушедшему в раскол, необходимо принести покаяние за свое отступление и восстановить общение с Православной Церковью. По учению святых Отцов, грех раскола не смывается даже мученической кровью. Поэтому, если человек (мы говорим о человеке, живущем в России, принадлежавшем к Поместной Русской Православной Церкви и покинувшем ее лоно) умирает в расколе, не покаявшись и вне общения с РПЦ МП, душа погибает.

– Батюшка, нужно ли сегодня поминать Патриарха Кирилла? И почему?

– Предстоятеля Церкви поминать необходимо. Это нужно именно для того, чтобы иметь общение с Русской Православной Церковью, главой которой на сегодняшний день является Патриарх Кирилл.

– Как Вы можете прокомментировать позицию священников Русской Православной Церкви, которые перестали возносить за богослужениями имя Предстоятеля и поминают «всякое епископство православное»?

– Я не могу согласиться с позицией таких священнослужителей Русской Православной Церкви. Почему? Потому что многие сегодня как-то забывают, что, став Патриархом Святой Руси, митрополит Кирилл получил величайшую благодать. Мы поминаем его по всей стране, в каждом храме Божием, и Господь Бог, сотворивый небо и землю и вся, яже в них, может вразумить человека. (Мы не вправе сейчас творить собственный суд и выносить безаппеляционный приговор, не будучи на то уполномоченными. – Примеч. ред.). Мы, священнослужители РПЦ МП, несмотря ни на что, очень надеемся, что наша Церковь выйдет из экуменического Всемирного совета церквей и прервет всякое общение с еретиками, включая и латинян.

– Как относиться к утверждениям, что в нашей Церкви уже якобы нет благодати?

– Благодать Божия в Русской Православной Церкви Московского Патриархата есть и очень великая, потому что все же в основных уставах РПЦ МП не модернизируется, Богослужения в храмах совершаются по юлианскому святоотеческому календарю (это очень важный фактор), на церковно-славянском языке (тоже не менее важно, т.к. это язык богообщения, имеющий божественные корни). Порядок богослужения в нашей Церкви такой, как и десять веков назад. Поэтому надо пользоваться всякой возможностью помолиться в храме Божием, ведь, как известно, один поклон в храме можно сравнить со 100 поклонами дома, хотя и домашних молитв нельзя оставлять. Молитва – это наше общение с Богом.

– Батюшка, посоветуйте, пожалуйста, что отвечать раскольникам, хулящим наше священноначалие и Церковь?

– Я думаю, что с рьяными раскольниками, хулящими священноначалие и нашу святую Церковь, простым верующим, мирянам, не имеющим на то особого благословения, просто не надо общаться. Объясняя им что-либо, легко самому смутиться, разгневаться, впасть в раздражение и потерять мир в душе. Это может быть неполезным, а то и вовсе опасным занятием.


Беседовал
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

Еще раз об итогах Архиерейского собора

 

Со 2-го по 4-е февраля в кафедральном соборном храме Христа Спасителя прошел Освященный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В его работе участвовали 206 членов Собора из 221 обозначенных в списках. Из числа присутствующих архиереев – 145 управляющие епархиями, 55 викарных, 6 преосвященных, находящихся на покое. На Соборе было принято Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в котором затронут ряд важных проблем, волнующих православных христиан.

Так, пункт 45-й Определения гласит: «В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обезпечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ».

Это действительно важное и долгожданное решение. Но еще важнее, чтобы соответствующие церковные учреждения наконец-то воплотили в жизнь это постановление об электронных картах. Дискриминация православных христиан по признаку неприятия электронных средств идентификации должна быть прекращена.

Для верующих Молдовы значимым стал пункт 9-й Определения, в котором выносится осуждение раскольнической структуре «Бессарабская митрополия».

К положительным моментам следует отнести также и документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Сейчас доступ к архивам ФСБ, в которых главным образом и сосредоточены уголовные дела новомучеников и исповедников, затруднен. Получить содержащуюся там информацию могут либо родственники, документально подтвердившие родство с пострадавшими в годы гонений, либо же граждане, имеющие на то личное прошение епархиального архиерея к руководству местного управления ФСБ. Некоторые же архивные дела не могут получить даже указанные категории лиц по причине до сих пор «не истекшего срока давности». Будем надеяться, что органы государственной власти откликнутся на пожелания Собора и пойдут навстречу Православной Церкви, желающей увековечить память всех новомучеников и исповедников.

Важен документ «Об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», содержащий соответствующие названию постановления.

Но следует сказать и о некоторых двусмысленных решениях Собора. Например, одобрение введения цензуры на издания духовной тематики. В настоящее время цензурный комитет отсеивает оккультную литературу, которая под маской Православия пробирается в церковные лавки. Но в то же время этот орган является одним из инструментов борьбы церковных обновленцев и экуменистов со своими православными оппонетами (см. по этому вопросу материалы на стр. 8 данного номера газеты. – Примеч. ред.).

Документы, принятые по вопросам образования и повышения его уровня в духовных школах и у духовенства, не порадовали. К сожалению, ныне проводимая в сфере церковного образования реформа не дает объективного повышения уровня знаний и образованности студентов, но представляет собой лишь копирование протестантских и католических стандартов. При этом теряется важнейшее различие между православной церковной наукой и западными еретическими лжеучениями.

Экуменическая всеядность ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Илариона, который в своих трудах и учебниках проповедует ересь Оригена, осужденную святыми Отцами Пятого Вселенского Собора, создает угрозу всему отечественному духовному образованию. Общецеркновная апирантура считается в нашей Церкви высшим и лучшим учебным заведением, по образцу которого реформируются и прочие духовные школы. А этот образец, надо сказать, ни к чему не годен. Достаточно сказать, что к преподаванию там допускаются и католики, и протестанты, а студенты совершенно не знакомы с православным церковным законодательством или же имеют о нем смутное и сбивчивое представление, почему и вступают безбоязненно в общение с теми же инославными, заражаясь от них духом богохульства.

В целом же, оценивая определения и документы, принятые на Соборе, следует сказать, что наряду с положительными, утверждены и отрицательные. Однако верующим надо принимать только то, что не противоречит учению Православной Церкви, ее каноническому законодательству, святоотеческому Преданию и Писаниям.


Максим БОЙКО

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник