ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Больная   и

здоровая

 

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (27)

 

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ
МИСТИКА

 

Кроме естественной, молитвенно-этичной мистики существует, как уже упоминалось, и мистика сверхъестественная. Она есть редкий дар Божий для совершенных.

 

Мы называем ее сверхъестественной, поскольку она проявляется в наивысших мистических переживаниях: в молитвенном восхищении, озарении свыше, прозорливости, созерцании скрытых от физического взгляда духовных тайн, пророческом вдохновении, благодатном исступлении, слышании небесных гласов, видении ангелов, святых, Пресвятой Богородицы и даже Самого Иисуса Христа и в различных видах чудотворений.

Жития святых – эти прекрасные биографии совершеннейших последователей Христа – полны примерами здоровой сверхъестественной мистики. Из этих житий известно, что в древних монастырях были десятки тысяч монахов, но среди них только отдельные богоизбранные подвижники удостаивались сверхъестественных видений и дара чудотворений. Из житий также знаем, что чудотворные и высокомистические сверхъестественные дары давались тем немногим не по некоему произволу Неба, но всегда с особыми промыслительными намерениями, с глубокой спасительной целью.

Правильная вера в Бога и чистая нравственная жизнь были при этом необходимыми предпосылками для переживания чудесного и сверхъестественного в области духовного опыта. Немногочисленные исключения в этом отношении только подтверждают правило и показывают, что Бог, как верховный Распорядитель всяческих, может нарушать естественный порядок вещей, когда захочет. Сверхъестественные мистические переживания обыкновенно проявлялись не на заре жизни по Бозе. Они приходили как последствия долговременного правильного духовного подвига, основание которого – все большее углубление в смирение, а венец – все большее проявление любви к ближним и врагам.

В редких случаях еще в начале духовной жизни Бог давал некоторым Своим будущим подвижникам видения, чтобы наставить их на добрый путь и подвигнуть их стать Его служителями. Классический пример в этом отношении – чудесное обращение св. апостола Павла перед вратами Дамаска (см.: Деян. 9). Также тут можно вспомнить о житиях св. Петра Афонского (память 12 июня), св. Досифея (память 19 февраля) и др. Но при таких благодатных видениях еще в начале духовной жизни, которые, впрочем, являются не законом, а исключением, цель их всегда была настолько высока, что покрывала недостаток духовной подготовленности, которая в обыкновенных случаях есть непременное условие для великих Божиих посещений.

Но жития раскрывают нам и то, что не раз темные силы дерзали являться в виде светлых ангелов подвижникам, внушали им якобы благие помыслы, учили мнимому благочестию, чтобы погубить. Поэтому некоторые Божии угодники из великой осторожности, чтобы не погрешить и не лишиться спасения, относились с большим недоверием даже к божественным явлениям, и это была с их стороны похвальная духовная мудрость. Так, например, преп. Максим Капсокаливит, преп. Афанасий Афонский (память 5 июля) и другие с недоверием и духовным бдением встречали явления Божией Матери, Которая видимо посещала их, чтобы укрепить в трудах и подвигах. А св. Амфилохий (память 23 ноября) не спешил верить своим благодатным сновидениям из страха попасть в хитросплетенные сети лукавого.

 

БОЛЬНАЯ МИСТИКА

 

Это полная противоположность мистики здоровой, поскольку противоположен ее источник: здоровая мистика исходит от Бога, больная – от диавола. Однако, несмотря на это существенное отличие, чрезвычайно трудно бывает различить, какая мистика божественная и какая – демоническая. Потому что сатана очень хитер: чтобы обмануть, ввести в заблуждение, он является не в своем страшном, отвратительном обличии, но в привлекательном, благообразном виде: как светлый ангел, призывающий душу к добру, как благожелатель, как посланник Божий. Св. апостол Павел, муж духовной жизни, ясно свидетельствовал, что сам бо сатана преобразуется во Ангела светла (2 Кор. 11, 14).

Когда кто-то имеет видения, то у него должна быть и большая духовно-благодатная опытность, и совершенная чистота сердца, чтобы познать происхождение своих сверхъестественных мистических переживаний – божественные они или сатанинские.

Моление перед иконами, крестное знамение, слышание через «небесные» гласы советов о нравственной жизни, о молитвенном подвиге и т. п. – все это еще не гарантия, что человек общается с добрыми духами. Многие явные сатанисты использовали и используют такие благочестивые формы, чтобы прикрыть свое нечестие. Особенно трагично в духовном состоянии легкомысленных духообщителей то, что даже когда те думают, что служат Богу, они находятся в плену у диавола.

Легко можно было бы отличить благодатное посещение от сатанинского, если бы первое научало добру и было исполнено радостью, а второе явно направляло бы нас ко злу и причиняло скорбь. Но это, к сожалению, вовсе не всегда так. Демоны возмутительно хитры! Они умеют так имитировать божественные явления, что даже и опытные отшельники, преисполненные благодатью, принимали иногда бесовские наваждения за откровения Божии.

Какой капкан не замаскирован ветками и листьями? Какой крючок не прикрыт червяком или другой приманкой? Демоны, эти лукавые ловцы человеческих душ, знают, как замаскировать свои ловушки. Являясь озаренными светом, как ангелы, они внушают обыкновенно своей жертве лишь благие повеления: «Молись! Постись! Ходи в церковь!» и проч. Ведь если они скажут: «Блудодействуй! Воруй! Пьянствуй!» – кто им тогда последует? Диавол отлично знает, что и его служители, пока они полностью не осатанели, воодушевлялись добрыми побуждениями. Он использует эту предрасположенность душ для достижения своих адских целей.

Типичный случай диавольского лукавства встречаем в описании Апостольских Деяний (см.: Деян. 16, 16–18). Там повествуется, как святой апостол Павел пошел проповедовать в Македонию, призванный благодатным видением. Он со своими учениками остановился в городе Филиппах. Однажды в сопровождении своих верных спутников он шел в молитвенный дом. По пути их встретила одна служанка, имевшая пророческий дух и доставлявшая предсказаниями большие прибыли своим господам. Следуя за апостолом с учениками, она стала кричать: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения!» Это она делала много дней. Св. апостол Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу, обитающему в ней: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». И дух вышел в тот же час.

На первый взгляд может показаться, что св. апостол Павел поступил неправильно. Вместо того чтобы радоваться, что дух в служанке представил его и его учеников «рабами Бога Всевышнего» и сделал им среди незнакомых жителей того города прекрасную рекламу, он его изгоняет!

Но посмотрим глубже и увидим, что апостол Христов поступил правильно, поскольку знал темные замыслы лукавого (см.: 2 Кор. 2, 11). Под этой кажущейся добронамеренной услугой демон, скорее всего, скрывал такой коварный план: привлечь к себе внимание следовавших за ап. Павлом, чтобы разделить верующих: взять тех, которые бы поверили ему, побудить их последовать за ним и так погубить. Свт. Иоанн Златоуст очень правильно замечал: «Диавол всегда прибавляет к истине какую-нибудь ложь».

Вот один характерный пример бесовского обмана.

Некий молодой монах жил безмолвно в своей келье. Демоны, приняв внешний вид ангелов, хотели его соблазнить: они пришли к нему, разбудили, показали ему свет и позвали его на божественную службу. Монах пошел к одному старцу и сказал ему: «Отче, ко мне приходят ангелы и зовут меня на божественную службу». Старец ответил ему: «Не слушай их, чадо! Это демоны. Когда они придут к тебе и разбудят, скажи им: „Когда захочу, тогда и встану!“». Получив такое наставление, монах возвратился к себе.

На следующую ночь демоны, по своему обычаю, пришли и снова стали его будить. Но он им ответил: «Когда захочу, тогда и встану, а вас слушать не буду!» Те ему ответили: «Этот старец, лицимер, все испортил, потому что ты не хочешь слушать нас, но ты должен знать, что к нему приходил один брат и хотел занять денег. Старец имел средства, но солгал брату, сказав, что не имеет, и не дал ему ничего. Из этого можешь убедиться, что он лицемер».

Монах встал рано утром, пошел к старцу и рассказал ему все, что слышал от бесов. Старец отвечал: «То, что имею средства, – это правда. А что не дал их брату, который у меня просил, – это потому, что хорошо знаю, что это повредит его душе, если я ему дам. По этой причине я предпочел нарушить одну заповедь, вместо того чтобы через исполнение ее нарушить десять заповедей. От этого нарушения могло бы произойти большое смущение, причиной которого были бы деньги, которые бы я ему дал. А ты не слушай демонов, которые хотят тебя обмануть».

Исполнив советы старца, монах спасся. Но что бы стало с этим послушником, если бы он поддался бесовским внушениям? Они бы сказали ему сначала: «Вставай на божественную службу!», потом: «Сегодня хватит молиться, потому что ты достиг уже совершенства!», и наконец научили бы его совершать с их помощью и «чудеса». Так они с легкостью подчинили бы его себе и внушили такую сатанинскую гордость, которая бы и сгубила его.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

 

Перевод с болгарского
Анны (САМСОНОВОЙ)

Продолжение см. в след. номере

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник