ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
АНТИОБНОВЛЕНЧЕСТВО «ПО ПЛОДАМ ИХ...» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

 

Окончание. Начало см. на стр. 9

 

<…> Теперь – по поводу книги преп. Никодима Святогорца и Макария Коринфского «О частом Причащении». Она с восторгом принята как замечательное оправдание современной практики частого Причащения. Главное, ее написали святые люди, и все противники их должны умолкнуть. <…>

Стоит отметить одну странность: авторов у книги «О частом Причащении...» два, если не три (см. предисловие), а повествование (кроме возражений) ведется от первого лица. Значит, у книги один автор! Надеюсь, что это не Никодим Святогорец. Как видно из его жизнеописания, со стороны священноначалия к нему не было никаких претензий. Видимо, в отличие от второго автора, он не выходил за пределы послушания начальствующим в Церкви, в чем явно повинен его соавтор. Макарий Коринфский восстал против священноначалия (за что и подвергался прещениям) по двум вопросам. Первое (кажется, второе по времени) – частое Причащение. Думаю, все вышенаписанное показывает правоту священноначалия в этом вопросе. Второе – запрет на заупокойное поминовение в воскресный день, породивший движение колливадов. (Колливады – люди, запрещающие поставлять «коливо» в воскресный день, то есть совершать заупокойную службу.) Конечно, удобнее, когда есть служба в субботу, именно на ней поминать усопших. Но как быть священнику, если на его попечении несколько храмов? Если он в данном храме служит только в воскресный день, он обязан служить не только Литургию, но и молебны, и панихиды. Да и за Литургией – сейчас на проскомидии и тайно, а в древности вслух в самый важный момент Литургии – поминаются живые и умершие, и никаких исключений для воскресного дня Устав не делает. Главное – колливады неправильно смотрят на смерть как на нечто мрачное. Смерть – это радостное (в конечном счете) событие: переход от скорби к радости.

Теперь о самой книге. Всю ее разбирать излишне. Достаточно прочитать первый пункт, где доказывается, что Господь Иисус Христос заповедал нам ежедневно причащаться. Автор приводит соответствующие тексты и толкует их с бросающимися в глаза натяжками. В самом деле, если Господь хотел установить ежедневное Причащение, почему Он Сам не причащал Своих учеников ежедневно, а сделал это один раз – перед тем, как с ними расстаться? И из слов Спасителя о Причащении непонятно (см.: Ин. 6, 30 – и до конца главы), один ли раз в жизни нужно причаститься, как это делается с крещением, или каждый год по одному разу, или каждый день. Он в этом вопросе предоставил Своей Церкви полную свободу. И в дальнейшем тексте книга сбивчива, часто противоречит сама себе и очень вольно толкует приводимые тексты. Но при всем этом она очень далека от легкомыслия наших полемистов и от их послаблений в деле подготовки к Причащению. Сравним: книга говорит (в конце 8-го возражения): «Приступающий ко Святым Тайнам со страхом, и трепетом, и Исповедью (в других местах книги говорится, что ежедневной исповедью человек научается отслеживать и отражать тончайшие греховные приражения), и умилением получает прощение, а приступающий без страха и с пренебрежением приобретает наказание. Таким не только не дается прощение грехов, но к ним, вдобавок, еще больший доступ получает диавол». А наши полемисты вообще о диаволе забыли, как будто бы его и нет, всяческие послабления делают без страха и с полным пренебрежением к правилам Церкви. Некоторые даже говорят о супружеском общении и о ритуальной женской нечистоте, что «с точки зрения апостольского предания подобные вещи не являются препятствием к принятию Св. Таин»! И еще: «Если причастие еженедельное, то уместна ли каждый раз подробная частная исповедь?» «Обязательный трехдневный пост при еженедельном Причащении был бы большим бременем». Так что истинные цели пропаганды сверхчастого Причащения – ослабить, а потом и вообще уничтожить всякую подготовку к Причащению Св. Таин Христовых. А книга «О частом Причащении» принята с восторгом только потому, что с ее помощью можно невдумчивого читателя совратить на дорогу пренебрежения к подвигу личного спасения и безстрашия пред Св. Тайнами.

 

Протоиерей
Владимир ПРАВДОЛЮБОВ


Источник: журнал «Благодатный огонь» (http://blagogon.ru)

Статья приводится в сокращении

 

 

«Не в суд или во осуждение...»

 

Как часто надо приступать к этому великому Таинству, Господь наш Иисус Христос не установил. В Православии сложилась духовная традиция – во всем, что подробно не объясняется в святом Евангелии, полагаться на Святоотеческое Предание. Таким образом, осознавая Таинство святого Причастия как самый святой и самый важный момент в жизни человека на земле, ясно, что к нему нельзя приступать без определенной усердной подготовки. Следует признать, что в последние времена наш народ утратил усердие при подготовке к Таинству святого Причащения.

По учению Православной Церкви, человек есть создание и духовное, и телесное. Отсюда следует, что подготовка ко святому Причащению должна быть и духовной, и телесной. Духовная подготовка более важна, хоть и не отделима от физического воздержания, и состоит, прежде всего, из «духовного поста», что означает уклонение от всякого греха и всякого зла (в мыслях, в словах и в делах), а затем из очищения души и тела во святом Таинстве покаяния и исповеди грехов.

Возникает недоумение: если предположить, что серьезными грехами священник Александр Торик называет смертные грехи, то, значит, он считает, что всего остального зла, в мыслях, словах и делах, человек может легко избегать и становиться непогрешимым при стабильной церковной жизни. Тогда зачем такому «праведнику» вообще причащаться? Ведь Христос пришел на землю спасти грешников, а не «праведников», которым нет нужды в покаянии. Получается, что священное Таинство вообще теряет смысл, как это произошло у протестантов.

И вопреки всякому здравому смыслу отец Александр приводит в пример книгу преподобного Никодима Святогорца. Надо знать, что главное монашеское дело есть покаяние, и нельзя допустить мысли, что преподобные отцы святой Православной Церкви могли призывать людей к частому Причащению без глубокого покаяния. Часто причащаясь, наши святые преподобные Отцы не приступали к Таинству без сердечного сокрушения о своих грехах, а многим Господь подавал и дар покаянных слез, омывающих душу.

Вопрос о том, как часто христианину следует причащаться, надо задавать своему духовному отцу, которому он полностью доверился и предался во всецелое духовное руководство, а не следовать советам обновленцев. Если установлены здоровые духовные отношения между духовным отцом и чадом, тогда духовник властен рассматривать состояние человека, принимая во внимание ревность и труд покаяния, и потом установить, как часто следует человеку причащаться. Кроме этого, духовник как духовный врач может наложить епитимью, которую духовному чаду необходимо выполнить ради должной подготовки ко святому Таинству Причащения.

 

Редакция «Православного Креста»

 

 

ОПРОС  ||
Святые Тайны


    1. Знаете ли Вы, что Святое Причащение может быть не только во здравие и спасение, но и в болезнь и осуждение, если человек причащается недостойно?
      да – 92%; нет – 8%

 

2. Знаете ли Вы, что нельзя приступать к причащению Святых Христовых Тайн без исповеди и поста?
      да – 85%; нет – 15%

 

3. Согласны ли Вы, что основная цель современной проповеди сверхчастого Причащения – упразднение необходимой подготовки к этому Таинству?
      да – 78%; нет – 22%

 

4. Согласуете ли Вы меру частоты принятия Святых Тайн с духовником?
      да – 89%; нет – 11%

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник