-
 
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
УРОКИ ИСТОРИИ
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО
СТРАНИЦА 8
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Душа Сербии

Проповедь святителя Николая Сербского

Продолжение. Начало см. в № 15 (15)

ДЕМОКРАТИЯ И ГЕРОЙСТВО КАК ОНИ ЕСТЬ, И САМА ЖИЗНЬ

Не оплакивай меня мертвым,
но оплакивай живым.

Сербская пословица

   Все малочисленные народы должны быть благодарны Сербам, которые раньше других, еще в XIX веке, поднялись на борьбу, чтобы и их защитить. Сербы не только поднялись, но остаются упорными в своей борьбе.
   Национализм есть идеология XIX века. Он есть плод вдохновения самых великих политиков и предмет для всеобщей расправы за последний век европейской истории. Но это европейское понимание национализма возникло после его появления в Сербии. Оно утвердилось в жизни всего народа после сербского восстания, возглавляемого Карагеоргием, и тяжелой борьбы Сербии за свою независимость; так же потом пробудился национальный дух в Италии и Пруссии. Пока гегемоны Италии и Германии нащупывали и определяли свое понимание национализма, гегемоны южных славян - сербы - воплотили его в жизнь. А насколько отличается сегодня идеология воинственной Пруссии, а также Италии, легко можно увидеть и доказать.
   В одном провозглашеном в начале Мировой войны документе сербское правительство заявило: «Сербия борется за свободу всех порабощенных народов: сербов, хорватов и словенцев под австрийским ярмом». В противовес этим простым и идеалистическим словам прозвучало заявление синьора Саландра Ласт Мэйя: «Италия вступила в Великую войну для того, чтобы защитить свои старые государственные устремления и свой жизненный интерес».
   Сербы, нищие защитники европейской цивилизации на протяжении многих веков, герои в лаптях и опанках, заслужили уважение всего мира. Вот что говорил об этом известный французский писатель М. Эрв, глава французских пацифистов: «Сербы блистательно выполнили свой долг. Они боролись в течение целого столетия за свободу и независимость. Сербия сейчас заслуживает того, чтобы ей помочь материально и морально. И после войны надо помочь ей объединиться со своими братьями хорватами и словенцами в одно государство с населением в 14 миллионов».
   Тринадцатого марта во Франции всюду отмечается «Сербский день». Французские учителя объясняют в школах молодежи историю сербского народа, этот славный пример настоящего героизма.
   Весной 1915 года сербы прославились на весь мир своими победами над австрийским войском на Церу, Руднику, Валеву, Космаю и на Дрине. Но сто лет назад, в 1815 году, никто и подумать не мог такого о сербах.
   А тогда в Таково в деревенской церкви на Праздник Входа Господня в Иерусалим собралось несколько крестьян и после молитвы, под дубом у храма, шепотом приняли решение о Втором Восстании против азиатских завоевателей. Поклялись друг другу, что будут бороться до смерти против врага. Крестьян поддерживала только рядом стоявшая маленькая церковь, старый тенистый дуб и весеннее голубое небо.


Памятник в Таково на месте начала
Второго Сербского восстания

   Не поверю, что притча о Вильяме Теле и его земляках в Швейцарии более трогательна, чем наш рассказ о восстаниях смиренных верующих христиан Сербии, которые положили начало этому великому делу в своей истории. Они надеялись только на Бога, ведь все их соседи тоже находились в рабстве либо с презрением относились к ним и их освободительному движению.

ВЕЛИКАЯ БОРЬБА ЗА ВЕЛИКИЕ ИДЕИ

   «Сербия не может принять малую программу, не предав своих земляков, представляя себя в Европе», - говорил Сеттон Уатсон.
   У нашего народа, нашего государства нет особых преимуществ: нет торговой значимости как у американцев, не отличаемся мы мощью морского флота, как англичане, не имеет великих городов, подобно Лондону, Москве, Парижу, Нью-Йорку, нет у нас блистительных достижений науки и книжности, нет у нас ни Лувра, ни Виндзора. Но в мировой истории место наше обозначено самым дорогим - жертвой, выдержкой и кровью - то есть борьбой народа за свободу, и борьбой успешной.

   Этот успех сербского народа не материален. Это успех религиозного характера, и поэтому общий, всечеловеческий успех. Это победа христианской идеи над антихристианской и языческой идеологией. Языческая идея выражается тезисом: «Сила дает право», христианская - «сила в правде». Языческая идея предполагает, что земля принадлежит только сильным, а, согласно христианской, земля принадлежит всем Божиим творениям. Малые народы имеют то же право на обладание землей, что и великие, как малая травинка имеет право расти рядом с огромным дубом.
   Борьба сербского народа действительно отстаивала жизненно важный вопрос. Малые народы составляют вместе с великими народами одну драгоценную и удивительную мозаику в мировой истории. Каждый народ имеет свои просторы и свою численность, свою умственную и душевную силу. Можно сказать, каждый народ имеет собственную особенность. В то же время мировая история не сможет быть разнообразной, если один народ поработит все остальные и утвердит свое господство над всеми. Тогда бы возобладала монотония тоски, отчаяния и смерти.
   Теперь мы определили наше место и наш вклад в мировую историю. На нашем флаге написано: «За Крест Честной и Свободу Золотую!» Эти слова ныне можно прочесть на многих флагах христианских народов. Наша борьба теперь охватила весь свет. Как удивительно сияние правды! Будто солнечный свет правда освещает нам путь. Сегодня Сербию видят как из Бостона, так из Индии и Китая. Какая перемена! Неизвестная Сербия возродилась лишь 100 лет назад. Она и молодость, и пламя, и тайна. Сербия выглядит загадочно прекрасной и для близких, и для дальних друзей. Век назад она зажгла лишь малый огонь, и из него возгорелась мировая война против турецкой тирании, хотя на стороне Турции было девять десятых всего человечества. Сербия победила. Теперь восстала она против Австро-Венгрии, хотя большинство также находится на стороне противника. Но Сербам помогал Бог, Австро-Венгрии же мир был помощником. И как сегодня все изменилось! Австро-Венгрия и турки - союзники, а Божия правда на стороне Сербии.


Милош ОБРЕНОВИЧ -
предводитель Второго Сербского
восстания 1815 года


ВСЕГДА ВЕРНА САМОЙ СЕБЕ

Будь верен самому себе;
Пусть это следует как за ночью день;
Тогда никому неверен не будешь.

В. Шекспир

   Почему весь мир одобрил позицию Сербии? Потому что она имела христианские основы. Сегодня мир четко разделен на два лагеря: антихристианский и христианский. Три великих цезаря - Стамбул, Вена и Берлин с малым цезаренком Болгарией - это языческий табор. Остальной мир пока на стороне христианства. Сербская правда и борьба Сербии за Божию правду разделили мир. Это последняя война между христианством и язычеством. Это решающая битва между Христом и антихристом.
   В мире уже произошли перемены в отношении к Сербии. Россия полностью отвергла лицемерную политику графа Игна-тьевского. Великая Британия поспешила исправить промахи на Берлинском конгрессе. Франция тепло поприветствовала наши победы и дружелюбно обратилась к сербам. Греция и Румыния с нами одного духа. Болгария нас уважает (хоть и ненавидит) после своего поражения на Брегалнице. Наши югославские братья от румынской границы до Триеста и от Котора до Граца, взирая на небо, смотрят на нас, желая с нами единства.
   Каково было сербское прошлое? Борьба за христианскую идею. Что есть нынешняя сербская действительность? Та же борьба за христианскую идею. Разница в том, что начинали борьбу мы в одиночестве, а теперь нас поддерживают сильные народы. Вот мы нашли две точки, соединяя которые, можем провести линию и определить наше народное будущее.
   Мы сами начали борьбу за свободу - это первая точка. Сегодня продолжаем эту борьбу, и многие народы присоединились к ней - это другая точка.
   Каково наше будущее? Так как в борьбе мы сдружились с лучшими народами, то в будущем мы продолжим с ними мирно творчески созидать. В этом союзе мы явим миру наши лучшие людские ценности, какие мы стяжали в борьбе.
   Существует и подвижнический мир, так же как и подвижническая борьба. Один народ может в мирное время нести подвиг не меньший, чем во время войны. Что есть мир как не внутренняя духовная борьба? Мы, сербы, имеем причину надеяться, что и в другой войне сможем достигнуть успеха с помощью Божией.
   Многие говорят о единой Великой Сербии. Сербия никогда не имела такого величия как сейчас, в своем страдании и подвижничестве, в своем воодушевлении и в своей вере в победу добра над злом. Малая Сербия всегда была верна своей доле, верна самой себе. Это достоинство Сербии воспринято многими друзьями и врагами. Сербия с самого сначала приняла свой Крест и добровольно с верой, надеждой и любовью несла его через всю историю - всегда будучи верна Кресту, как верна самой себе.

Перевод Екатерины АНТОНОВОЙ
Книжное общество Новый Сад,1994 год.
Продолжение см. в след. номере

.

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник