ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ЭКУМЕНИЗМ
ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ
СТРАНИЦА 13
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

НЕПОГРЕШИТЕЛЬНОЕ ОСУЖДЕНИЕ

О разнице между нравственными немощами и прегрешениями против веры

Продолжение. Начало см. в № 15 (15)


Свт. Августин Блаженный, Иппонийский

   Все перевернулось в наше несчастное время материального просвещения и духовного невежества! Осуждение ближних за их нравственные немощи уже никого не шокирует, хотя это прямо запрещено Богом (ср.: Мф. 7, 1-3, Лк. 6, 37) и провоцирует ежедневные конфликты между людьми. А возвысить глас вопреки прегрешениям против правильной веры считается мещанством. Ненависть к личным врагам воспринимается как нечто нормальное. А ненависть к лжеучениям на религиозной почве непонятна для многих, хотя Слово Божие ясно передает ее устами св. пророка Давида: не ненавидящии ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих ис-таях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во врази быша ми (Пс. 138, 21-22).
   Стоит остановить внимание на этих важных псаломских словах. Кто подразумевается здесь под врагами Божиими? Св. Афанасий Великий поясняет: «Враги Божии, во-первых и в собственном смысле, - нечистые демоны; во-вторых, после демонов - защитники идолослужения и ересеначальники» (Св. Афанасий Великий. Толкование на Псалмы, пс. 138. Творения. Ч. IV. Св. Троицкая-Сергиева лавра, 1903. С. 412).
   Но как же может Божие Слово проповедовать ненависть? Необходимо особенно подчеркнуть, что здесь говорится не об обыкновенной ненависти, которую человек испытывает по отношению к своим личным врагам, поскольку речь идет не о таком виде неприятелей, а о Божиих врагах. Поэтому и ненависть, испытываемая к ним, непорочна. Она неслучайно называется «совершенной ненавистью». В ненависти к личным врагам присутствует страсть, злоба, месть - проявления человеческого несовершенства. А в ненависти к Божиим врагам, которую испытывал кроткий Давид, нет подобных несовершенств. В ней есть только одно непонятное для нас, грешных, совершенство, связанное не со страстями, а с безстрастием, которое умеет ненавидеть зло в людях, но не их самих, отвергать ересь, но щадить еретиков.
   Вот что читаем в толковании на эти псаломские строки у Евфимия Зигабена (XII в.), передающего слова неизвестного автора: «Тот ненавидит мысленных врагов совершенной ненавистью, кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее безстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди» (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1883. Пс. 138. С. 365).
   По словам блаженного Августина, совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло, но не таит ненависти к грешному человеку (Там же).
   Нечто подобное сказал и св. Иоанн Златоуст: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Св. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии, § 4 // Творения. СПб., 1895. Т. I. Кн. 2. С. 757). В другой своей проповеди он произнес: «Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе заблуждающегося. Я веду войну не с существом, потому что существо - дело Божие, но хочу исправить ум, который развращен диаволом. Как врач, леча больного, не против тела воюет, но истребляет повреждение тела, - так и я, если буду сражаться с еретиками, то сражаюсь не с самими людьми, но хочу истребить заблуждение (Св. Иоанн Златоуст. Беседа о св. священномученике Фоке // Там же. Т. II. Кн. 2. С. 747).
   Осуждение ближних за их нравственные грехи злобно, порочно, а осуждение извратителей веры должно быть обсуждением, а не осуждением. Тот, кто осуждает, исполнен гнева против своих личных соперников, ненавистных соседей и неприятной родни. В них он видит своих зложелателей, врагов своих интересов. А тот, кто критичен по отношению к ересям, видит в еретиках врагов Божиих и потому бдительно охраняется от них. Если ты слышишь, что твои соседи совершают против тебя некие беззакония и кротко переносишь это, то таким образом упражняешься в добродетели терпения. Но если узнаешь, что они еретики и хотят увлечь тебя и твоих близких в свою ересь, и поэтому пламенеешь священным гневом, Бог не вменит тебе это во грех, если только твой чистый и богоугодный гнев не выродится в удовлетворение твоей личной страсти, называемой местью и злобой.
   Спаситель учил нас не гневаться напрасно (ср.: Мф. 5, 22). Что означает здесь слово «напрасно»? Это очень хорошо объясняет авва Пимен. Спрошенный неким монахом: «Что означает не гневаться на брата своего напрасно?», он ответил ему мудро и духовно: «Напрасным признается гнев за всякую обиду, какою бы обидой не обидел тебя брат. Даже если он выколол тебе глаз или отсек руку и ты на него прогневался, то прогневался бы всуе (напрасно). Но на того имеешь право прогневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога (Древний патерик. Гл. 10, о рассудительности, § 65. С. 173-174).
   Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, пишет: «Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме--волхву и первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы» (Блж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 5. С. 35).

Архимандрит Серафим (АЛЕКСИЕВ)
Перевод Анны САМСОНОВОЙ
Продолжение см. в след. номере.

  
Встреча кардинала Бениамино Стэлла
и архиепископа Илариона (Алфеева)

 

 
        МУДРОСТЬ                             ||             «Вот источник моей радости!»
 
     

   Один инок был довольно нерадив на пути спасения - и в постничестве, и молитвах. Наконец, пришло время расстаться ему с жизнию, собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что он, по мнению их, безпечный инок, оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь.
   «Отчего ты в грозный час Суда Божия так безпечален? - спросили они, - мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия, укрепись силою Христа Бога нашего и скажи нам, да прославим Его милосердие».

   

   Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: «Так, отцы и братия! Я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены Ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости Суда Господня. Но вдруг Ангелы сказали мне: „При всем небрежении, ты не осуждал и был незлобив", - и с сим словом раздрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости!» - Сказав сие, инок предал с миром душу свою Господу. Не осуждайте, да не осуждены будете: оставьте и оставится вам (Лк. 6, 37), сказал Господь.

Из наставлений Аввы Дорофея

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник