ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ
ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ
СТРАНИЦА 15
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Об отношении разума к истинам веры

Окончание. Начало см. в № 16 (16).

   Вы скажете, может быть, что предполагаете жизнь и убеждения христианские, – предполагаете только, что при основании общих христианских убеждений особенные мнения о различных вероисповеданиях не имеют никакого влияния на внутреннее достоинство человеческой нравственности.
   Но что такое общие убеждения христианские? Если общим христианством мы назовем то, что принадлежит всем без исключения сектам, называющим себя христианскими, то у нас от христианства не останется ничего, кроме самого отвлеченного понятия о Божестве, и то будет так неопределенно, что допустит самые противоречащие толкования. Общего между ними останется только Книга, только буква Нового Завета, – буква, которую каждый будет толковать согласно с особенностью своего исповедания и несогласно с толкованием другого исповедания.
   Нет сомнения, что православный христианин, приверженец латинской церкви и последователь протестантских учений могут во многом сочувствовать между собой, даже во многом, относящемся до предметов веры. Но это сочувствие их до тех только пор может быть живое, покуда не достигнет глубины основных убеждений ума и сердца. Там, на дне души, каждый найдет свой внутренний мир, единодушно и тесно соединяющий его с единоверными братьями и отделяющий его несокрушимой стеной от приверженцев других исповеданий, ибо общие выводы каждого исповедания, не только богословские, но и философские и нравственные, совершенно различны так, что самые первые, самые господственные, самые решительные залоги внутренней жизни – те коренные убеждения, где ум и сердце сливаются в одну управляющую силу, – у каждого из них будут особенные и не сопроницаемые с другими.
Правда, что многие – можно сказать, даже большая часть людей – повторяют учение своей веры безсознательно, не замечая той связи, которая существует между отвлеченным символом и живой верой. Можно даже, искренно исповедуя одно вероучение, направлением ума и складом души принадлежать к другому, не замечая этого. Скажу более, можно быть по уму христианином, а по сердцу и жизни неверующим или язычником.
   Но такие противоречия, происходящие от человеческой слабости, не имеют никакого отношения к достоинству или недостоинству его вероучения. Где человек согласен сам с собой и последователен в своих убеждениях, там каждому особому вероучению необходимо соответствует особое настроение духа.
   В наше время, когда люди различных вероисповеданий перемешались в общества разнородные, имеющие свой смешанный смысл, свой особенный нравственный воздух, исходящий из интересов земных и независимо от вероучений каждого из членов своих, весьма затруднительно было бы проследить то влияние, которое имеет каждое вероисповедание на каждого из своих приверженцев в особенности. Но общее действие каждого вероучения на человека вообще очевидно из самых его догматов, особенно при соображении их с настоящим смыслом истории.
   Главная черта, которой отличается православное христианство от исповедания латинского и протестантского вероучения в их влиянии на умственное и нравственное развитие человека, заключается в том, что Православная Церковь строго держится границы между Божественным Откровением и человеческим разумом, что она сохраняет без всякого изменения догматы Откровения, как они существуют от первых времен христианства и утверждены Вселенскими Соборами, не позволяя руке человеческой касаться их святости или разуму человеческому переиначивать их смысл и выражение сообразно своим временным системам. Но в то же время Православная Церковь не стесняет разум в его естественной деятельности и в его свободном стремлении к отысканию истин, не сообщенных ему Откровением.
   Латинская церковь, напротив того, не знает твердости этих границ между человеческим разумом и Божественным Откровением. Своему видимому главе или своему поместному собору присваивает она право вводить новый догмат в число откровенных и утвержденных Соборами Вселенскими; некоторым системам человеческого разума приписывает исключительное право господства над другими и, таким образом, если не уничтожает прямо догматы откровенные, то изменяет их смысл, между тем как разум человеческий она ограничивает в свободе его естественной деятельности и стесняет его священное право и обязанность искать сближения истин человеческих с Божественными, естественных с откровенными.
   Протестантские вероучения основываются на том же уничтожении границы между человеческим разумом и Божественным Откровением, с той, однако же, разницей от вероучения латинского, что они не возводят какое-либо человеческое воззрение или какое-либо систематическое умозаключение на степень Божественного Откровения, стесняя тем законную деятельность разума, но, напротив, разуму человека дают господство над Божественными догматами, изменяя их или уничтожая сообразно личному разумению человека. От этих трех главных различий между отношениями Божественного Откровения к человеческому разуму происходят три главных образа деятельности умственных сил человека, а вместе с тем и три главные формы развития его нравственного смысла.
   Естественно, что человек, искренно верующий учению Православной Церкви, чем более будет развивать свой разум, тем более будет соглашать его понятия с истинами Божественного Откровения.
   Естественно также, что искренний приверженец латинской церкви должен будет не только подчинить свой разум Божественному Откровению, но вместе и некоторым человеческим системам и отвлеченным умозаключениям, возведенным на степень Божественной неприкосновенности. Потому он необходимо будет принужден сообщать одностороннее развитие движениям своего ума и нравственно обязан заглушать внутреннее сознание истины покорностью слепому авторитету.
   Последователь исповедания протестантского, признавая разум главнейшим основанием истины, будет по мере развития своей образованности все более и более подчинять самую веру свою личному своему разумению, покуда понятия естественного разума не заменят ему всех Преданий Божественного Откровения и Святой Апостольской Церкви.
   Где выше разума признается одно чистое Божественное Откровение, которое человек не может переиначивать по своим разумениям, но с которым он может только соглашать свой разум, там, естественно, тем более будет развиваться образованность, тем более понятия человека или народа будут проникаться учением веры. Но, для того чтобы соглашать истины разума с превышающей разум истиной Откровения, нужна двойная деятельность разума. Мало того, чтобы устраивать разумные понятия сообразно положениям веры, избирать соответственные, исключать противные и, таким образом, очищать их от всего противоречащего, – надобно еще самый образ разумной деятельности возвышать до того уровня, на котором разум может сочувствовать вере и где обе области сливаются в одно нераздельное созерцание истины.

Иван Васильевич КИРЕЕВСКИЙ

Разум на пути к истине: Философские статьи,
публицистика, письма; Переписка с преп. Макарием,
старцем Оптиной Пустыни; Дневник. М., 2002. С. 83–91.

 

 
        ОПРОС                      ||             На пути к Истине
 
     

Радуга – одно из чудес природы, свидетельствующих о существовании Творца

    1. Есть ли, на Ваш взгляд, противоречия между разумом и верой?

           да – 27%; нет – 73%

   2. Знаете ли Вы, что многие известные ученые в своих    исследованиях приходили к выводу о существовании Бога?

          да – 81%; нет – 19%

   

    3. Известно ли Вам, что многие святые пришли к вере через лицезрение и изучение окружающего мира?

        да – 86%; нет – 14%

   4. Согласны ли Вы, что только в Святой Православной Церкви сохранены догматы веры так, как они существуют от первых времен Христианства?

        да – 96%; нет – 4%

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник